Титу 1 глава

Послание к Титу апостола Павла
Перевод Десницкого → Толкование Далласской семинарии

Перевод Десницкого

1 Павел, раб Божий и апостол Иисуса Христа — таков я для тех, кто избран Богом, кто познал истину, ведущую к благочестию.
2 Они надеются на вечную жизнь, которую Бог без обмана обещал нам еще прежде начала мироздания,
3 и в должное время открыл нам — проповедь о ней Спаситель наш Бог доверил и поручил мне.
4 А Титу, истинному своему сыну по общей нашей вере, я желаю благодати и мира от Бога Отца и Христа Иисуса, Спасителя нашего.
5 Для того я оставил тебя на Крите, чтобы ты завершил, что осталось сделать, и поставил в каждом городе пресвитера. О них я тебе повелел:
6 пресвитер должен быть безупречен, женат на единственной женщине,* и дети должны быть у него верными, чтобы не обвиняли их в распущенности или своеволии.
7 Епископ* управляет Божьим народом и должен быть безупречен: выбирай из тех, кому привычны не дерзость, гнев, пьянство, драки и нажива —
8 а гостеприимство, доброжелательность, благоразумие, справедливость, чистота, умеренность.
9 Пусть епископ сохраняет верно то слово, которому был научен, и может наставить в здравом учении и обличить тех, кто ему противится.
10 Много ведь есть непокорных болтунов и обманщиков, особенно среди обрезанных.
11 Нужно затыкать рот тем, кто сбивает с пути целые семьи, кто учит, чему не следует — и всё ради наживы.
12 Был среди них один пророк, сам из их числа, и он сказал: «Критяне лгут всегда, злые звери, лентяи, обжоры»*.
13 Это пророчество истинно, и поэтому обличай их сурово, чтобы обратить к здравой вере.
14 Пусть они не обращают внимания на иудейские басни и на требования людей, которые оставили истину.
15 Чистым не нужны правила о нечистоте*, а кто осквернился и оказался неверен — для того нет ничего чистого. У таких людей осквернены и разум, и совесть:
16 они заявляют, что знаю Бога, но на деле отрекаются от Него — гнусные, ненадежные, ни к чему доброму негодные люди.

Толкование Далласской семинарии

I. Приветствие (1:1−4)

Тит 1:1. Вначале Павел представляет себя как раба (слугу) Божий. Обычно (имея, несомненно, в виду то, что произошло с ним на пути в Дамаск; Деян 9:1−9) Павел называл себя «рабом Иисуса Христа». Только здесь он назвал себя «рабом Божиим». С другой стороны, представляться апостолом Иисуса Христа для Павла естественно и характерно. Оба эти титула («раб» и «апостол») подразумевали две его главные заботы: веру избранных Божиих (сравните Рим 8:33; Кол 3:12) и познание ими истины, ведущей к благочестию (сравните 1Тим 2:4; 2Тим 2:23; 3:7).

Вторую часть первого стиха правильнее читать так: «ради веры избранных Божиих и познания истины, ведущей к благочестию». Бог пользовался Павлом, чтобы призывать к Себе тех, кого Он избрал (1Фес 1:2−10) и учить их истине, которая ведет к благочестивой жизни (сравните 1Тим 6:3). Иначе говоря, служение Павла было направлено как на спасение, так и на освящение Божьего народа.

Тит 1:2−3. И служение это осуществлялось им в свете надежды на вечную жизнь, которую обещал избранным своим неизменный в слове Бог еще до начала времен (сравните 2Тим 1:9). Однако лишь в определенное Им время сделалось возможным полностью уразуметь это слово Его через проповедь, вверенную Богом Павлу. Апостол и здесь, как это характерно для Пастырских посланий, называет Бога Спасителем (сравните 1Тим 1:1; 2:3; 4:10; Тит 2:10; 3:4).

В центре Павловой проповеди — извечный план Бога спасти людей для Себя, в отличие от мирских планов «освободить» их посредством изменения социальных структур.

Тит 1:4. Тит был первым и формальным адресатом этого письма, которое, как и 1 и 2-Тимофею, предназначалось для прочтения широкой аудитории. Апостол называет его истинным сыном, возможно, потому, что Тит был его обращенным. То же словосочетание было употреблено Павлом и по отношению к Тимофею (1Тим 1:2). Но возможно оно лишь свидетельствует о том, что Павел был наставником и покровителем Тита; не исключаются и обе причины одновременно.

Приветствие — благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя вашего, — типично (сравните 1Тим 1:2; 2Тим 1:2), за исключением последних двух слов, которые ранее (Тит 1:3) были употреблены по отношению к Богу Отцу. В письме к Титу апостол прилагает термин «Спаситель» к первым двум Лицам Божества — попеременно (сравните 2:10 и 13; 3:4 и 6).

II. Характеристика пресвитеров и епископов (1:5−9)

Тит 1:5. Как Тимофея в Ефесе (1Тим 1:3), оставил Павел Тита на Крите, чтобы тот позаботился о назначении достойных руководителей для недавно возникших там христианских церквей. В письме апостол, видимо, повторял то, о чем уже говорил Титу лично, — как для него самого (для закрепления этого в его памяти), так и для общины в целом. Дело на Крите было не докончено по причине краткости пребывания там Павла.

И Титу надо было довершать его, поставив по всем городам пресвитеров. Следовательно, в отсутствие апостола Тит действовал как его представитель (сравните Деян 14:23). И власть, доверенная ему, была как бы продолжением Павловой власти. Этот феномен церковной власти прерывается с окончанием Апостольского века.

Тит 1:6. Как и в 1Тим 3:2−7, Павел характеризует тут пресвитеров и епископов — как с точки зрения того, что не должно, так и того, что должно быть им присуще (сравните толкование на 1Тим 3:1). Здесь этих «данных» насчитывается 17. В обоих посланиях, в сущности, перечисляются одни и те же «особенности»: пресвитер должен быть:

1) непорочен;

2) муж одной жены (вероятно, имеется в виду, что пресвитером мог быть человек, лишь однажды состоявший в браке; сравните толкование на 1Тим 3:2).

3) Дом пресвитера (епископа) должен быть под его контролем (подразумевается — не только житейским, но и духовным). Его дети должны быть верующими, не укоряемыми в распутстве или непокорности. Объяснение этим требованиям Павел дал в послании к Тимофею (1Тим 3:5).

Тит 1:7. В этом стихе Павел переходит на термин епископ; два эти слова — «пресвитер» и «епископ» — были для апостола синонимами, обозначавшими один и тот же вид церковного служения. Единственное число, в котором стоит слово «епископ», не означает, что в каждой общине должно было быть по одному такому служителю; им просто выражено это понятие — «епископ», каковые (сколько бы их ни было) должны были обладать перечисленными Павлом свойствами. «Непорочность» епископов подчеркивается (стих 6) — как домостроителей Божиих. Коль скоро страдает репутация церковного руководителя, страдает и репутация Бога.

Павел перечисляет пять пороков, которые не могут быть присущи епископу; он должен быть:

4) не дерзок;

5) не гневлив (сравните Иак 1:19−20);

6) не пьяница;

7) не бийца (т. е. не любитель драться; сравните пункты 6 и 7 с 1Тим 3:3);

8) не корыстолюбец (сравните толкование на 1Тим 6:5).

Тит 1:8. В 8 стих перечислены положительные свойства, которыми следует обладать епископу. Он должен быть:

9) страннолюбив (сравните 1Тим 3:2);

10) любящий добро (сравните Пс 14);

11) целомудрен (сравните 1Тим 3:2; Тит 2:2;

12) справедлив;

13) благочестив и

14) воздержан.

Тит 1:9. Имеющему эти обязательные для него нравственные и духовные свойства, епископу, кроме того, следует быть надежным человеком в его отношении к Слову.

15) он должен держаться истинного слова, согласного с учением (т. е. «которому он был научен»); по-гречески это «согласного с учением» подчеркнуто стоит в начале фразы. По мысли Павла, епископ — хранитель истины, которую должен глубоко разуметь и крепко держаться ее;

16) чтобы он был силен и наставлять (других) в здравом учении; и

17) противящихся ему обличать.

III. Характеристика лжеучителей (1:10−16)

Тит 1:10. Упомянув о тех, кто противятся истине, Павел дает им нелестную характеристику в глазах Тита, а затем советует, какого подхода к ним держаться. Вот главные их три особенности: непокорны (сравните Иуд 1:8), пустословы и обманщики. Особенности эти были присущи и противникам Тимофея в Ефесе (сравните 1Тим 1:3−11; 6:3−10; 2Тим 2:14−18); на Крите же Тит столкнулся с их очевидным проявлением в группе евреев (обрезанных; сравните Деян 11:2; Гал 2:12).

Тит 1:11. Лжеучителям должно заграждать уста, т. е. так решительно их обличать, чтобы они вынуждены были умолкнуть; ведь они наносили вред целым семьям, входившим в общину (сравните 2 Тим. 3:6): Как и Тимофею, Титу следовало запрещать этим людям учить неким вредоносным вещам — под угрозой исключения из общины (сравните 1Тим 1:3−4; 2Тим 3:5). Вновь осуждает Павел мотивы, которыми руководствовались лжеучители: постыдную их корысть (сравните толкование на 1Тим 6:5).

Тит 1:12. С целью обосновать свое нелестное отношение к критянам Павел цитирует критского поэта и философа Эпименида, жившего в 6 веке до Р. Х., которого многие считали пророком, знавшимся с богами. У Эпименида слова, приводимые Павлом, относились к некоей конкретной выдумке критян (будто у них на острове погребен Зевс, что звучало кощунством для тех, кто считали этого верховного бога греков вечно живущим); В дни Павла эти слова сделались поговоркой, и апостол лишь хотел подчеркнуть ею незавидную репутацию критян. Конечно, среди христиан было в то время на острове много достойных людей, но Павел имел в виду, что критским лжеучителям в полной мере было присуще То, о чем писал в свое время поэт.

Тит 1:13−14. Как восприняли в критской общине столь откровенное высказывание Павла, неизвестно, но пройти мимо его слов: Свидетельство это справедливо там не могли. Лжеучители — увы! — вполне соответствовали критскому «стереотипу». А, значит, их отрицательное влияние следовало лишить силы, ради их собственного, в частности, спасения. Апостол наставлял Тита: обличай их строго, дабы они были здравы (сравните 1Тим 1:10; 6:3−4) в вере. И перестали внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

Тит 1:15−16. «Постановления» из стиха 14 — особенно в свете еврейского и, возможно, гностического влияния на Крите — несомненно, предусматривали и аскетические правила в отношении еды, питья и очищения (сравните Кол 2:20−23; 1Тим 4:1−5). Павел говорит об этом без обиняков, напоминая своим читателям учение Господа о том, что очищение — проблема более внутреннего, чем внешнего порядка (сравните Мк 7:15; Лк 11:39−41).

Ничто извне не может осквернить человека, который внутренне чист; но нечистый внутренне оскверняет все, к чему прикасается. Лжеучители страдали именно «осквернением» ума и совести. А в результате, хоть и говорили они, что знают Бога, делами своими они от Него отрекались (сравните 1Ин 2:4). От нечистых ума своего и совести сделались они гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу. Снова ставит Павел богословские заблуждения и нравственную порочность в зависимость друг от друга.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.