2 Тимофею 3 глава

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Толкование Далласской семинарии

Перевод Десницкого

1 Знай: в конце настанут трудные времена.
2 Люди будут любить лишь себя да деньги — станут заносчиво ругаться, будут неверны даже родителям, неблагодарны, нечисты,
3 недружелюбны. Будут непримиримо клеветать, не будут знать ни меры, ни учтивости, ни доброты;
4 будут предавать безудержно и слепо, ведь им удовольствия будут желанней Бога!
5 Будут они сохранять благочестивый вид, но сами же и лишать свое благочестие силы. Держись от таких подальше!
6 Есть среди них такие, кто проникает в чужие дома, чтобы обольщать тёток, которые, следуя множеству прихотей, запутались в собственных грехах.
7 Вечно они чему-то «учатся», но никак не могут прийти к познанию истины.
8 Когда-то в Египте Моисею противостояли Ианний с Иамврием*, таким же образом и эти люди противятся истине — сознание их развращено, вера им неведома!
9 Но многого они не добьются: их безумие станет для всех очевидным, как было и с теми.
10 А ты последовал за моим учением, подражал моему образу жизни и ставил себе те же цели с верой, стойкостью, любовью и терпением —
11 даже в пору гонений и страданий, которые мне достались в Антиохии, Иконии и Листре*. Сколько пришлось перенести мне гонений, и от всех избавил меня Господь!
12 Да и все, кто желает благочестиво жить со Христом, будут гонимы,
13 а негодяи и чародеи будут погружаться всё глубже в собственный обман и погружать других.
14 Но ты убедился, что наше учение достоверно — держись его! Ты ведь помнишь, кто тебя научил,
15 ты с малых лет знаешь Священное Писание, оно может наделить тебя мудростью и привести к спасению по вере во Христа Иисуса.
16 Всё Писание вдохновлено Богом и приносит пользу: обучает, обличает, исправляет и наставляет в праведности.
17 Кто верен Богу, того Писание подготовит и снарядит для всякого доброго дела.

Толкование Далласской семинарии

V. Предсказание грядущего безверия (3:1−9)

2Тим 3:1−5. Как и в предыдущем письме, Павел предупреждает Тимофея о катастрофе, предсказанной на последние дни (сравните 1Тим 4:1−3); этим термином обозначается весь период времени между 1 веком и возвращением Христа. В этом «хронологическом промежутке» миру, согласно предсказанию, предстоит увидеть времена тяжкие — по причине распада общества. Павел перечисляет (сравните Рим 1:28−32) 19 «примет» человеческого характера в эти дни, предупреждая о них верующих.

Люди будут: 1) самолюбивы (филаутои — «эгоисты, думающие лишь о себе»); 2) сребролюбивы (сравните 1Тим 6:9−10); 3) горды, 4) надменны, 5) злоречивы. Далее следует несколько слов, которые начинаются с отрицательной частицы «не», знаменующих отсутствие в людях соответствующих добродетелей. 6) Родителям непокорны; 7) неблагодарны; 8) нечестивы, 9) недружелюбны; 10) непримирительны (т. е. не любящие просить прощение и не умеющие прощать). Следующее слово — диаболои, обычно переводимое как «диавол» (1Тим 3:6−7; 2Тим 2:26); тут оно передано в значении 11) клеветников; 12) невоздержаны; 13) жестоки; 14) не любящие добра.

Две следующие приметы переданы по-гречески с приставкой про, означающей явную предрасположенность (тут — к тому или иному пороку): 15) предатели (продотаи — «склонные к предательству»); 16) наглы (пропетеис — буквально «склонные к дерзости»); 17) натащены; 18) более сластолюбивы (т. е. более любящие удовольствия), нежели боголюбивы; 19) имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (сравните Тит 1:16).

Хотя обо всем этом говорится в плане предсказания «на последние дни», ясно, что апостол подразумевал и уже происходившее в Ефесе. Но со временем все это будет нарастать, Тимофею надо было знать о людях с такими свойствами и не иметь с ними ничего общего. Конечно, Павел подразумевал лишь официальные контакты своего ученика как епископа, поскольку сам же наставлял его «быть приветливым ко всем» (2:24).

2Тим 3:6−7. Здесь Павел обращается к специфической ситуации, возникшей в Ефесе. Это из той, все возраставшей в числе, прослойки городского общества, которой особенно зримо свойственны были перечисленные апостолом пороки, проникали лжеучители в церковь. Они действовали хитрыми методами: …вкрадываются в дома и обольщают тех, о которых знали, что они легковерны. В Ефесе это были женщины, утопающие во грехах, водимые различными похотями. Вновь мы видим связь между лжеучениями и нравственной развращенностью, и Павел подчеркивает это.

Сильное плотское начало в упоминаемых им женщинах и их духовная незрелость делали их легкой добычей для лжеучителей (сравните Еф 4:14). Благодаря своему якобы желанию учиться они попадались на удочку любой ереси. Беда их состояла в том, что и, видя истину, они не в состоянии были распознать ее (тут буквально «дойти до полного познания истины»; сравните 2:25).

2Тим 3:8−9. О противлении Ианния и Иамврия Моисею говорится не в Ветхом Завете, а в имевшем широкое распространение еврейском предании о двух чародеях фараона, которые выступили против Моисея, но потерпели поражение (Исх 7:11; Исх 9:11). Проведение параллели между лжеучителями и египетскими чародеями и — с другой стороны, как бы между Тимофеем и Моисеем — должно было вселить бодрость в молодого служителя.

Его оппоненты были люди, развращенные умом (сравните 1Тим 6:3), противившиеся истине и невежды в вере (по гречески буквально «как учителя веры неугодны Богу»). Соответственно и влияние их на церковь, какой бы серьезный характер оно ни носило, было лишь временным явлением (они немного успеют). Как и в случае Ианния и Иамврия, их безумие обнаружится пред всеми (т. е. станет ясно всем).

VI. Являть верность в проповеди (3:10 — 4:8)

А. Верность перед лицом противления (3:10−13)

2Тим 3:10−11. В противоположность лжеучителям Тимофей всегда следовал примеру Павла в его учении, образе жизни (житии, расположении), вере и в таких добродетелях его, как умение великодушно относиться к людям, любовь и терпение. Он знал обо всем, что вынес Павел, благовествуя. В соответствии с греческим оригиналом начало 11 стиха правильнее было бы прочитать так: «А какие страдания постигли меня… Что за преследования я перенес». Престарелый апостол не стыдился повторять о них своему ученику, дабы они послужили ему примером. Упоминание об Антиохии (Писидийской), Иконии и Листрах должно было пробудить в Тимофее ранние воспоминания, связанные с Павлом (Деян 13:14, 51; Деян 14:6, 21; Деян 16:1).

2Тим 3:12−13. Для Тимофея, как и для каждого христианина, важно было осознать, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (сравните Ин 15:18−21) — поэтому-то и напоминал ему Павел о собственном своем прошлом. Подразумевая «последние дни», апостол писал, что в дальнейшем обстановка будет ухудшаться, а гонения — усиливаться. Злые же люди и обманщики (здесь буквально «чародеи», с оттенком «шарлатанов») будут преуспевать, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Ибо заблуждение питает само себя.

Б. Верность Божиему Слову (3:14 — 4:5)

2Тим 3:14−15. И снова горячо звучащий призыв к Тимофею, чтоб продолжал пребывать в том, чему научен, и что… вверено ему. Оно пришло к нему из двух источников, которые Павел оценивает равно: его собственное свидетельство Тимофею (зная, кем ты научен) и священные писания, которые в то время состояли из ветхозаветных книг.

Полного доверия Тимофея обоим этим источникам было достаточно, чтобы удержать его от любого уклонения от истины. В этих стихах опять-таки чувствуется намек на то, что спасение Тимофея совершилось до его знакомства с Павлом (Деян 16:1). Он знал «писания» с детства, а они умудряют, что спасение дается верою во Христа Иисуса.

2Тим 3:16−17. Вновь хочет подчеркнуть апостол решающую роль записанных Божиих откровений в повседневном служении своего ученика. Все Писание богодухновенно, т. е. вдохновлено Богом, напоминает он; это значит, что слова Божии передавались через людей, руководимых и направляемых Святым Духом, так что в записанном ими ошибок быть не могло. В сущности это всегда принималось евреями как факт.

Затем Павел говорит о «полезности» Писаний применительно к любому аспекту Тимофеева служения, будь это научение (наставление верующих в Божией истине), обличение согрешающих (1Тим 5:20; 2Тим 4:2), исправление совершивших ошибку, или наставление в праведности (направление новообращенных на пути Божии).

Вооруженный Писанием Божий человек (здесь имеется в виду тот, кто призван осуществлять духовное руководство другими людьми) делается совершен (артиос — «способный, специалист наделенный полным знанием», здесь — по части того, как отвечать на духовные нужды). Для большей убедительности Павел добавляет: ко всякому доброму делу приготовлен (сравните 2:21).

Через это послание Павел возлагал нелегкий груз служения на молодого своего ученика, но делал это не безответственно. Он уверен был в преданности Тимофея истине, в его знании Писания, но еще более был уверен в том, что Бог через слово Свое способен помочь Тимофею во всякой его нужде.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.