Римлянам 4 глава

Послание к Римлянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Толкования Августина

Перевод Десницкого

1 Что же сказать об Аврааме, нашем предке по плоти?
2 Если Авраам стал праведником за свои дела, ему есть чем хвалиться, но только не перед Богом.
3 А что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»*.
4 Это работник получает плату по договору, а не по благодати.
5 Но праведником здесь признается верующий — не по трудам, а по вере в Того, Кто может сделать из нечестивца праведника.
6 Так и Давид говорит о блаженстве человека, которого Бог счел праведником не по его поступкам:
7 «Блаженны те, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты,
8 блажен муж, которому Господь не вменит греха»*.
9 А это блаженство — оно связано с обрезанием или нет? Мы уже говорили: «Аврааму вера вменилась в праведность».
10 И когда же это случилось: до того, как Авраам был обрезан, или после? Нет, еще до того*.
11 Обрезание для него стало знаком, запечатлевшим праведность, полученную им по вере еще прежде обрезания. И так он стал предком для всех необрезанных, кто принимает веру, и эта вера вменяется им в праведность.
12 Затем он стал и предком всех обрезанных, если они не просто обрезаны, но и идут по следам отца нашего Авраама, а для него вера была прежде обрезания.
13 Аврааму и его потомству было обещано, что они унаследуют весь мир — и это не по закону, а благодаря праведности, которая от веры.
14 Если наследство причитается по закону, тут не во что было бы верить и нечего обещать.
15 Закон приводит в действие кару, но если нет закона, то нет и понятия о преступлении.
16 Итак, обещание дается тому, кто верит — это благодатный дар. Оно надежно для всякого потомства Авраама, нашего общего отца — не только тем, кто следует закону, но и тем, кто разделил его веру,
17 как и написано: «отцом множества народов сделал Я тебя»*. Авраам поверил в Бога, Который возвращает жизнь мертвым и осуществляет то, чего еще нет — и вот кем Авраам стал перед Богом.
18 Когда не было никакой надежды, он надеялся и верил, что станет предком многих народов, ведь ему было сказано: «столь многочисленным будет потомство твое»*.
19 Вера его не иссякла, хотя он и знал, что он, столетний старик, неспособен к зачатию, как и его жена Сарра не могла выносить дитя.
20 Но он не сомневался в Божьем обещании, не терял веры, а укреплялся ей, воздавая славу Богу,
21 в убеждении, что Бог может исполнить обещанное.
22 И это было вменено ему в праведность.
23 «Вменено в праведность» — так написано не только о нем,
24 но и о нас. То же будет и с нашей верой в Господа: Он воскресил из мертвых Иисуса,
25 Который предан был смерти за наши преступления и воскрес ради нашей праведности.

Толкования Августина

Стих 2

То есть поскольку Авраам без закона снискал славу не делами закона (будто бы он мог исполнить закон своими силами!) и поскольку закон еще не был дан, то слава эта не его, но — Бога. Ибо он оправдан был не заслугами, как бы от дел, но благодатью Бога через веру.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl.0280, 14.9.10.

Стих 4

Когда Павел говорит: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу, он имеет в виду то, как люди вознаграждают людей. Бог воздал благодатью, потому что Он дал ее грешникам так, чтобы через веру они могли жить праведно, то есть творить добро. Так что добро, которое мы творим, приняв благодать, принадлежит не нам, но Тому, Кто оправдал нас благодатью. Ибо если бы Бог желал воздать нам должное, Он бы нас наказал, чего и заслуживают грешники.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 15.9.17.

Стих 5

Бог оправдывает нечестивого, то есть нечестивого человека делает праведным, чтобы тот пребывал в благочестии и праведности... и не считал, что ему позволено грешить.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 16.10.1.

Стих 15

Когда Павел говорит: закон производит гнев, то указывает на наказание, что относится к той ступени, когда человек находится под законом.

Источник: Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 17.10.5.

***

Апостол сказал так потому, что гнев Божий усиливается по отношению к преступнику, который знает грех из закона, но все-таки грешит. Такой человек, конечно же, есть преступник закона.

Августин Иппонский, О благодати и свободной воле. Сl. 0352, 894.27.

Стих 17

Бог все, что Он не родил от Себя, создал Словом Своим, но не из существовавших вещей, а из несуществовавшего, то есть из ничего (1 В начале сотворил Бог небо и землю. Быт 1:1; 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Ин 1:3).

Апостол говорит о Нем: называющим несуществующее, как существующее.

Источник: Августин Иппонский, О природе добра. Сl. 0323, 26.867.21.

***

Пред Богом, Которому он поверил. Таким образом Павел показывает, что вера — внутри человека и что Бог видит именно ее, а не то, что человек выказывает, подобно обрезанию плоти.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 18.10.8.

Стих 20

Когда Павел говорит об Аврааме: воздав славу Богу, то это обращено против тех, кто искал своей славы делами закона перед людьми.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам . Сl. 0280, 19.10.11.

Стих 21

Бог Сам дает веру народам, так как Он в состоянии исполнить обещанное. Но если именно Бог производит нашу веру, чудесным образом промышляя в сердцах наших так, чтобы мы поверили, то неужели следует опасаться, что Он не исполнит всего? (Ср. 20 ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь", — в славу Божию, через нас. 2Кор 1:20)

Августин Иппонский, О предопределении святых. Сl. 0354, 963.33.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.