1 Коринфянам 2 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Толкование Далласской семинарии

Перевод Десницкого

1 Когда я пришел к вам, братья, возвестить таинство Божье, не было в моих словах ни блеска, ни мудрости.
2 Я решил, что у вас буду помнить только об одном Иисусе Христе, и притом о распятом.
3 В немощи, страхе и великом трепете предстал я пред вами.
4 Проповедуя, я стремился не убедить вас в мудрости, но явить Дух и его силу,
5 чтобы вы поверили не в человеческую мудрость, а в Божью силу.
6 Мудрость мы возвещаем среди людей зрелых, но эта мудрость — не такая, как в этом мире, не такая, как у его властителей, ведь их скоро не станет.
7 Мы возвещаем сокровенную и таинственную мудрость Божью. Бог прежде сотворения мира предназначил ее к нашей славе,
8 и никто из властителей этого мира ее не познал, а если бы познали, то не распяли бы Господа Славы.
9 Но, как написано: «глаз не видел и ухо не слышало, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»*.
10 А нам Бог открыл это в Духе, ибо Духу открыто всё, даже Божьи глубины.
11 Кто из людей может узнать, что сокрыто в человеческом сердце? Только дух самого этого человека. Так и сокрытый Божий замысел не познал никто, кроме Божьего Духа.
12 Дух, который мы приняли, принадлежит не этому миру, но исходит от Бога, и мы знаем, что́ Бог даровал нам.
13 Мы не произносим заученных речей, мудрых по человеческим меркам, но преподносим учение Духа, ведь людям духовным и говорить нужно о духовном*.
14 Человек душевный не принимает того, что дается Духом Божьим, для него это безумие, он не знает того, о чем можно судить только духовно.
15 А духовный человек судит обо всем, но о нем судить никто не может.
16 Ибо «кто познал разум Господень, чтобы советовать Ему?»* А нам дан разум Христа.

Толкование Далласской семинарии

1Кор 2:1−5 И здесь апостол, демонстрируя всю бесполезность человеческой мудрости, в сравнении с Божиими силою и мудростью, подкрепляет свою мысль третьей ссылкой — на манеру собственного служения при посещении Коринфа; он характеризует его как совершавшееся в немощи и в страхе и в великом трепете (стих 3). Некоторые видят в этом намек на сокрушенное состояние Павла после его «схватки» с афинскими философами, в результате чего он какое-то время мог не ощущать в себе прежней уверенности. Однако вряд ли это так.

В этих фразах просто передано состояние духа апостола, сознававшего свою полную зависимость от Бога (сравните Еф 6:5; Флп 2:12); именно это ощущение всегда сопутствовало его служению. Верно и то, что манера Павла проповедовать не впечатляла с человеческой точки зрения (2Кор 10:10). Апостол признавал это и даже пользовался этим как аргументом.

Его проповедь не отличалась красноречием и убедительными словами, столь характерными для софистов и странствующих учителей того времени, но то, что он нес людям, было правдивой вестью о распятом Христе как о единственном средстве спасения. Вера слышавших его не была таким образом продуктом человеческой изощренности и цветистого красноречия, но вселялась в их сердца благодаря насыщенности проповеди Павла силой Духа Святого. Это и было желанием апостола, чтобы вера людей основывалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

1Кор 2:6. Признавая, что не блещет красноречием, Павел вовсе не имел в виду, что Бог одобряет невежество и отвергает любую мудрость. Но есть мудрость, которая исходит от Духа Святого, и Павел хотел, чтобы именно она сделалась достоянием его читателей. Собственно, некоторые из них уже обладали такой мудростью (и Павел надеялся, что когда-нибудь все они станут обладать ею) О таковых апостол говорит, что они «совершенны» (в англ. Библии — «зрелы»), подразумевая вероятно, И тех людей, которых упоминает в 16:13−18. «Совершенных» верующих он еще называет «духовными» (имея их в виду в 2:12−13 и упоминал в 2:15), Причина, по которой власти века сего (ср, 1:20) не приемлют этой мудрости, в том, что они не имеют Духа (2:14).

1Кор 2:7 Благая весть, которую проповедовал Павел, и заключала в себе премудрость Божию, постигаемую лишь в Его откровении (Мф 11:25). В сердцевине этой мудрости план спасения человечества, предназначенный Богом к славе нашей еще «прежде создания мира» (Еф 1:4).

1Кор 2:8. Как и Иоанн в своем Евангелии (Ин 17:1), апостол Павел видит неразрывную связь между славою и распятым Господом (крайний парадокс в представлении как евреев, так и язычников (1Кор 1:23), принявших, не ведая того, участие в осуществлении главного акта Божиего плана спасения).

1Кор 2:9−10. Благословения, сопутствующие спасению, были приготовлены Отцом, осуществлены Сыном, и Духом Святым даются (Еф 1:3−14) всем верующим, которые в результате проникаются к Богу любовью (1Ин 4:19), Познать это коринфяне могли лишь Духом, Который знает и открывает людям все эти глубоко сокровенные тайны Божии, касающиеся спасения.

1Кор 2:11. Павел проводит здесь параллель: если никто не в состоянии глубоко проникнуть в мысли другого человека, известные лишь духу, живущему в нем, то насколько важнее откровение Духа Божьего в раскрытии замыслов и планов Бога.

1Кор 2:12. С этой-то целью, отчасти и сошел Дух от Бога (Ин 16:13) не на некоторых, а на всех верующих (1Кор 12:13).

1Кор 2:13. Итак, весть о спасении, бывшую до недавнего времени тайной, провозглашает Павел, объяснял и развивал далее все с ней связанное. Не от человека, но от Бога она, и люди были научены ей Духом Святым. Последняя фраза стиха звучит как… соображая духовное с духовным. Исходя из особенностей греческой грамматики, переводчики Библии на английский язык передали эту мысль так: «выражая духовные истины духовными словами». С учетом тех же особенностей автор Комментария считает, что это место можно было бы перевести и так: «духовные истины духовным людям».

Оба варианта — возможны, но главная мысль, выраженная апостолом в этом стихе, не в том, каким образом весть, основанная не на человеческой мудрости, передается, а в том, кому передается она; из контекста вытекает, что Павел проповедовал эту «премудрость Божию между совершенными» (стих 6). Таким образом, стих 13 параллелен по смыслу стиху 6, и такое продолжение мысли, как бы в скобках, соответствовало высокому стилю греческого языка.

1Кор 2:14, Поскольку только духовные люди способны воспринимать духовные истины, людям, не имеющим Духа Святого, или невозрожденным, не доступна духовная мудрость, независимо от того, каковы их интеллектуальные возможности или свершения (1:20), Невозрожденный человек, выступающий в роли критика Слова Божия, подобен глухому критику музыки Баха или слепому — картин Рафаэля.

1Кор 2:15−16, С другой стороны, тот, кто имеет Духа Святого и находится под Его руководством, может судить обо всем, что открывает ему Дух, и применять это в жизни (стих 10).

Духовного человека может судить только Бог (4:3−5), но никак не невозрожденные люди (2:15) или мирские верующие (3:1−3). Выражение …мы имеем ум Христов, означает быть послушным тому, что открыто Богом (смотрите Флп 2:5−8); такие истинно духовные люди были и в коринфской церкви.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.