Иакова 2 глава

Соборное послание святого апостола Иакова
Перевод Десницкого → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Братья мои, если верите в славного Господа нашего Иисуса Христа — никого не выделяйте особо.
 
Братья мои, не держитесь веры в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, — с лицеприятием.

Войдет в собрание ваше роскошно одетый человек с золотыми перстнями на пальцах, войдет и бедняк в грязной одежде.
 
Ибо, если войдет в ваше собрание человек с золотым перстнем, в блестящей одежде, войдет же и бедный в грязной одежде,

Взглянете вы на роскошно одетого и скажете: «тебе будет удобно присесть здесь», а бедняку скажете: «а ты постой» или «садись тут, мне под ноги».
 
вы же посмотрите на носящего одежду блестящую и скажете: ты сядь здесь, пожалуйста, а бедному скажете: ты стань там или сядь у подножья моего, —

И так вы вводите разделения в общине и решаете, исходя из дурных помыслов.
 
то не впали ли вы в противоречие с самими собой и не оказались ли судьями с мыслями дурными?

Послушайте, братья мои возлюбленные! Бог избрал тех, кто беден в этом мире, чтобы обогатить их верой и дать им в наследие царство — Он обещал это тем, кто Его любит.
 
Послушайте, братья мои возлюбленные: не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его?

А вы с презрением отнеслись к бедняку! Но разве не богатые угнетают вас и тянут в суды?
 
Вы же обесчестили бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

Не они ли оскорбляют доброе имя, которое вы носите?
 
Не они ли хулят доброе имя, наречённое над вами?

Если вы исполняете царский закон, который дан в Писании: «возлюби ближнего как самого себя», — то поступаете прекрасно.
 
Если, однако, вы исполняете закон царский по Писанию: возлюби ближнего твоего, как самого себя, вы хорошо делаете.

А если вы относитесь к людям с лицеприятием, то совершаете грех, и закон обличает ваше преступление.
 
Если же лицеприятствуете, грех делаете, обличаемые Законом как преступники,

Ведь кто исполнил остальной закон, но что-то одно нарушил, оказался виновным в целом.
 
Ибо кто весь Закон соблюдет, но согрешит в одном, тот во всём повинен,

Кто сказал «не блуди», сказал и «не убивай», и если ты не блудишь, но убиваешь, ты все равно преступник.
 
Ибо Сказавший: не прелюбодействуй, сказал также: не убей. Если же ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, — ты преступник Закона.

Помните, что и за свои речи, и за поступки будете судимы по закону свободы.
 
Так говорите и так делайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

Кто не проявил милости — того и судить будут без милости, а ведь милость превыше суда!
 
Ибо суд без милости не оказавшему милости. Милость торжествует над судом.

Что пользы, братья мои, если кто говорит, будто имеет веру, но не подтверждает ее делами? Сможет ли такая вера его спасти?
 
Какая польза, братья мои, если кто говорит, что имеет веру, дел же не имеет? Может ли такая вера спасти его?

Допустим, брату или сестре недостает одежды и ежедневной пищи,
 
Если брат или сестра наги и лишены дневного пропитания,

а кто-то из вас им скажет: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», а того, что нужно для жизни, вы им не дадите — какая от этого польза?
 
и скажет им кто из вас: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не дадите им необходимого для тела, — какая польза?

Так и вера, не подтвержденная делами, сама по себе мертва.
 
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

И тут кто-то скажет: у тебя есть вера, а у меня — дела. Как же ты покажешь мне свою веру, если она бездействует? А я покажу тебе свою веру своими делами.
 
Но скажет кто: ты веру имеешь, а я дела имею, — покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе веру из дел моих.

Ты веришь, что Бог Един? Прекрасно! Так веруют и бесы — но это лишь ужасает их.
 
Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут.

Показать ли тебе, пустой человек, что вера без дел ни на что не годна?
 
Но хочешь ли узнать, о пустой человек, что вера без дел не действительна?

Как получил праведность праотец наш Авраам? По делам своим, когда готов был принести сына своего Исаака в жертву.
 
Авраам, отец наш, не делами ли был оправдан, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник?

Ты же видишь, что вера его проявлялась на деле, вера достигла совершенства в его поступках.
 
Ты видишь, что вера действовала вместе с делами его, и делами вера доведена была до совершенства,

Так и исполнилось сказанное в Писании: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность», и был он назван другом Божьим.
 
и исполнилось Писание, говорящее: поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность, и он был назван другом Божиим.

Итак, вы видите, что человек признается праведным по своим делам, а не только по вере.
 
Видите, что делами оправдывается человек, а не верою только.

Точно так же и блудница Раав была признана праведной по своим делам, когда приняла израильских разведчиков и тайно выпустила из города.
 
Подобным же образом и Раав блудница не делами ли была оправдана, приняв вестников и отправив их иным путем?

Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
 
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.