Иакова 1 глава

Соборное послание святого апостола Иакова
Перевод Десницкого → Елизаветинская на русском

 
 

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати израильским племенам, рассеянным по земле, желает радости!
 
Иаков, Богу и Господу Иисусу Христу раб, обеманадесяте коленома, иже в разсеянии, радоватися.

Когда постигают вас разнообразные искушения, братья мои, принимайте это как великую радость.
 
Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна,

Знайте: опытность в вере порождает стойкость,
 
ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение:

а стойкость способствует зрелости — чтобы вы были зрелыми и цельными, чтобы ни в чем не нуждались.
 
терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени.

А если кому из вас не хватает мудрости, пусть попросит у Бога, и получит — ведь Бог дает просто, не упрекая.
 
Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне и не поношающаго, и дастся ему.

Пусть только просит с верой и ничуть не сомневается — кто сомневается, похож на морскую волну, которую из стороны в сторону гонит ветер.
 
Да просит же верою, ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему.

Пусть не думает что-то получить от Господа такой человек —
 
Да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога.

душа его раздвоена, на всех своих путях он неустойчив.
 
Муж двоедушен неустроен во всех путех своих.

Кто из братьев в унижении — пусть хвалится высотой своего положения,
 
Да хвалится же брат смиренный в высоте своей,

а кто богат — своим унижением, ведь все это исчезнет, как цветок полевой.
 
богатый же во смирении своем, зане якоже цвет травный мимоидет:

Взошло солнце, и от жара засохла трава — вот и облетел весь ее цвет, погиб прекрасный облик. Так и богача на его пути ждет увядание.
 
возсия бо солнце со зноем, и изсуши траву, и цвет ея отпаде, и блголепие лица ея погибе: сице и богатый в хождении своем увядает.

Блажен, кто выдерживает искушение: за свою стойкость он получит венец жизни — так обещал Бог наградить тех, кто Его любит.
 
Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящым его.

В искушении пусть никто не говорит: «Это Бог меня искушает». Бог неискушен во зле и Сам никого не искушает.
 
Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же той ни когоже,

Нет, это собственные прихоти сбивают человека с пути и увлекают в ловушку — вот что такое искушение.
 
кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь:

От прихоти зарождается и появляется на свет грех, и когда он совершается, то приводит к смерти.
 
таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть.

Не заблуждайтесь, возлюбленные мои братья.
 
Не льститеся, братие моя возлюбленная:

Что дается вам доброго, что дарится вам совершенного, то приходит свыше, от Отца, порождающего всякий свет, и Он не переменится, не затмится Его сияние.
 
всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у негоже несть пременение, или преложения стень.

По Собственной воле Он породил нас словом истины, чтобы среди Его творений мы были первенцами.
 
Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием его.

Вот что, братья мои возлюбленные: пусть каждый человек торопится слушать и не спешит говорить, не спешит гневаться,
 
Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати, косен во гнев,

ведь гнев человеческий не творит правды Божьей.
 
гнев бо мужа, правды Божия не соделовает.

Так что избавьтесь от всякой грязи, от жгучей злобы и кротко примите то Слово, которое прорастает в вас и способно спасти ваши души.
 
Сего ради отложше всяку скверну и избыток злобы, в кротости приимите всажденное слово, могущее спасти душы вашя.

И слово это исполняйте, а не только выслушивайте — иначе обманете лишь самих себя.
 
Бывайте же творцы слова, а не точию слышатели, прельщающе себе самех.

Ведь выслушивать слово, но не исполнять — все равно что глядеть на собственное отражение в зеркале:
 
Зане аще кто есть слышатель слова, а не творец, таковый уподобися мужу смотряющу лице бытия своего в зерцале:

человек узнал, каков он сам, но отошел и тотчас забыл об этом.
 
усмотри бо себе и отиде, и абие забы, каков бе.

Но кто прилежно всматривается в совершенный закон (а это закон свободы) — тот не просто забывчивый слушатель, он исполняет всё на деле. И будет блажен, кто так поступит!
 
Приникий же в закон совершен свободы, и пребыв, сей не слышатель забытлив быв, но творец дела, сей блажен в делании своем будет.

Кто считает себя благочестивым, но не обуздал собственный язык, тот обманывает сам себя, его благочестие ничего не стоит.
 
Аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздовает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера.

Вот какое благочестие будет чистым и безупречным перед Богом и Отцом: помогать вдовам и сиротам в их скорбях и хранить себя от скверны этого мира.
 
Вера бо чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, (и) нескверна себе блюсти от мира.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.