Иакова 2 глава

Соборное послание святого апостола Иакова
Перевод Десницкого → Толкования Августина

Перевод Десницкого

1 Братья мои, если верите в славного Господа нашего Иисуса Христа — никого не выделяйте особо.
2 Войдет в собрание ваше роскошно одетый человек с золотыми перстнями на пальцах, войдет и бедняк в грязной одежде.
3 Взглянете вы на роскошно одетого и скажете: «тебе будет удобно присесть здесь», а бедняку скажете: «а ты постой» или «садись тут, мне под ноги».
4 И так вы вводите разделения в общине и решаете, исходя из дурных помыслов.
5 Послушайте, братья мои возлюбленные! Бог избрал тех, кто беден в этом мире, чтобы обогатить их верой и дать им в наследие царство — Он обещал это тем, кто Его любит.
6 А вы с презрением отнеслись к бедняку! Но разве не богатые угнетают вас и тянут в суды?
7 Не они ли оскорбляют доброе имя, которое вы носите?
8 Если вы исполняете царский закон, который дан в Писании: «возлюби ближнего как самого себя»*, — то поступаете прекрасно.
9 А если вы относитесь к людям с лицеприятием, то совершаете грех, и закон обличает ваше преступление.
10 Ведь кто исполнил остальной закон, но что-то одно нарушил, оказался виновным в целом.
11 Кто сказал «не блуди», сказал и «не убивай»*, и если ты не блудишь, но убиваешь, ты все равно преступник.
12 Помните, что и за свои речи, и за поступки будете судимы по закону свободы.
13 Кто не проявил милости — того и судить будут без милости, а ведь милость превыше суда!
14 Что пользы, братья мои, если кто говорит, будто имеет веру, но не подтверждает ее делами? Сможет ли такая вера его спасти?
15 Допустим, брату или сестре недостает одежды и ежедневной пищи,
16 а кто-то из вас им скажет: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», а того, что нужно для жизни, вы им не дадите — какая от этого польза?
17 Так и вера, не подтвержденная делами, сама по себе мертва.
18 И тут кто-то скажет: у тебя есть вера, а у меня — дела. Как же ты покажешь мне свою веру, если она бездействует? А я покажу тебе свою веру своими делами.
19 Ты веришь, что Бог Един? Прекрасно! Так веруют и бесы — но это лишь ужасает их.
20 Показать ли тебе, пустой человек, что вера без дел ни на что не годна?
21 Как получил праведность праотец наш Авраам? По делам своим, когда готов был принести сына своего Исаака в жертву.*
22 Ты же видишь, что вера его проявлялась на деле, вера достигла совершенства в его поступках.
23 Так и исполнилось сказанное в Писании: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность», и был он назван другом Божьим*.
24 Итак, вы видите, что человек признается праведным по своим делам, а не только по вере.
25 Точно так же и блудница Раав была признана праведной по своим делам, когда приняла израильских разведчиков и тайно выпустила из города*.
26 Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Толкования Августина

Стих 2

Да не будет, конечно, того, чтобы в святилище Твоем богачей принимали впереди бедняков, а знатных впереди незнатных: ведь Ты же избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — 1Кор 1:27−28).

Стих 4

Кто вынес бы то, что богатый избирается на почетное место в Церкви, в то время как бедный — более образованный и более благочестивый — терпит пренебрежение? Когда же речь идет о ежедневных собраниях, если кто и грешит, то разве не тот, кто сам с собою рассуждает таким образом, что ему человек кажется тем лучше, чем он богаче?

Послания 167. Cl. 0262, 167.44.5.605.13.

Стих 5

Итак, избирая, Он творит людей богатыми верою и наследниками Царства. Правильно говорится, что Он избрал в них то, что Сам сотворил, для чего и избрал их.

О предопределении святых. Cl. 0354, 986.13.

Стих 10

Неужели тот, кто совершил кражу, или, скажем, тот, кто сказал богатому: сядь здесь, а бедному: ты стань там (См. 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — Иак 2:3), виновен и в убийстве, и в прелюбодеянии, и в святотатстве? А если это не так, каким же образом кто согрешает в одном, тот становится виновным во всем? Или то, что ты сказал о богатом и о бедном, не имеет отношения ко всему тому, из чего кто согрешит в чем-нибудь одном, тот станет виновным во всем?

Послания 167. С1. 0262, 167.44.1.589.3.

Стих 13

Само волеизъявление наказывается мучением — либо духовным, либо телесным; как, например, доставляющее удовольствие при совершении прегрешений наказывается посылаемыми за это в качестве кары страданиями; и как судящий без милости без милости будет и судим. Ведь и в этом суждении мера1 имеется в виду только в том смысле, что не выказанное им не будет выказано и по отношению к нему, и притом суд, который совершается над ним, вечен, хотя тот суд, который творил он сам, вечным быть не может.

Примечания

  • 1 — См. 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Мф 7:2, 24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Мк 4:24, 38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Лк 6:38 — Прим. ред.

Послания 102. Cl. 0262, 102.34.2.27.568.8.

Стих 14

Иаков, конечно, устрашил их ради их спасения, чтобы они не считали себя верными только вследствие своей веры, живя при этом во зле.

Стих 17

Я также не понимаю, зачем Господь сказал: "Если хочешь прийти к вечной жизни, соблюди заповеди" (Цитата неточная — см. 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Мф 19:17), и затем напомнил те из них, которые связаны с нравственным поведением, если, даже не соблюдая их, можно прийти к (вечной) жизни благодаря одной только вере, которая "без дел мертва".

Стих 19

Ибо те, кто верит и поступает согласно истинной вере, живы, а не мертвы; те же, кто не верит или верит подобно демонам, трепеща [для верящих в Бога, но не любящих Его, Он предсталяется некоей внешней грозной силой — Прим. ред.] и ведя при этом дурную жизнь, исповедуя Сына Божьего, но любви не имея, должны считаться скорее мертвыми.

Неужели же и они Бога узрят? Узрят чистые сердцем (8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф 5:8), а кто назовет нечистых духов чистыми сердцем? Однако и они веруют и трепещут.

Стих 21

То, что он веровал Богу, глубоко в сердце, относится только к вере, в том же, что он привел сына на заклание, что, бестрепетный, взял оружие в правую руку, что заколол бы таки его, если бы его не удержал голос, заключается, конечно, великая вера — и великое дело.

Стих 23

То, что он веровал Богу, глубоко в сердце, относится только к вере, в том же, что он привел сына на заклание, что, бестрепетный, взял оружие в правую руку, что заколол бы таки его, если бы его не удержал голос, заключается, конечно, великая вера — и великое дело.

Проповеди 2. Cl. 0284, 2.41.224.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.