Римлянам 14 глава

Послание к Римлянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Толкования Августина

Перевод Десницкого

1 Чья вера не крепка, того принимайте, не споря о мнениях.
2 Кто-то верит, что можно есть всё, а немощный вкушает только овощи*.
3 Ты ешь всё? Так не презирай того, кто не ест мясного. Не ешь мясного? Так не суди того, кто ест, ведь его принял Бог.
4 Кто ты такой, чтобы осуждать чужого раба? Это перед своим Господином он устоял или пал — а если пал, во власти Господа снова поднять его, и так Он и сделает.
5 Кто-то проводит различия между днями календаря, а кто-то обо всех днях судит одинаково*. Пусть каждый решает по собственному разумению.
6 Кто выделяет особые дни, ради Господа их выделяет; кто ест мясное, ест пред Господом и благодарит Бога, и кто воздерживается от такой еды, воздерживается пред Господом и благодарит Бога.
7 Никто из нас не живет сам по себе и никто сам по себе не умирает:
8 если мы живем, то живем для Господа, и если умираем, умираем для Господа. Так что живем мы или умираем, мы — Господни.
9 Для того Христос умер и ожил, чтобы господствовать над мертвыми и живыми.
10 Что же ты тогда судишь своего брата? Что же ты своего брата презираешь? Ведь все мы предстанем перед Божьим престолом,
11 как написано: «Жив Я*, говорит Господь, каждый преклонит предо Мной колено, каждый собственным языком принесет исповедание Богу»*.
12 Так что каждый из нас сам о себе даст отчет Богу.
13 Давайте прекратим судить друг друга! Рассудите лучше, как бы вам не поставить брату преграды или соблазна.
14 Я твердо знаю, и это убеждение — от Господа Иисуса: не существует пищи, нечистой изначально, она лишь считается нечистой, и только для того, кто так думает.
15 Если твоя еда огорчает брата, ты уже поступаешь не по любви — не губи своей едой человека, за которого умер Христос!
16 Что для вас добро, то пусть для других не станет поводом к ругани.
17 Царство Божие — это не пища и не питье, но праведность, мир и радость в Духе Святом.
18 И кто так служит Христу, тот угоден Богу и в почете у людей.
19 Так что будем стремиться к миру и ко взаимной помощи.
20 Ради пищи не губи Божьего дела: вся она чиста, но плохо, когда твоя еда соблазняет другого*.
21 Лучше уж не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, что послужит к падению твоего брата.
22 Есть у тебя вера? Пусть будет она при тебе и перед Богом. Блажен, кто не осуждает себя за свой выбор,
23 а кто ест и при этом сомневается, уже осужден, потому что поступает не по вере. А всё, что не по вере — грех.

Толкования Августина

Стих 1

Когда Павел говорит: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях, он учит принимать слабого в вере так, чтобы мы своею крепостью могли поддержать его слабость, и не осуждать его мнения, осмеливаясь брать суждение из чужого сердца, которое не видим.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 70.48.4.

Стих 2

В то время многие люди, уже окрепшие в вере и знавшие учение Господа о том, что человека оскверняет выходящее из уст, а не входящие в уста, ели любую пищу с чистой совестью (См. 11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. 12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? 13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. 15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. 16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? 17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? 18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека. Мф 15:11−20). Но более слабые воздерживались от мяса и вина, дабы по незнанию не съесть то, что жертвовалось идолам (См. 29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы". Деян 15:29, 25 А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. Деян 21:25; 1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. 2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. 3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. 4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. 5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. 7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. 8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. 1Кор 8:1−13, 25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. 26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. 27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. 28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. 29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? 30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, 31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Деян 10:25−31). Тогда все жертвенное мясо у язычников продавалось на рынке, первые сборы винограда приносились в жертву, жертвы приносились и в самих виноградных прессах.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 70.48.11.

Стих 3

Апостол учит тех, кто уверенно ест такую пищу, не уничижать слабость тех, кто от такой пищи и напитков воздерживается; а слабых — не осуждать, как нечистые, пищу и вино и тех, кто их ест и пьет... Ибо сильные отвергали слабых, а слабые осуждали сильных.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 70.48.20.

***

Таким путем Павел хочет удержать равновесие, дабы избежать споров, между постящимися в субботу и не постящимися, чтобы ядущий не отвергал неядущего и неядущий ядущего не осуждал.

Послания. Cl. 0262, 36.34:2.8.50.5.

Стих 4

Павел говорит это для того, чтобы мы, поскольку одинаковые дела можно делать и с добрым, и со злым умыслом, оставляли суд Богу и не судили о сердце другого человека, которое мы видеть не можем (См. 1 Не судите, да не судимы будете, Мф 7:1; 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. 1Кор 4:5; 12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? Иак 4:12).

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 71.49.4.

***

О таких вещах, которые могут делаться по добру, простоте и великодушию (хотя могут быть и недобрыми), они, будучи только человеками, хотели судить из глубины чужого сердца, которое судить может только Бог.

О нагорной проповеди Господа. Cl. 0274, 2.59.1368 [CCSL 35:155].

Стих 5

Когда Павел говорит: Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно, то мне кажется, что здесь говорится не о двух человеках, а о человеке и Боге. Тот, кто отличает день от дня, — человек. Человек может сегодня думать одно, а завтра другое; то, что сегодня он считает злом и осуждает, завтра, исправившись, он сочтет за добро. Или наоборот: то, что сегодня он восхваляет за праведность, завтра откроется как порочное. Кто же судит о всяком дне равно — есть Бог, ибо Он ведает не только всякий сущий день, но и каким он будет. Итак, всякий поступай по удостоверению своего ума, говорит Павел, то есть насколько человеческому уму отпущено, настолько и следует судить.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 72.49.20.

Стих 6

Кто различает дни, для Господа различает, — говорит Павел, то есть если кто о дне судит хорошо, то делает это для Бога. Судить о дне хорошо значит, что ты не отказываешься от надежды на исправление человека, вина которого очевидна для тебя сейчас.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 72.50.8.

Стих 17

Здесь Павел хочет, чтобы под Царствием Божиим понималась Церковь, в которой царит Бог.

Источник: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый завет. Т. 6. Послания

Стих 22

Когда Павел говорит: Блажен, кто не осуждает себя в том что избирает, то это относится к сказанному выше: Да не хулится ваше доброе. Вот что он говорит перед тем высказыванием. Ты веру, которую имеешь в себе, имей пред Богом. Пусть вера та, которою верим, что для чистых все чисто, будет добра. И, утверждаясь в этой вере, мы должны по-доброму пользоваться тем, что имеем, дабы не согрешить против наших братьев, создавая преткновение для слабых в вере. Когда мы обижаем слабых, мы осуждаем самих себя тем самым добром, которым и утверждаемся, когда сама вера нам угодна.

Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280,73.50.14.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.