Евреям 7 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Толкование Далласской семинарии

Перевод Десницкого

1 Итак, «когда Мелхиседек, царь Салима*, священник Бога Всевышнего, встретил Авраама, который возвращался после победы над царями, то благословил его».
2 При этом Авраам «уделил ему десятину от всей добычи»*. Имя Мелхиседек переводится как «Царь правды»*, а «царь Салима» означает «царь мира».
3 Нет у него ни отца, ни матери, ни родословия, не указано ни начало его дней, ни завершение жизни* — и этим он подобен Сыну Божьему, и неизменно остается священником.
4 Посмотрите, сколь велик был Мелхиседек — ему «уделил десятину от всей добычи» прародитель наш Авраам!
5 Священниками служат потомки его сына Левия, им законом заповедано собирать десятину с народа, то есть со своих собратьев — а ведь все они произошли от Авраама.
6 И вдруг тот, кто не принадлежал к их роду, взял десятину с Авраама и благословил его — а ведь тот получил обещание от Самого Бога.
7 Нет сомнений, что благословение получает низший от высшего.
8 И вот в одном случае десятину берут люди смертные, а в другом — Мелхиседек, и о нем есть свидетельство, что он еще жив*.
9 Собственно говоря, через Авраама десятину дал и Левий — тот, кто теперь сам получает десятину.
10 Ведь он уже был в теле своего отца*, когда того встретил Мелхиседек.
11 Если бы к совершенству приводило левитское священство (ведь народ принял закон именно от потомков Левия), какая была бы нужда появляться другому священнику по чину Мелхиседека? Тогда он мог бы называться священником по чину Аарона.
12 Но если появилось новое священство, то и закон неизбежно должен измениться.
13 Тот, Кто был назван таким Первосвященником, принадлежал к племени не Левия, а Иуды* — никто из него не служил перед жертвенником.
14 Изменение закона видно из того, что наш Господь произошел из племени Иуды, а Моисей ничего не говорил о священниках из этого племени.
15 Еще более очевидное доказательство — что появился другой Священник, подобный Мелхиседеку;
16 притом Его сделал священником не закон, который смотрит только на происхождение, а сила неодолимой жизни.
17 Такое и дано свидетельство: «ты священник вовек по чину Мелхиседека».
18 Прежняя заповедь была отменена как утратившая силу и пользу,
19 ведь закон ничего не довел до совершенства. А нам была дана лучшая надежда, которая позволяет приблизиться к Богу.
20 И тут не обошлось без клятвы. Прежде становились священниками без нее,
21 а Иисус — во исполнение клятвы, как Ему и было сказано: «поклялся Господь и не раздумает — ты священник вовек».
22 Насколько же больше завет, заключенный при посредничестве Иисуса!
23 Прежде священниками становились многие, потому что смерть не позволяла никому остаться священником навсегда —
24 а Он пребывает вовеки, Его священство не прервется никогда.
25 И Он может неизменно спасать тех, кто приходит через Него к Богу — Он вечно живой заступник за них.
26 Такой и нужен нам первосвященник: чистый, непричастный злу и грязи, Который отделился от грешников и поднялся превыше небес.
27 Нет у Него нужды, как у тех первосвященников, ежедневно приносить жертвы сначала за собственные грехи, а затем и за грехи народа — Он это сделал единожды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное слово Божье, данное уже после закона, навеки поставило первосвященником совершенного Сына.

Толкование Далласской семинарии

А. Великий Первосвященник и Его великое служение (7:1 — 10:18)

Здесь начинается единственный и самый длинный в послании «объяснительный» раздел. Сама величина его говорит о его важности. Тема его — центральная тема Послания к Евреям.

Истинным источником утешения для читателей во всех их невзгодах является Первосвященство Христа. Им следовало осознать его величие, его превосходство над левитскими установлениями, как и свой гарантированный доступ к Первосвященнику — на основании смерти Христа.

1. О ПЕРВОСВЯЩЕННИКЕ (глава 7)

Автор возвращается к теме, начатой им в 5:1−10; в 5:11 он, однако, выразил сомнение в способности своих читателей понять ее и вместить. В заключение своего последнего предупреждения автор, тем не менее, опять подходит к теме священства по чину Мелхиседека (6:19−20). Далее он излагает и объясняет ее.

А. Величие Мелхиседека (7:1−10)

Евр 7:1−3. Автор начинает с описания величия этого ветхозаветного персонажа, Мелхиседека. Признаваемый прообразом Самого Христа, Мелхиседек был царем и священником. Он благословил Авраама и принял от него десятину. Имя и титул Мелхиседека рассматриваются как мессианские атрибуты праведности (царь правды) и мира (царь мира).

Поскольку о родословии Мелхиседека не говорится в Ветхом Завете, то он считается лицом без отца, без матери, без родословия, не имеющим начала дней, ни конца жизни. Эти слова автора часто воспринимаются так, что «умолчание свыше» обо всем этом делает Мелхиседека прототипом Сына Божия. Возможно, это верно, и все-таки более естественно предположить, что автор мыслил Мелхиседека принадлежащим к той «священнической чреде», которая «не иссякает» в своем духовном служении. (Позднее, в 7:8, он скажет о Мелхиседеке, как о живущем и в их дни.) Если это так, то Мелхиседек может быть ангелом, который одно время правил Салимом (т. е. Иерусалимом). И тогда слова автора о нем как о не имеющем «начала дней» надо понимать не в смысле его «вечности», а в смысле его происхождения «до начала времен».

Концепция Мелхиседека как ангела не поднимает его на одни уровень с Божиим Сыном — ведь автор настоятельно подчеркивает превосходство Сына над ангелами (1:5−14). Имеются свидетельства, что в Кумране действительно считали Мелхиседека ангелом, и если это имеет в виду автор послания, то цель его показать, что Сын Божий есть Первосвященник в той «чреде», к которой Мелхиседек принадлежит как просто священник.

Евр 7:4−10. О личном превосходстве Мелхиседека над патриархом Авраамом свидетельствует тот факт, что Авраам ему и десятину отделил. И хотя Мелхиседек не имел отношения к чреде Левия, он принял эту десятину от Авраама и благословил его. Самый этот акт благословения подчеркивает мысль о превосходстве «царя Салима» над патриархом.

Тем более превосходит он левитов, которые, хоть и собирали десятины, но были смертны. Автор по контрасту выделяет то обстоятельство, что с Авраама десятина была взята тем, который имеет о себе свидетельство, что он живет (стих 8). Далее. В каком-то смысле и сам Левий уплатил Мелхиседеку десятину через Авраама, ибо он, Левий, был еще в чреслах отчих, когда Мелхиседек встретил его.

Естественно, автор понимал, что в буквальном смысле Левий не платил десятины Мелхиседеку, но в соответствии с принципом, что предок более своих потомков, актом, совершенным Авраамом, утверждалось превосходство Мелхиседека и над священством Левитским.

Б. Новое свидетельство приходит на смену прежнему (7:11−19)

Установив превосходство Мелхиседека во всем — и в личности его, и в сравнении его с Авраамом и Левием, автор мог перейти к следующему пункту. Упомянутое превосходство нужно ему было как доказательство в свете происшедшего «вытеснения» Закона. Законническая и левитская системы, в недостаточности их, подлежали замене чем-то лучшим.

Евр 7:11−12. Простейшим способом — на основании Божиего обетования (записанного в Пс 109:4), что новый священник «восстанет» уже не «по чину» Ааарона, — оспаривает автор совершенство левитского священства. Как только происходит смена священства, так и вся законническая система, на которой зиждятся левитские установления, должна быть заменена. В сущности автор подтверждает тут истину, высказанную апостолом Павлом, что «вы не под законом» (Рим 6:14), хотя и подходит к ней с другой стороны.

Евр 7:13−14. Левитское священство было заменено; об этом свидетельствует тот факт, что Господь наш воссиял из колена Иудина, которое никакой роли в осуществлении левитских установлений не играло. Тот (новый Священник) …принадлежал к иному колену.

Евр 7:15−19. И это еще яснее видно из того, что новый Священник имеет жизнь непрестающую. Снова цитирует автор Пс 109:4, чтобы показать, что такая жизнь, не имеющая конца, присуща «чину Мелхиседека» (сравните сказанное им о Мелхиседеке в 7:8). Итак, новый Священник несет Свое служение не по закону заповеди плотской.

Автор, вероятно, имел в виду, что закон, регулировавший как священническую деятельность, так и ее преемственность, был «плотским» — не в том смысле, что был «злым», а в том, что управлял «плотью», т. е. смертными людьми. Эта бывшая заповедь (или закон) была отменена по причине немощи и бесполезности. Новым священством пробуждается теперь лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

Автор таким образом утверждает и подчеркивает, что на смену закону, который ничего не довел до совершенства, пришло новое священство, способное осуществить свои цели через тех, которые посредством его «приближаются к Богу».

В. Превосходство нового Первосвященника (7:20−28)

Если, как показывает автор, Мелхиседек больше Левия (стихи 4−10), и новым священством прежнее отменяется (стихи 11−19), то не остается сомнения в превосходстве нового Священника над левитскими священниками.

Евр 7:20−22. Священство Христа решающим образом отличается от левитского уже потому, что введено было посредством Божией клятвы. (Потомки Аарона наследовали свое служение без клятвы.) И автор приводит слова этой клятвы из того же Пс 109:4; самое звучание ее, возвышенно-торжественное, свидетельствует о превосходстве нового Священника, величественно вводимого в Его роль. По причине клятвы Отца и сделался Иисус лучшего завета поручителем (это слово «енгиос» встречается в Новом Завете только тут).

Евр 7:23−25. Священники из колена Левия были смертны, отсюда — их постоянная сменяемость. Непреходящее же священство Иисуса дает Ему возможность спасать всегда и «спасать до конца» (как сказано в англ. Библии) приходящих чрез Него к Богу. (Комментатор, исходя из этого, считает, что автор послания подразумевает тут то «спасение-наследие», о котором впервые им упомянуто в 1:14. — Ред.).

Поэтому читателям Послания к Евреям следовало крепко держаться своего исповедания веры, сознавая, что Он может провести их через все испытания и трудности до конца пути, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Здесь автор как бы повторяет то, что уже было сказано им в 4:14−16. Их Вождь и Священник в состоянии привести их в «славу многих сынов». Именно в этом смысле Он спасает «до конца».

Евр 7:26−28. Первосвященник, которого имеют христиане, — непорочный и превознесенный выше небес. Поэтому Ему нет нужды, как священникам — левитам, ежедневно приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа.

На первый взгляд может показаться, что в стихах 27−28 подразумевается ритуал, совершавшийся в День искупления (Лев 16), но тот имел место раз в году, а здесь говорится: «день за днем». Так, что скорее всего автор подразумевал именно ритуал, совершавшийся изо дня в день. Судя по некоторым свидетельствам еврейской традиции, первосвященнику полагалось приносить ежедневную жертву; и, значит, сказанное в Лев 6:12−13 могло относиться к нему.

В любом случае у нового Первосвященника не было нужды в том, чтобы приносить жертвы за себя или постоянные жертвы за других. Ибо совершенное Им однажды принесение в жертву Себя явилось вседостаточным актом. Больше об этом будет сказано в Евр 9 и 10. Здесь же автор ограничивается заключением, что в противоположность священникам-левитам, Сын стал Священником навеки совершенным. И это перекликается со сказанным в 5:8−10.

Итак, закон «поставлял» первосвященниками людей со всеми их слабостями, а слово клятвенное, произнесенное после того, как был дан закон, поставило Первосвященника принципиально иного рода, к Которому верующие могут приходить во все времена в твердом убеждении, что Он в состоянии исполнить каждую их нужду.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.