От Луки 1 глава

Евангелие от Луки
Перевод Десницкого → Толкования Августина

Перевод Десницкого

1 Немало писателей начали составлять свои повествования о событиях, которые у нас произошли —
2 они опираются на рассказы тех, кто с самого начала был подле Слова* и служил Ему.
3 Вот поэтому и я, тщательно изучив всё с самого начала, решил написать об этом тебе, досточтимый Феофил*,
4 чтобы ты достоверно узнал о том, чему тебя научили прежде*.
5 Был в Иудее во дни царя Ирода* один священник по имени Захария. Он принадлежал к череде Авии*. Его жена по имени Елизавета тоже была из Ааронова рода*.
6 И он, и она были праведны перед Богом и поступали по всем заповедям и повелениям Господним безупречно.
7 Но ребенка у них не было, Елизавета оказалась бесплодна*. Так они и вошли в преклонный возраст.
8 Однажды, когда Захарии вместе с его чередой подошло время служить перед Богом,
9 выпал Захарии жребий (так водится у священников) войти в храм Господень и совершить воскурение*.
10 Весь остальной народ во время воскурения молился снаружи.
11 Захарии тогда явился ангел Господень, он стоял по правую руку от жертвенника для воскурений.
12 Захарию смутило это видение, на него напал страх.
13 Ангел сказал ему:
— Не бойся, Захария! Твоя молитва услышана. Жена Елизавета родит тебе сына и ты назовешь его Иоанном.

14 Будешь радоваться о нем и ликовать,

и многим его рождение подарит радость!

15 Он будет пред Господом велик,

вина и хмельного не будет пить*,

Духом исполнится от чрева матери.

16 Многих сыновей Израиля обратит

он к Господу, их Богу

17 и сам перед Ним пройдет

в духе Илии* и с силой его,

обратит он сердца отцов к детям,

а непокорных — к праведным мыслям,

чтобы народ был готов встретить Господа!

18 Захария спросил ангела:
— Как мне узнать, что это сбудется? Я ведь уже старик, да и жена моя состарилась.
19 Ангел сказал ему в ответ:
— Я Гавриил, я стою перед Богом*, и я был послан, чтобы говорить с тобой и возвестить тебе это.
20 А ты останешься немым, ты не сможешь говорить до того дня, когда всё это сбудется, за то, что не поверил моим словам. Они исполнятся в свое время.
21 Народ тем временем ждал Захарию снаружи и удивлялся, что он задерживается в храме.
22 Когда он вышел, оказалось, что он не может им ничего сказать — так они поняли, что ему в храме было видение. Сам он объяснялся с людьми знаками и оставался немым.
23 Когда завершились дни служения, он вернулся к себе домой.
24 Вскоре после тех дней его жена Елизавета забеременела и пять месяцев скрывалась ото всех. Она говорила:
25 — В эти дни взглянул на меня Господь, и вот что Он сотворил, чтобы снять с меня позор перед людьми!
26 А на ее шестом месяце был послан от Бога ангел Гавриил в галилейский* город под названием Назарет
27 к девушке, которая была обручена с мужчиной по имени Иосиф из рода царя Давида*. Имя той девушки — Мария.
28 Ангел вошел и приветствовал ее:
— Здравствуй! Ты благодать и радость обрела*, Господь с тобой!
29 Она смутилась от таких слов и недоумевала, что бы такое приветствие могло означать.
30 Ангел продолжил:
— Не бойся, Мария! От Бога ты обрела благодать.
31 Ты зачнешь, выносишь и родишь Сына и ты дашь Ему имя Иисус.

32 Он будет велик,

Сыном Всевышнего Его назовут,

Господь Бог Ему передаст

престол Давида, праотца Его.

33 вовеки будет царствовать Он

над домом Иакова*, и царству Его

не будет конца.

34 Мария спросила у ангела:
— Как же это произойдет, ведь я еще не была с мужчиной?
35 Ангел сказал ей в ответ:

— На тебя сойдет Святой Дух

и сила Всевышнего тебя осенит,

потому и родится Святое Дитя

и Сыном Божьим Его назовут.

36 Вот и родственница твоя Елизавета вынашивает сына в преклонные года, месяц уже шестой — а ведь ее считали бесплодной!
37 Ни одно слово от Бога не останется бессильным.
38 Мария сказала:
— Я раба Господня. Да будет со мной, как ты сказал.
И ангел ее покинул.
39 В ближайшие дни Мария направилась в город в Иудейском нагорье,
40 где жил Захария. она вошла в его дом и приветствовала Елизавету.
41 И едва лишь Елизавета услышала приветствие Марии, зашевелился у ней во чреве младенец, а сама Елизавета исполнилась Святым Духом и
42 воскликнула во весь голос:

— Благословенна ты среди женщин

и благословен плод в твоем чреве!

43 За что же мне такое дано —

Мать Господа моего пришла ко мне?

44 Едва достигли моего слуха

слова приветствия твоего —

зашевелился, возликовал

младенец во чреве моем!

45 Благо той, кто поверила:

сбудется, что от Господа ей возвещено.

46 Отвечала Мария:

— Душа моя Господа величает,

47 ликует дух мой о Боге, Спасителе моем —

48 взглянул Он на неприметную Свою рабу,

и отныне все поколения

блаженной меня назовут.

49 Свершил для меня великое

Могучий, и свято имя Его!

50 Милость Его из рода в род

к тем, кто боится Его.

51 Простерта Его мощная рука —

Он рассеял гордецов и все замыслы их,

52 могучих с престолов низверг

а неприметных вознес,

53 кто голодал — тех насытил Он добром,

кто богател — тех ни с чем отослал.

54 Принял Он Израиль как Свое дитя

и о милости не забыл,

55 как обещал прежде нашим отцам,

Аврааму и потомству его — навек!*

56 Мария оставалась с Елизаветой месяца три и потом вернулась к себе домой.
57 Елизавете пришло время рожать, и она родила сына.
58 Ее соседи и вся родня узнали, какую великую милость явил ей Господь, и радовались вместе с ней.
59 А на восьмой день пришли делать мальчику обрезание* и хотели назвать его Захарией, как звали и его отца.
60 Но мать возразила:
— Нет, его будут звать Иоанном.
61 Ей ответили:
— Но ведь среди твоей родни никто не носит это имя!
62 Отца ребенка стали знаками спрашивать*, какое имя он хочет ему дать.
63 Он попросил табличку* и на ней написал, ко всеобщему удивлению: «Имя ему — Иоанн».
64 Тотчас его уста открылись, речь вернулась и он стал благословлять Бога.
65 Всех, кто был рядом, охватил трепет, о случившемся подробно рассказывали по всему Иудейскому нагорью,
66 и все, кто слышал, крепко сохраняли это в памяти и спрашивали, что же выйдет из этого ребенка — ведь была на нем Господня рука.
67 А его отец Захария исполнился Святого Духа и стал пророчествовать:

68 — Благословен Господь, Бог Израиля!

Взглянул Он на Свой народ,

искупление ему даровал

69 и из рода Давида, слуги Своего

Он воздвиг Того, Кто нас спасет,

70 как от века возвещал через уста

святых пророков Своих.

71 Спасет Он нас от врагов,

от руки всех, кто ненавидит нас,

72 ради милости Своей к нашим отцам,

ради памяти о завете Своем святом.

73 Такую клятву Аврааму Он дал,

праотцу нашему,

74 что избавит нас

от руки врагов, чтобы мы смогли

безо всякого страха Ему служить

75 в святости и праведности перед Его лицом

во все дни, пока живем.

76 А тебя, дитя мое, назовут

пророком Всевышнего, и ты пройдешь

пред Господом — Ему приготовить путь,

77 дать знание о спасении народу Его,

путь к прощению грехов указать.

78 Милосерден и благ наш Бог!

Потому с высоты воззрит на нас Восход

79 и просветит сидящих во тьме

и в тени смерти, направит нас,

чтобы нам по мирной дороге ступать!

80 А младенец вырастал и укреплялся в Духе. Он жил в пустыне до того самого дня, как явился народу Израиля.

Толкования Августина

Стих 8−10

Захария молился о Мессии

Но почему это было сказано? Поскольку Захария приносил жертву за народ; священник приносил жертву за народ, народ этот ожидал Христа, а Иоанн возвестил Христа. И тот же самый ангел говорит Деве Марии: Радуйся, благодатная, Господь с тобою (Лк 1:28), — то есть уже с тобой Тот, Кто будет в тебе.

Источник: Проповеди 291.3.

Стих 11−12

Ангел приходит к Захарии

Пришел ангел Гавриил к Захарии, а не к Елисавете, жене его, матери Иоанна; пришел, говорю я, ангел Гавриил к Захарии, а не к Елисавете. Почему же так? Потому что Иоанну предстояло быть зачатым в Елисавете Захарией. Поэтому ангел, возвещая грядущее рождение Иоанна, пришел не к вмещающей утробе, но к источнику семени. Он возвестил, что у них обоих будет сын, но возвестил отцу. Ибо Иоанну предстояло произойти от сожительства мужчины и женщины. Вот, тот же самый Гавриил пришел в другой раз к Марии, а не к Иосифу: откуда предстояло начаться рождающейся плоти, откуда было начало рождения, к той и пришел ангел.

Источник: Проповеди 291.3.

Стих 17

Когда Иоанн был зачат или, точнее, когда он родился, Святой Дух пророчество­вал о том, что надлежало исполниться в этом человеке: «И будет он Предтечей Всевышнего, в духе и силе Илии» (ср. Лк 1:17). Так что он «не Илия», но в духе и силе Илии. Что значит: в духе и силе Илии? Значит в том же Святом Духе под видом Илии. Почему под видом Илии? Потому что кем будет Илия во втором пришествии, тем Иоанн был в первом.

Стало быть, Иоанн, говоря в буквальном смыс­ле, дал ответ правильный. Господь же говорил образно: «Илия есть Иоанн», а тот, как я уже сказал, говорил буквально: «Я не Илия». Если ты будешь иметь в виду образ Предтечи, то Иоанн и есть Илия. Ибо он в первом пришествии был тем, кем будет во втором Илия. Если же ты спрашиваешь о конкретной личности, то Иоанн — это Иоанн, а Илия — это Илия.

Источник: Рассуждение на Евангелие от Иоанна 4.5

Стих 18

Бесплодие и девственность

Церковь соблюдает рождество Иоанна Предтечи как некий священный день; нет никого среди праотцов, чье рождение мы праздновали бы с торжеством; празднуем мы рождество Иоанна и празднуем Христово Рождество; нельзя умолчать здесь о последнем, и даже если недостаточно в сравнении с достоинством этой вещи объясняется нами это, все равно мыслится более плодоносным и высоким. Иоанн рождается от неплодной старицы, Христос рождается от юной девы. Иоанна рождает бесплодие, Христа — непорочность. При рождении Иоанна необычен был возраст рождающей, при рождении Христа не было супружеских объятий. Первый возвещается предсказывающим ангелом, второй зачинается по возвещению ангела. Не поверил тот, у кого должен был родиться Иоанн, и сделался немым отец; поверила Мария, что должен родиться Христос, и по вере зачался Он. Сперва возникла вера в сердце Девы, и последовала за ней плодовитость во чреве матери. И, однако, почти одни и те же слова произносит Захария, когда ангел возвестил об Иоанне: По чему я узнаю это ? Ибо я стар и жена моя уже влетах преклонных (Лк 1:18); и святая Мария, когда ангел возвестил о грядущем рождении Христа: Как будет это, когда я мужа не знаю? (Лк 1:34) — почти одинаковые слова... Наконец, Иоанн рождается, когда уже уменьшается свет и начинает расти ночь, а Христос рождается, когда ночь уменьшается, а день возрастает.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 293.

Стих 34

Девственное рождение

И само девство Марии приятнее и привлекательнее, поскольку зачатый Христос Сам не отнял у Нее того девства, которое сохранил от насилия мужа, но, прежде чем зачаться, уже избрал посвященную Богу, от Которой вознамерился родиться.

Источник: Августин Иппонский, О святом девстве 4.

Стих 35

Очищающее рождение

Первый грешник и первый преступник родил повинных смертигрешников. А Спаситель пришел от Девы к требующим исцеления. Вот, пришел Он к тебе не так, как произошел ты сам, ведь Он не от похоти мужа и жены, не от этих уз похоти. Дух Святой, — говорит ангел, — найдет на тебя. Сказано это было Деве, сказано было пламенеющей верою, а не распаляемой похотью плоти:

Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя (Лк 1:35). Если она будет иметь такое осенение, разве загорится она жаром вожделения? Итак, поскольку Он пришел к тебе не так, как ты сам произошел, Он освобождает тебя.

Источник: Проповеди 153.14.

Стих 41

Взыграние Иоанна — знак веры

Елисавета, чтобы ответить Марии, как выше указывает евангелист, исполнилась Духа Святого (Лк 1:41); так что несомненно по Его откровению узнала, что означает это радостное взыграние младенца, а означало оно, что пришла Матерь Того, Чьим предтечей и предвозвестителем предстояло стать этому младенцу. Итак, это могло быть обозначением предстоящей великой вещи, чтобы поняли ее взрослые, но это не означает, будто понял ее младенец. Ведь когда выше шел рассказ об этом в Евангелии, не было сказано: «уверовал младенец во чреве ее», но: взыграл; и сама Елисавета не сказала: «Взыграл с верою младенец во чреве моем», но говорит: Взыграл радостно (Лк 1:44).

Мы можем наблюдать взыграние от радости не только у младенцев, но и у животных, и понятно, что эта радость происходит не от веры, религии, или какой-либо разумной мысли; но совершенно необычным и новым было то, что младенец взыграл во чреве и притом во время прихода Той, Которой предстояло родить Спасителя человеков. Потому это удивительно, потому считается великим чудом, потому что это взыграние и как бы возданное Матери Господа приветствие, как обычно и происходят всякие чудеса, совершилось во младенце по божественному изволению, а не самим младенцем было совершено по человеческой воле.

Источник: Послания 187.23.

Стих 44

Взыграние Иоанна — знак веры

Елисавета, чтобы ответить Марии, как выше указывает евангелист, исполнилась Духа Святого (Лк 1:41); так что несомненно по Его откровению узнала, что означает это радостное взыграние младенца, а означало оно, что пришла Матерь Того, Чьим предтечей и предвозвестителем предстояло стать этому младенцу. Итак, это могло быть обозначением предстоящей великой вещи, чтобы поняли ее взрослые, но это не означает, будто понял ее младенец. Ведь когда выше шел рассказ об этом в Евангелии, не было сказано: «уверовал младенец во чреве ее», но: взыграл; и сама Елисавета не сказала: «Взыграл с верою младенец во чреве моем», но говорит: Взыграл радостно (Лк 1:44).

Мы можем наблюдать взыграние от радости не только у младенцев, но и у животных, и понятно, что эта радость происходит не от веры, религии, или какой-либо разумной мысли; но совершенно необычным и новым было то, что младенец взыграл во чреве и притом во время прихода Той, Которой предстояло родить Спасителя человеков. Потому это удивительно, потому считается великим чудом, потому что это взыграние и как бы возданное Матери Господа приветствие, как обычно и происходят всякие чудеса, совершилось во младенце по божественному изволению, а не самим младенцем было совершено по человеческой воле.

Источник: Послания 187.23.

Стих 53

Кто такие алчущие (Лк 1:53)? Смиренные, бедные. Кто такие богатящиеся (Лк 1:53)? Гордые и надменные.

Не стану я отсылать вас далеко: тотчас покажу вам в одном храме бога- тящегося из тех богатых, которые отпускаются ни с чем, и бедного из тех бедных, которые исполняются благ. Два человека вошли в храм помолиться; один фарисей, а другой мытарь <...> (Лк 18:9-12). Посмотри на богатящегося, изрыгающего непереваренное, выдыхающего пресыщение, но пресыщение гордостью, а не праведностью. Боже, — говорит он, — благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, — грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк 18:11). Иди, подойди бедный, алчущий мытарь; а лучше стой там, где ты встал. Ибо мытарь стоял вдали. Но Господь приближается к смиренному. Мытарь не смел поднять глаз на небо, но куда не поднимал он глаз, там уже было его сердце.

Источник: Проповеди 290.6.

Стих 56

Итак, слова Матфея о Марии: Она имеет во чреве от Духа Святого — не противоречат Луке, но Лука рассказал то, что Матфей опустил. И тот и другой свидетельствуют, что Мария зачала от Духа Святого, и нет никакого противоречия в том, что Матфей рассказывает пропущенное у Луки. Он продолжает: Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их? А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою. Ине знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода? — и далее.

Источник: О согласии Евангелистов, книга 2.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.