Евреям 7 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Под редакцией Кулаковых

 
 

Итак, «когда Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретил Авраама, который возвращался после победы над царями, то благословил его».
 
Этот Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретил и благословил Авраама, возвращавшегося после разгрома царей.

При этом Авраам «уделил ему десятину от всей добычи». Имя Мелхиседек переводится как «Царь правды», а «царь Салима» означает «царь мира».
 
Ему отделил Авраам десятую часть от всего1 добытого в сражении. Имя «Мелхиседек» означает прежде всего «царь праведности», но он также царь Салима,2 что значит «царь мира».

Нет у него ни отца, ни матери, ни родословия, не указано ни начало его дней, ни завершение жизни — и этим он подобен Сыну Божьему, и неизменно остается священником.
 
Об отце и матери его ничего неизвестно: ничего мы не знаем ни о его родословии, ни о начале дней, ни о конце жизни, но, подобно3 Сыну Божьему, он остается священником на все времена.

Посмотрите, сколь велик был Мелхиседек — ему «уделил десятину от всей добычи» прародитель наш Авраам!
 
Видите, сколь велик был тот, кому патриарх Авраам дал десятину из добытого им.

Священниками служат потомки его сына Левия, им законом заповедано собирать десятину с народа, то есть со своих собратьев — а ведь все они произошли от Авраама.
 
Так и потомки Левия, вступающие в священство, вправе получать по Закону4 десятину от народа, братьев своих, которые, как и они сами, происходят от Авраама.

И вдруг тот, кто не принадлежал к их роду, взял десятину с Авраама и благословил его — а ведь тот получил обещание от Самого Бога.
 
Мелхиседек, правда, происхождением своим с левитами не связан, но всё равно принял десятину и благословил Авраама, имевшего обещания от Бога.

Нет сомнений, что благословение получает низший от высшего.
 
Совершенно неоспоримо, что меньший всегда благословляется большим.

И вот в одном случае десятину берут люди смертные, а в другом — Мелхиседек, и о нем есть свидетельство, что он еще жив.
 
И вот что еще важно: тут обычно десятины получают люди смертные, а в том случае получил ее тот, о конце жизни которого ничего не известно.5

Собственно говоря, через Авраама десятину дал и Левий — тот, кто теперь сам получает десятину.
 
Можно сказать, что вместе с Авраамом десятину дал Мелхиседеку и сам Левий

Ведь он уже был в теле своего отца, когда того встретил Мелхиседек.
 
(ведь, происходящий от Авраама, он как бы присутствовал уже при встрече праотца своего с Мелхиседеком).

Если бы к совершенству приводило левитское священство (ведь народ принял закон именно от потомков Левия), какая была бы нужда появляться другому священнику по чину Мелхиседека? Тогда он мог бы называться священником по чину Аарона.
 
А если бы только через левитское священство (при котором получил народ Закон) возможно было прийти к совершенству, то какая была бы нужда в появлении иного священника, по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона?

Но если появилось новое священство, то и закон неизбежно должен измениться.
 
С переменой же священства возникает необходимость в изменении и закона,

Тот, Кто был назван таким Первосвященником, принадлежал к племени не Левия, а Иуды — никто из него не служил перед жертвенником.
 
ведь Тот, о Ком у нас речь, принадлежал к другому колену,6 в котором никто и никогда не служил у жертвенника.

Изменение закона видно из того, что наш Господь произошел из племени Иуды, а Моисей ничего не говорил о священниках из этого племени.
 
Все мы знаем, что Господь наш из Иудина колена произошел, а о священстве этого колена Моисей ничего не говорил.

Еще более очевидное доказательство — что появился другой Священник, подобный Мелхиседеку;
 
Это становится совершенно ясным, поскольку Он и появляется как другой священник, Священник, подобный Мелхиседеку.

притом Его сделал священником не закон, который смотрит только на происхождение, а сила неодолимой жизни.
 
Он стал таковым не по заповеди о родовом7 происхождении священства, но силою жизни вечной.

Такое и дано свидетельство: «ты священник вовек по чину Мелхиседека».
 
В Писании такое и дано о Нем свидетельство: «Ты священник навеки по чину Мелхиседека».8

Прежняя заповедь была отменена как утратившая силу и пользу,
 
[18-19] За отменой прежде действовавшего, но утратившего силу9 и ставшего бесполезным установления (ведь Закон не мог привести к совершенству) последовало провозглашение лучшей надежды, благодаря которой мы на самом деле можем приблизиться к Богу.

ведь закон ничего не довел до совершенства. А нам была дана лучшая надежда, которая позволяет приблизиться к Богу.
 

И тут не обошлось без клятвы. Прежде становились священниками без нее,
 
Совершено это было не без клятвы Божией (другие-то до Него становились священниками и без всякой клятвы.

а Иисус — во исполнение клятвы, как Ему и было сказано: «поклялся Господь и не раздумает — ты священник вовек».
 
А Он — через клятву Того, Который Сам обратился к Нему и о Котором сказано: «Господь поклялся и решения Своего не изменит: „Ты — Священник навеки“»).10

Насколько же больше завет, заключенный при посредничестве Иисуса!
 
Потому и стал Иисус поручителем лучшего, чем прежний, завета.11

Прежде священниками становились многие, потому что смерть не позволяла никому остаться священником навсегда —
 
Прежние священники, хоть и много их было, менялись, потому что смерть рано или поздно прекращала служение любого из них,

а Он пребывает вовеки, Его священство не прервется никогда.
 
Христос же пребывает вечно, и священство Его непреходяще.12

И Он может неизменно спасать тех, кто приходит через Него к Богу — Он вечно живой заступник за них.
 
Потому и дано Ему окончательно и навеки спасать всех, кто приходит через Него к Богу: вечно жив Он, чтобы ходатайствовать за них.

Такой и нужен нам первосвященник: чистый, непричастный злу и грязи, Который отделился от грешников и поднялся превыше небес.
 
Это тот именно Первосвященник, какого так недоставало нам: святой, злу не причастный, непорочный, от нас, грешных, удаленный и выше небес вознесенный.

Нет у Него нужды, как у тех первосвященников, ежедневно приносить жертвы сначала за собственные грехи, а затем и за грехи народа — Он это сделал единожды, принеся в жертву Себя Самого.
 
Ему не нужно приносить, как это было у прежних первосвященников, каждодневные жертвы ни за собственные Свои ( не существующие, мы знаем ) грехи, ни за грехи даже народа. Он сделал это однажды и навсегда, принеся Себя Самого в жертву.

Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное слово Божье, данное уже после закона, навеки поставило первосвященником совершенного Сына.
 
По Закону первосвященниками становились люди, хотя все они не без слабостей; обещанием же, которое с клятвой было дано уже после Закона, в Первосвященники поставлен Сын вовеки совершенный.13

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Быт 14:17−20.
2  [2] — Или: царь Шалом.
3  [3] — Букв.: без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный.
5  [4] — См. в Словаре Закон.
8  [5] — Букв.: там же — имеющий свидетельство (о себе), что он жив.
13  [6] — См. в Словаре Колена Израиля.
16  [7] — Букв.: не по закону плотской заповеди.
17  [8] — Пс 110 (109):4; то же в ст. 21.
18  [9] — Букв.: (но) слабого.
21  [10] — Некот. рукописи добавляют: по чину Мелхиседека.
22  [11] — См. в Словаре Завет.
24  [12] — Или: не может быть передано другому.
28  [13] — Или: достигший совершенства; или: завершивший (дело спасения).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.