Иакова 1 глава

Соборное послание апостола Иакова
Перевод Десницкого → Толкования Августина

Перевод Десницкого

1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати израильским племенам, рассеянным по земле, желает радости!
2 Когда случаются с вами разнообразные искушения, братья мои, принимайте это как великую радость.
3 Знайте: опыт жизни по вере рождает стойкость,
4 а стойкость способствует зрелости – чтобы вы были зрелыми и цельными, чтобы ни в чем не нуждались.
5 А если кому из вас не хватает мудрости, пусть попросит у Бога, и получит – ведь Бог дает просто, не упрекая.
6 Пусть только просит с верой и ничуть не сомневается – кто сомневается, похож на морскую волну, которую из стороны в сторону гонит ветер.
7 Пусть не думает что-то получить от Господа такой человек –
8 душа его раздвоена, на всех своих путях он неустойчив.
9 Кто из братьев в унижении – пусть хвалится высотой своего положения,
10 а кто богат – своим унижением, ведь все это исчезнет, как цветок полевой.
11 Восходит солнце и от солнечного жара вянет трава – так и облетает весь ее цвет, гибнет прекрасный облик. Так и богача на его пути ждет увядание.
12 Блажен, кто выдержал искушение: за свою стойкость он получит венец жизни – так обещал Бог наградить тех, кто Его любит.
13 В искушении пусть никто не говорит: «Это Бог меня искушает». Бог непричастен злу и Сам никого не побуждает ко злу.
14 Нет, это собственные прихоти сбивают с пути человека и увлекают в ловушку – вот что такое искушение.
15 От прихоти зарождается и появляется на свет грех, и когда он совершается, то приводит к смерти.
16 Не заблуждайтесь, возлюбленные мои братья.
17 Что дается вам доброго, что дарится вам совершенного, то приходит свыше, от Отца, порождающего всякий свет, и Он не переменится, не затмится Его сияние.
18 По Собственной воле Он породил нас словом Своей истины, и среди Своих творений предназначил нам первое место.
19 Во что, братья мои возлюбленные: пусть каждый человек торопится слушать и медлит говорить, медлит гневаться,
20 ведь гнев человеческий не творит правды Божьей.
21 Так что избавьтесь от всякой грязи и душащей вас злобы и кротко примите то Слово, которое прорастает в вас и способно спасти ваши души.
22 И слово это исполняйте, а не только слушайте – иначе обманете лишь самих себя.
23 Ведь слушать слово, но не исполнять – все равно, что глядеть на собственное отражение в зеркале:
24 человек узнал, каков он сам, но отошел и тотчас забыл об этом.
25 Но кто прилежно всматривается в совершенный закон (а это закон свободы) – тот не просто забывчивый слушатель, он исполняет его на деле. И будет блажен, кто так поступит!
26 Кто считает себя благочестивым, но не справляется с собственным языком, тот обманывает сам себя, всё его благочестие ничего не стоит.
27 Вот какое благочестие будет чистым и безупречным перед Богом и Отцом: помогать вдовам и сиротам в их скорбях и хранить себя от всего, чем оскверняет этот мир.

Толкования Августина

Стих 5

Не следует утверждать, что вера не является даром Божиим, но имеет источник в нас, поскольку дана нам без нашей о том просьбы. Итак, от Кого мир и любовь, от Того и вера, вследствие чего мы просим у Него не только усилить веру тех, у кого она есть, но также дать ее тем, кто ее еще не имеет.

О даре терпения 44

Cl. 0355, 1021.20.

Стих 7

Твои заслуги злы — Бог не увенчивает их. Если же они благи, то суть дары Божии.

О благодати и свободной воле

Cl. 0352, 890.48.

Стих 13

Есть искушение на зло, когда кто, быв прельщен, впадает в грех, и подчиняется диаволу. В этом смысле говорит Апостол, что Бог никого не искушает... Таким искушением, чтобы кто прельщен был и пал, Бог никого не искушает.

Стих 14

Но бывает, что, по высшим и сокровенным судам своим, Он оставляет иного. И когда оставит кого, тогда искуситель находит возможность сделать ему что-либо: ибо в таком случае он не противоборца уже встречает, а покорного послушника в том, кого оставил Бог. Итак, чтобы не оставлял нас Бог, молимся «не введи нас во искушение». — «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью», говорит тот же Апостол Иаков. «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; Иак. 1:14, 15). Чему это учит он нас? Тому, чтобы мы боролись с похотью своею. Во святом крещении грехи все прощаются; а похоти остаются чтобы, возрождены быв, вы вели с ними борьбу. Внутрь вас самих остается столкновение. Нечего бояться внешнего врага: себя победи, и — мир побежден. Что может сделать тебе внешний искуситель, — диавол, или слуга диавола? Пусть, например, кто-нибудь предлагает тебе какую выгоду, чтобы прельстить тебя и склонить на худое дело, что он сделает тебе, когда в тебе самом не дано места любостяжанию? Но если в тебе самом дано место любостяжанию; то, увидев прибыль, разгоришься вожделением ее и будешь пленен тенетами грешного яства, каковые тенета попусту пролежат простертыми перед тобою, если ты неподатлив на любостяжание. Пусть также искуситель подведет для искушения тебя красивейшую женщину. Если внутрь тебя водворена любовь к целомудрдию, то ты легко преодолеешь это внешнее нападение, чтобы не пленила тебя приманка красоты жены чуждой, побори внутрь себя свою похоть; не врага своего ощущаешь ты, но свою похоть чувствуешь. Победи внутрь, что там чувствуешь. Борись и победишь. Возродивший тебя — Судия твой: Он предложил тебе состязание, — и готовит венец. Но как без сомнения ты побежден будешь, если не будешь иметь Его помощником себе, когда Он оставит тебя; того ради и взывать научен ты в молитве: «не введи нас во искушение». — Некоторых гнев Судии предал похотям их, как говорит Апостол: «предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» (24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Рим. 1:24). Как предал? Не понудив, а оставив их.

Стих 15

Кто побеждается искушением, тот впадает в грех. Апостол Иаков говорит: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех». Чтобы не быть тебе увлеченным похотью, не соглашайся с нею. Ей неоткуда зачать, как от тебя. Согласился: тоже что — поспал с нею в сердце своем. Восстала похоть: откажи ей в себе, не следуй ей. Она непотребна, растленна, срамна, от Бога тебя отчуждает. Не давай ей объятий согласия, чтобы не оплакивать порождение от того: ибо если согласишься, то есть, примешь ее в объятия, она зачнет. Но «похоть же, зачав, рождает грех». Не боишься этого? «Сделанный грех рождает смерть». Хоть смерти побойся. Если не боишься греха, побойся того, куда приводит грех. Сладок грех, но горька смерть. Она — крайнее бедствие людей, для чего грешат они, то, умирая, оставляют здесь, а самые грехи берут с собою. Грешишь из-за денег: здесь оставишь их. Грешишь из-за других стяжаний: здесь оставишь их. Грешишь из-за жены: здесь оставишь ее. И что бы то ни было, из-за чего грешишь, все то, смыкая очи на смерть, здесь оставишь, а с собою возьмешь только самые грехи, учиненные тобою из-за того.

Стих 17

Итак, вы должны надеяться получить способность твердо переносить послушание у Отца светов, от Которого нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Иак. 1:17), и просить об этом в ежедневных молитвах, и, поступая так, быть уверенными, что вы не чужды тому, что предопределено народу Его, потому что даже то, что вы это совершаете, Он Сам вам дарует.

О даре терпения 22

Cl. 0355, 1030.39

Стих 19

Ведь истину безопасней выслушивать, чем проповедовать, поскольку, когда ее выслушивают, сохраняют смирение, а когда проповедуют, едва ли в ком из людей не закрадывается пусть крохотное, а самодовольство, в котором, запятнавшись, обязательно увязают стопы.

Трактат на Евангелие от Иоанна 57.2.

Cl. 0278, 57.2.23.

Стих 22

Ведь ни я, ни кто-то другой, проповедующий вам слово, сердца вашего не видит, что вы задумываете в своих мыслях, судить не может, потому что человек не может видеть — видит Бог, для Которого сердце человеческое не может оставаться сокрытым. Подумайте, если слушать — хорошо, насколько же лучше исполнять. Если ты не слышишь, ты не заботишься о том, что [не] услышано, и [таким образом] ничему не содействуешь, если же слышишь и не исполняешь, ты способствуешь падению.

Проповеди 179.

Cl. 0284, 179.38.970.58.

Стих 25

Это — закон свободы, а не рабства, потому что это, конечно, закон любви, а не страха, о котором и апостол Иаков говорит: Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы. И потому и он больше уже не боялся, как раб, закона Божия, а по внутреннему человеку находил в нем удовольствие (См. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; Рим. 7:22); однако он все еще видит в членах своих иной закон, противоборствующий закону ума его (23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Рим. 7:23).

О природе и благодати 57.67. Cl. 1362, 1 (in Iac.), 1.331.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.