Титу 2 глава

Послание к Титу святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Комментарии Давида Стерна

Перевод Десницкого

1 А ты, как и следует, проповедуй здравое учение:
2 людям старшего возраста приличны умеренность, достоинство, благоразумие, здравая вера, любовь и терпение.
3 Также и женщинам в возрасте — пристойное поведение без лукавства и пристрастия к вину. Лучше пусть учат доброму
4 и наставляют молодых женщин любить своих мужей и детей,
5 быть благоразумными, чистыми, хозяйственными и слушаться мужей, чтобы никому не подавать повода поносить Божье Слово.
6 Так же и молодых мужчин призывай к благоразумию
7 во всем, и сам будь примером в добрых делах:* учи правильно и с достоинством,
8 проповедуй здраво и безупречно, чтобы противники, себе на позор, не могли сказать о нас ничего дурного.
9 Рабы пусть во всем повинуются своим господам, пусть исполняют их волю без пререканий,
10 без утайки, с настоящей верностью во всем — и в глазах всех людей это возвысит учение нашего Спасителя Бога.
11 Явилась Божья благодать для спасения всех людей.
12 Она учит нас отказаться от нечестия и погони за удовольствиями этого мира, учит жить в нынешнем веке разумно, праведно, благочестиво,
13 с надеждой ожидать блаженного дня, когда явится во славе великий Бог и Спаситель наш Иисус Христос.
14 Он отдал Себя в жертву за нас, чтобы избавить от всякого беззакония, очистить и сделать Своим собственным народом, и чтобы мы охотно творили добрые дела.
15 Говори об этом, призывай, настоятельно обличай, и пусть никто не относится к тебе пренебрежительно.

Комментарии Давида Стерна

1 Ты же объясняй, какое поведение соответствует здравому учению,

Ты же, Тит, не будь таким, как лжеучителя, которые отвергают Бога своими поступками и доказали свою неспособность к какому-либо доброму делу (1:16), не ограничивайся одними «словами» (1:10), даже если это «здравое учение», но объясняй, какое поведение соответствует такому учению. Стихи 2−10 в общих чертах указывают, что именно должен говорить Тит, и побуждают его быть примером для других (ст. 6−8). Ср. Еф. 5:21 — 6:9; Кол. 3:18 — 4:1; 1 Тим. 5:1−2, 6:1−2.

2 Скажи старшим среди вас, чтобы они были серьёзны, благоразумны, воздержанны, здравы в вере, любви и терпении. 3 Подобно этому, наставляй пожилых женщин, чтобы они вели себя так, как подобает живущим в святости. Они не должны заниматься злословием или порабощать себя пьянству. Пусть учат добру, 4 наставляют молодых женщин, чтобы те любили мужей и детей, 5 были воздержанными и непорочными, хорошо вели хозяйство и подчинялись мужьям. Тогда Божья весть не будет объектом поношения. 6 Также наставляй юношей, чтобы они были воздержанны, 7 и во всём сам показывай им пример добрых дел. Когда учишь, делай это в чистоте, со всей серьёзностью; 8 пусть всё, что ты говоришь, имеет столь благотворное действие, что противящиеся тебе будут посрамлены, так как не смогут сказать о тебе ничего плохого. 9 Рабов наставляй, чтобы они во всём подчинялись хозяевам, угождали им, не прекословя и 10 не воруя. Напротив, они всегда должны проявлять глубочайшую преданность, чтобы учение о Боге, нашем Избавителе, становилось ещё более привлекательным. 11 Ведь Божья благодать, приносящая спасение, была явлена всем людям.

Божья благодать, приносящая спасение (или: «избавление»), была явлена всем людям. Тем не менее, не все спасены, поскольку не все вверили себя этой благодати. Однако каждый имел возможность сделать это. Каждый человек, читающий Новый Завет, безусловно, имеет возможность поверить в то, что он говорит. Ср. Рим. 1:19−20, 2:14−15.

12 Она велит нам отвергнуть нечестие и мирские удовольствия и, проявляя воздержанность, вести честную и благочестивую жизнь сейчас, в этом веке; 13 продолжая ожидать благословенного исполнения нашей надежды, которая состоит в явлении Шхины великого Бога и в появлении нашего Избавителя, Мессии Йешуа.

Стихи 12−13. Стих 12 вновь напоминает нам о том, «какое поведение соответствует здравому учению» (ст. 1−10) сейчас, в это время; стих 13 указывает на «благословенную надежду» (буквально), то есть ожидание благословенного исполнения нашей надежды, которая состоит в явлении (в Конце Дней) Шхины великого Бога и в появлении (в то же самое время) нашего Избавителя, Мессии Йешуа.

Ещё одно возможное прочтение «явлении Шхины великого Бога, то есть нашего Избавителя, Мессии Йешуа». Послание Мессианским евреям (1:3) выступает в поддержку такого толкования, говоря о Йешуа, что он «является сиянием Шхины».

Многие переводчики и составители комментариев полагают, что здесь имеется в виду «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Синод. пер.). Таким образом, стих недвусмысленно говорит о том, что Иисус — Бог. Однако я полагаю, что подобное понимание навязывает утверждение о божественной природе Йешуа отрывку, никак с этой темой не связанному. Мой перевод не ставит под угрозу божественную природу Йешуа. Как я уже не раз отмечал в других местах, Новый Завет избегает прямых формулировок, говоря о божественной сущности Йешуа.

14 Он отдал самого себя ради нас, чтобы освободить нас от всякого нарушения Торы и очистить для себя народ, который будет принадлежать ему и всеми силами будет стремиться к добрым делам.

Он, Йешуа, отдал самого себя ради нас (Map. 10:45; 2 Кор. 5:14−15; Гал. 2:16, 20−21), чтобы освободить (или: «искупить») нас (см. ком. к Еф. 1:7) от всякого нарушения (или: «от всякого прегрешения», «от всякого беззакония»). Не будь этого, ст. 1−12 были бы просто хорошим этическим советом, ни к чему не ведущим и ничего не обещающим.

Очистить. Ср. 1:15.

Народ, который будет принадлежать ему, «народ особенный» (Синод. пер.); тот же самый термин (др.-евр. ам сегула) употреблён по отношению к Израилю в Книге Второзакония 14:2, 26:18; см. также Исход 19:5, Псалом 134:4, См. 2 Кеф. 2:9 и ком.

15 Вот об этом тебе и следует говорить. Ободряй и обличай со всякой властью; не позволяй кому бы то ни было относиться к тебе с презрением.

Титу, как и Тимофею (1 Тим. 4:12), необходимо было получить заверение в том, что он имеет способности и власть, чтобы ощущение собственной неполноценности не довлело над ним и не мешало ему исполнять труд Господа как следует. В противоположность этому, Шаулю, который некогда чувствовал своё превосходство и всецело полагался на собственные силы, для того, чтобы стать хорошим работником, требовалось достигнуть такого момента, когда на вопрос: «Кто справится с таким заданием?» он мог ответить: «Наши способности приходят от Бога» (2 Кор. 2:16, 3:5).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.