2 Фессалоникийцам 3 глава

Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Комментарии Баркли

Перевод Десницкого

1 К тому же, братья, и вы моли́тесь о нас, чтобы нам распространять слово Господне к Его славе, как это было и с вами,
2 и чтобы нам избавиться от людей никчемных и дурных — ведь вера есть не во всех.
3 Но верен Господь, Он сбережет и защитит нас от зла!
4 И насчет вас мы положились на Господа, ведь вы соблюдаете и будете дальше соблюдать то, что мы вам возвещаем,
5 а Господь направит ваши сердца к любви Божьей и к терпению Христову.
6 Объявляем вам, братья, во имя Господа нашего Иисуса Христа: сторонитесь всякого человека, который ведет себя нагло, вопреки тому преданию, которое вы приняли от нас.
7 Вы ведь и сами знаете, что следует подражать нам, а мы не допускали никакой наглости:
8 ни у кого не ели мы дармового хлеба, днем и ночью трудились тяжело и усердно, лишь бы не быть кому-то из вас в тягость.
9 И это не оттого, что нет у нас таких прав, а чтобы дать вам пример для подражания.
10 Еще когда мы были у вас, так и объявили вам: если кто не хочет трудиться, то пусть и не ест.
11 Мы слышим, что некоторые ведут себя с вами нагло: сами никак не трудятся, но во всё вмешиваются.
12 Таких мы призываем и убеждаем именем Господа Иисуса Христа успокоиться, заняться трудом и есть заработанный хлеб.
13 А вы, братья, неустанно творите добро!
14 Если же кто не послушает слов этого нашего послания, отделите его особо и не общайтесь с ним, пусть устыдится.
15 Но не относитесь к нему как к врагу, а вразумляйте как брата.
16 Сам Господь, дающий мир, пусть дарует вам всяческий мир во всём. Господь со всеми вами!
17 Я пишу приветствие собственной рукой — это во всяком послании признак, что оно действительно от меня, Павла*.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Комментарии Баркли

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (2Фес 3:1−5)

И опять Павел заканчивает послание просьбой к своим друзьям помолиться за него (ср. 1Фес 5:25; Рим 15:30 и след.; Флм 1:22). Есть что-то очень трогательное в том, что этот титан среди людей просит, чтобы за него молились фессалоникийцы, которые сами так хорошо видели свою слабость. Здесь, как нигде, ясно видны скромность и смирение Павла. И тот факт, что он, так сказать, вверял себя их сердцам, должно быть, содействовал тому, что он еще крепче привязывал к себе даже своих противников, потому что очень трудно не любить человека, который просит вас молиться за него.

Но, несмотря на его любовь к людям и доверие к ним, Павел оставался реалистом. Вера, говорит Павел, не во всех. Конечно, он говорил это не цинично, а с сожалением. Мы опять видим огромную ответственность, связанную со свободой воли. Мы можем воспользоваться свободой воли для того, что бы открыть свое сердце, но можем использовать ее также для того, чтобы закрыть его. Вера обращена не к избранным, она обращается к каждому человеку, но сердце человеческое может отказать в ответе.

В последних стихах мы видим, как бы мы сказали, внутренние и внешние особенности христианина. Внутренняя особенность — это уверенность в любви Божией, глубокая уверенность в том, что нас не минуют Его заботы, чувство, что нас поддерживают крепкие руки. Больше всего в жизни нам нужна безопасность и защита, и мы находим удовлетворение этой потребности в сознании неизменной любви Божией. Внешней особенностью христианина является терпение, которое может дать Иисус Христос. Жизнь в современном мире, как никогда полна стресса. Все больше людей обуревает чувство, что они неспособны больше совладать с жизнью. Внешняя особенность христианина заключается в том, что когда другие оказываются сломленными, он продолжает стоять прямо, а когда другие валятся с ног, он взваливает свой груз на плечи и идет дальше. С любовью Божией в сердце и с силою Христовой в жизни человек может выдержать все.

ДИСЦИПЛИНА В БРАТСКОЙ ЛЮБВИ (2Фес 3:6−18)

Здесь Павел, как и в предыдущем послании, обращается к ситуации, возникшей в связи с тем, что некоторые братья неправильно восприняли идею второго пришествия. Некоторые в Фессалонике бросили заниматься своим ремеслом и своей работой и забросили потребности будничной жизни и в возбужденном безделье ждали пришествия Христа. Для их характеристики Павел употребляет очень яркое слово: два раза наречие атактос, и один раз глагол атактейн. Это слово значит прогуливать. Оно встречается в папирусах, в договорах учеников, где отец оговаривает, что сын отработает все дни, которые он прогуляет. В своем возбужденном безделье фессалоникийцы прогуливали работу.

Чтобы образумить их, Павел приводит в пример себя. Он всю свою жизнь работал своими руками. Иудеи ценили работу очень высоко. «Кто не учит сына своего своему ремеслу, — говорили они, — учит его воровать». Павел был образованным раввином, но по иудейскому закону раввин не должен был брать никакой платы за свое учение. Он должен был владеть каким-нибудь ремеслом и удовлетворять свои нужды трудом своих рук. И потому были раввины-пекари, парикмахеры, плотники, каменщики и самых разных других профессий. Иудеи верили в добродетель честного труда, и они считали, что ученый многое потеряет, если будет заниматься чисто академической работой и настолько отойдет от будничной жизни, что забудет как нужно работать своими руками. Павел приводит поговорку: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Важно, что человек не хочет работать, и эта фраза не имеет никакого отношения к несчастному бедолаге, который, без всякой его на то вины, не может найти работы, которую он мог бы выполнять. Это называли «золотым правилом работы». Высказывалось предположение, что Павел при этом «возможно, позаимствовал чуточку от доброй старой цеховой морали — принцип, созданный усердным работником, который не разрешил ленивому ученику сесть за общий обеденный стол».

В этом нам служит примером Сам Иисус. Он был плотником в Назарете и, согласно преданию, делал лучшие ярма для волов во всей Палестине, которые приходили покупать люди со всей страны. Дерево познается по его плодам, а человек — по его трудам. Один человек покупал дом и купил его, даже не осмотрев, а когда его спросили, почему он пошел на такой риск, он ответил: «Я знаю человека, который построил дом, а он вкладывает в дома свое христианство». Христианин должен быть самым сознательным работником.

Павел очень не любил людей, вмешивающихся в чужие дела. Может быть и есть более серьезные грехи, чем распространение сплетен, но ни один из них не причиняет Церкви столько вреда, как этот. У человека, делающего свое дело и вкладывающего в него всю свою силу, достаточно своих хлопот и не хватает времени злонамеренно вмешиваться в дела других людей.

Павел повелевает общине обсудить поведение тех людей, которые не соблюдают его инструкции, но советует относиться к ним не как к врагам, а как к братьям. Упрек, произнесенный человеком, который презрительно смотрит сверху вниз на грешника и произносит его с тем, чтобы причинить боль, может поранить и вызвать ужас, но редко исправляет грешника. Она скорее вызовет чувство обиды, нежели исправление. Когда необходимо наложить христианское наказание, оно должно исходить как от брата, не в гневе, менее того, с чувством презрения, но всегда в любви.

В конце Павел ставит свою подпись для удостоверения послания. «Смотрите, — говорит он, — вот моя подпись и мой почерк. Запомните его, чтобы вы и в другой раз могли узнать». А потом, изложив истину, любовно сдобрив упреки похвалой, он призывает на фессалоникийскую церковь благодать Господа Иисуса Христа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.