1 Коринфянам 14 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Синодальный перевод

 
 

Стремитесь к любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
 
Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

Ибо, кто говорит языками, не людям говорит, но Богу; ибо никто не понимает: он духом говорит тайны,
 
Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

Тот же, кто пророчествует, людям говорит в назидание и увещание и утешение.
 
а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

Тот, кто говорит языками, себя назидает; тот, кто пророчествует, назидает церковь.
 
Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

Я хочу, чтобы все вы говорили языками, но еще больше, чтобы вы пророчествовали: ибо тот, кто пророчествует, больше того, кто говорит языками, если только он не дает толкования, чтобы церковь получила назидание.
 
Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

И теперь, братья, если я приду к вам, говоря языками, какую я принесу вам пользу, если не будет в моих словах или откровения, или познания, или пророчества, или наставления?
 
Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

Но если бездушные предметы, издающие звук, будь то свирель или гусли, не дадут раздельных звуков, как распознают то, что играется на свирели или гуслях?
 
И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?

Ведь если труба издаст неясный звук, кто будет готовиться к бою?
 
И если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению?

Так и вы, если не издадите языком отчетливого слова, как распознают то, что говорится? Вы будете говорить на ветер.
 
Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

Кто знает, сколько разных наречий в мире, и каждое из них выражает себя звуками?
 
Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

Итак, если я не знаю значения наречия, я для говорящего буду варваром, и говорящий будет варваром для меня.
 
Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

Так и вы, поскольку вы ревнуете о духах, для назидания церкви ищите их изобилия.
 
Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

Поэтому говорящий языками пусть молится о толковании.
 
А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

Ибо если я молюсь языками, то дух мой молится, но ум мой без плода.
 
Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода.

Что же? Буду молиться духом, но буду молиться и умом; буду петь духом, но буду петь и умом,
 
Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

потому что, если ты будешь благословлять в духе, то занимающий место непосвящённого, как скажет аминь на твое благодарение, раз он не знает, что ты говоришь?
 
Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоём благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.

Ибо ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
 
Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

Благодарю Бога: я больше всех вас говорю языками;
 
Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;

но в церкви хочу пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели множество слов языками.
 
но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

Братья, не будьте детьми по разуму: на злое будьте младенцами, но по разуму будьте совершенными.
 
Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

В Законе написано: иноязычными и устами иных буду говорить народу этому, но и так не послушают Меня, говорит Господь.
 
В законе написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь».

Таким образом языки служат знамением не для верующих, но для неверующих, пророчество же не для неверующих, но для верующих.
 
Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

Поэтому, если вся церковь сойдется вместе, и все будут говорить языками, и войдут непосвящённые или неверующие, не скажут ли они, что вы безумствуете?
 
Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

Если же все пророчествуют и войдет кто неверующий или непосвящённый, то он обличается всеми, судится всеми;
 
Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

сокровенное сердца его обнаруживается, и так, павши ниц, он поклонится Богу и провозгласит: действительно. Бог — между вами.
 
И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог».

Что же, братья? Когда вы сходитесь, у каждого есть псалом, есть наставление, есть откровение, есть язык, есть толкование: всё да будет к назиданию.
 
Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — всё сие да будет к назиданию.

Говорит ли кто языками, — каждый раз двое или, самое большое, трое, и по очереди, и один пусть толкует.
 
Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.

Если же нет толкователя, молчи в церкви и говори себе и Богу.
 
Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

А пророки пусть говорят двое или трое, и другие пусть судят.
 
И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

Если же, пока он сидит, другому будет откровение, первый пусть молчит.
 
Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

Ибо вы можете все один за другим пророчествовать, чтобы все поучались и все получали утешение.
 
Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

И духи пророков пророкам послушны;
 
И духи пророческие послушны пророкам,

ибо Бог не есть Бог беспорядка, но мира. Как во всех церквах у святых,
 
потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

жены в церквах да молчат, ибо не разрешается им говорить, но пусть будут послушны, как и Закон говорит.
 
Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома своих мужей; ибо стыдно жене говорить в церкви.
 
Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

Или от вас слово Божие вышло? Или до вас одних оно достигло?
 
Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

Если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть познаёт то, что я пишу вам: что это — Господня заповедь.
 
Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

Если же кто не знает, его не знает Бог.
 
А кто не разумеет, пусть не разумеет.

Итак, братья мои, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, и не препятствуйте говорить языками.
 
Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;

Но пусть всё происходит благообразно и в порядке.
 
только всё должно быть благопристойно и чинно.

Примечания:

 
 
Синодальный перевод
33−34 церквах — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «церквях», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.