1 Коринфянам 10 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Толкования Августина

Перевод Десницкого

1 Не хочу оставлять вас в неведении, братья: при Исходе наши праотцы все были под тенью облака и все прошли через море —
2 в облаке и море все они приняли крещение во имя Моисея*.
3 Все они ели одну и ту же пищу, дарованную Духом,*
4 и все пили воду, дарованную Духом*. Они пили из скалы, которая сопровождала их, а эта скала есть Христос.
5 Но для многих из них воля Божья не была благой, и они остались лежать в пустыне.
6 Всё это и для нас стало прообразом, чтобы мы не жаждали зла, как это было с ними.
7 Не становитесь идолопоклонниками, подобно некоторым из них, как написано о золотом тельце: «народ сел есть и пить, а потом начал веселиться»*.
8 И блудить не станем, как те из них, что впали в блуд, и так в один день погибли двадцать три тысячи*.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали Бога и погибли от змеиных укусов*.
10 И не ропщите, как некоторые из них стали роптать и пали жертвами ангела-губителя*.
11 Всё, произошедшее с ними, стало прообразом и было записано нам в назидание — а при нас череда веков подходит к завершению*.
12 И кто уверен, что твердо стоит на ногах, пусть остерегается, как бы ему не пасть.
13 Искушения, постигшие вас, обычны для людей. Бог верен Своим обещаниям и не позволит вам пережить искушение свыше ваших сил; при всяком искушении он даст и выход, чтобы его было можно перенести.
14 А потому, возлюбленные мои, избегайте идолослужения.
15 Обращаюсь к тем, кто понимает: сами рассудите, что я говорю.
16 Чаша благословения — та, над которой мы произносим благословение, — разве не приобщает она нас крови Христовой? И хлеб, который мы преломляем, разве не приобщает нас телу Христову?*
17 Хлеб един, и все мы — единое тело, сколько бы нас ни причащалось от единого хлеба.
18 Посмотрите на тех, кто по рождению принадлежит к израильскому народу: все, кто вкушают жертвенное мясо — священники, служащие у жертвенника*.
19 К чему я это говорю? Не к тому, что принесенное в жертву идолу или же сам идол что-то значат.
20 Но те, кто приносят такие жертвы, приносят их бесам*, а не Богу, и я не хочу, чтобы у вас было с бесами хоть что-то общее.
21 Не можете вы пить и от чаши Господней, и от бесовской чаши, не можете участвовать и в трапезе Господней, и в бесовской трапезе.
22 Зачем нам дразнить Господа? Разве мы сильнее Его?
23 Всё позволительно, но не всё полезно; всё позволительно, но не всё поучительно.
24 И пусть каждый ищет пользы не для себя, а для другого.
25 Всё, что продается на рынке, ешьте без расспросов и со спокойной совестью*,
26 «ибо Господня земля и всё, что наполняет ее»*.
27 Если позовет вас к себе кто из неверующих и вы примете приглашение, ешьте всё, что предложат, без расспросов и со спокойной совестью.
28 Но если кто скажет вам: «эта пища была принесена в жертву идолу», — не ешьте ради того, кто объявил, и ради спокойной совести.
29 Я имею в виду не вашу собственную совесть, а совесть того, кто это увидит. Зачем мою свободу предавать суду совести другого человека?*
30 Я с благодарностью принимаю пищу — а так меня станут бранить ровно за то, за что я сам благодарю!
31 Итак, едите ли вы, пьете ли, делаете ли что иное, делайте всё во славу Божию.
32 Пусть не будет от вас огорчений ни иудеям, ни эллинам, ни церкви Божьей.
33 Так и я угождаю всем, стремясь не к собственной пользе, но к тому, чтобы спаслось как можно больше людей.

Толкования Августина

Стих 4

Сии слова Апостола относятся не к Божеству Спасителя, а к плоти Его, которая приснотекущим источником крови своей обильно напоила сердца жаждущих народов.

Источник: «Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия". Кн. 4

Стих 7

Что еще так сходно с игрой младенцев, как почитание идолов?

Источник: О различных вопросах 61. CCSL 44A:128.

Стих 13

Почему же написано так, если мы ныне настолько укреплены, что силой свободы нашей воли в состоянии одолеть любые искушения, просто перенося их?

Источник: Послания 179. CSEL 44:693.

Стих 16

Чаша эта, скорее, то, что содержится в ней и освящено Словом Божиим, — есть Кровь Христова. Через это содержимое Господь захотел вверить нам Тело и Кровь Свою, пролитую за нас во отпущение грехов. Если вы достойно приняли их, то вы стали тем, что приняли.

Источник: Проповеди 227. SC 116:234.

Стих 17

В этом хлебе вам дается наставление о том, как должно любить единение. Разве этот хлеб сделан из единственного зерна? Не было ли это много пшеничных зерен? Но прежде чем они стали хлебом, это были отдельные зерна: их связала вместе вода, после того, как они были растерты. И если бы пшеница не была размолота, если бы не была смочена водой, то она не приобрела бы ту форму, которая называется хлебом. Так и вы будто бы перемолоты были прежде через смирение в посте и таинство изгнания бесов. Затем пришло крещение водой, чтобы принять форму хлеба. Но без огня хлеба все еще нет.

Источник: Проповеди 227. SC 116:236.

***

Таким образом, кто принадлежит к единству тела Его, то есть к обществу членов-христиан, тела, таинство которого верующие в причащении обыкновенно получают от алтаря, — тот справедливо должен быть назван едящим тело Христа и пьющим кровь Его (53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин 6:53). Отсюда, отделившиеся от единства этого тела, еретики и раскольники также могут принимать это таинство, но не на пользу себе, а во вред, и не только не получат за это помилования в будущем, а напротив, будут еще строже судимы.

Источник: О граде Божием 21.25. CCSL 48:794

Стих 26

Тот не согрешит, кто, отвергая прежде пищу как относящуюся к идолам, затем по незнанию съест ее. Овощи и фрукты, произрастающие в поле, принадлежат Тому, Кто их создал.

Источник: Послания 47. CSEL 34.2:133.

Стих 33

Итак, апостол хотел угождать всем людям и в этом находил радость не потому, что кичился их похвалами, а потому, что получив от них похвалу, восстанавливал их во Христе.

Источник: Послания 231. CSEL 57:507.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.