Иакова 1 глава

Соборное послание апостола Иакова
Перевод Десницкого → Елизаветинская на русском

 
 

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати израильским племенам, рассеянным по земле, желает радости!
 
Иаков, Богу и Господу Иисусу Христу раб, обеманадесяте коленома, иже в разсеянии, радоватися.

Когда случаются с вами разнообразные искушения, братья мои, принимайте это как великую радость.
 
Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна,

Знайте: опыт жизни по вере рождает стойкость,
 
ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение:

а стойкость способствует зрелости – чтобы вы были зрелыми и цельными, чтобы ни в чем не нуждались.
 
терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени.

А если кому из вас не хватает мудрости, пусть попросит у Бога, и получит – ведь Бог дает просто, не упрекая.
 
Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне и не поношающаго, и дастся ему.

Пусть только просит с верой и ничуть не сомневается – кто сомневается, похож на морскую волну, которую из стороны в сторону гонит ветер.
 
Да просит же верою, ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему.

Пусть не думает что-то получить от Господа такой человек –
 
Да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога.

душа его раздвоена, на всех своих путях он неустойчив.
 
Муж двоедушен неустроен во всех путех своих.

Кто из братьев в унижении – пусть хвалится высотой своего положения,
 
Да хвалится же брат смиренный в высоте своей,

а кто богат – своим унижением, ведь все это исчезнет, как цветок полевой.
 
богатый же во смирении своем, зане якоже цвет травный мимоидет:

Восходит солнце и от солнечного жара вянет трава – так и облетает весь ее цвет, гибнет прекрасный облик. Так и богача на его пути ждет увядание.
 
возсия бо солнце со зноем, и изсуши траву, и цвет ея отпаде, и блголепие лица ея погибе: сице и богатый в хождении своем увядает.

Блажен, кто выдержал искушение: за свою стойкость он получит венец жизни – так обещал Бог наградить тех, кто Его любит.
 
Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящым его.

В искушении пусть никто не говорит: «Это Бог меня искушает». Бог непричастен злу и Сам никого не побуждает ко злу.
 
Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же той ни когоже,

Нет, это собственные прихоти сбивают с пути человека и увлекают в ловушку – вот что такое искушение.
 
кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь:

От прихоти зарождается и появляется на свет грех, и когда он совершается, то приводит к смерти.
 
таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть.

Не заблуждайтесь, возлюбленные мои братья.
 
Не льститеся, братие моя возлюбленная:

Что дается вам доброго, что дарится вам совершенного, то приходит свыше, от Отца, порождающего всякий свет, и Он не переменится, не затмится Его сияние.
 
всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у негоже несть пременение, или преложения стень.

По Собственной воле Он породил нас словом Своей истины, и среди Своих творений предназначил нам первое место.
 
Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием его.

Во что, братья мои возлюбленные: пусть каждый человек торопится слушать и медлит говорить, медлит гневаться,
 
Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати, косен во гнев,

ведь гнев человеческий не творит правды Божьей.
 
гнев бо мужа, правды Божия не соделовает.

Так что избавьтесь от всякой грязи и душащей вас злобы и кротко примите то Слово, которое прорастает в вас и способно спасти ваши души.
 
Сего ради отложше всяку скверну и избыток злобы, в кротости приимите всажденное слово, могущее спасти душы вашя.

И слово это исполняйте, а не только слушайте – иначе обманете лишь самих себя.
 
Бывайте же творцы слова, а не точию слышатели, прельщающе себе самех.

Ведь слушать слово, но не исполнять – все равно, что глядеть на собственное отражение в зеркале:
 
Зане аще кто есть слышатель слова, а не творец, таковый уподобися мужу смотряющу лице бытия своего в зерцале:

человек узнал, каков он сам, но отошел и тотчас забыл об этом.
 
усмотри бо себе и отиде, и абие забы, каков бе.

Но кто прилежно всматривается в совершенный закон (а это закон свободы) – тот не просто забывчивый слушатель, он исполняет его на деле. И будет блажен, кто так поступит!
 
Приникий же в закон совершен свободы, и пребыв, сей не слышатель забытлив быв, но творец дела, сей блажен в делании своем будет.

Кто считает себя благочестивым, но не справляется с собственным языком, тот обманывает сам себя, всё его благочестие ничего не стоит.
 
Аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздовает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера.

Вот какое благочестие будет чистым и безупречным перед Богом и Отцом: помогать вдовам и сиротам в их скорбях и хранить себя от всего, чем оскверняет этот мир.
 
Вера бо чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, (и) нескверна себе блюсти от мира.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.