Иакова 1 глава
Соборное послание апостола Иакова
Перевод Десницкого → Елизаветинская на русском
Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати израильским племенам, рассеянным по земле, желает радости!
Иаков, Богу и Господу Иисусу Христу раб, обеманадесяте коленома, иже в разсеянии, радоватися.
Когда случаются с вами разнообразные искушения, братья мои, принимайте это как великую радость.
Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна,
Знайте: опыт жизни по вере рождает стойкость,
ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение:
а стойкость способствует зрелости — чтобы вы были зрелыми и цельными, чтобы ни в чем не нуждались.
терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени.
А если кому из вас не хватает мудрости, пусть попросит у Бога, и получит — ведь Бог дает просто, не упрекая.
Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне и не поношающаго, и дастся ему.
Пусть только просит с верой и ничуть не сомневается — кто сомневается, похож на морскую волну, которую из стороны в сторону гонит ветер.
Да просит же верою, ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему.
Пусть не думает что-то получить от Господа такой человек —
Да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога.
душа его раздвоена, на всех своих путях он неустойчив.
Муж двоедушен неустроен во всех путех своих.
Кто из братьев в унижении — пусть хвалится высотой своего положения,
Да хвалится же брат смиренный в высоте своей,
а кто богат — своим унижением, ведь все это исчезнет, как цветок полевой.
богатый же во смирении своем, зане якоже цвет травный мимоидет:
Восходит солнце и от солнечного жара вянет трава — так и облетает весь ее цвет, гибнет прекрасный облик. Так и богача на его пути ждет увядание.
возсия бо солнце со зноем, и изсуши траву, и цвет ея отпаде, и блголепие лица ея погибе: сице и богатый в хождении своем увядает.
Блажен, кто выдержал искушение: за свою стойкость он получит венец жизни — так обещал Бог наградить тех, кто Его любит.
Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящым его.
В искушении пусть никто не говорит: «Это Бог меня искушает». Бог непричастен злу и Сам никого не побуждает ко злу.
Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же той ни когоже,
Нет, это собственные прихоти сбивают с пути человека и увлекают в ловушку — вот что такое искушение.
кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь:
От прихоти зарождается и появляется на свет грех, и когда он совершается, то приводит к смерти.
таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть.
Не заблуждайтесь, возлюбленные мои братья.
Не льститеся, братие моя возлюбленная:
Что дается вам доброго, что дарится вам совершенного, то приходит свыше, от Отца, порождающего всякий свет, и Он не переменится, не затмится Его сияние.
всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у негоже несть пременение, или преложения стень.
По Собственной воле Он породил нас словом Своей истины, и среди Своих творений предназначил нам первое место.
Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием его.
Во что, братья мои возлюбленные: пусть каждый человек торопится слушать и медлит говорить, медлит гневаться,
Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати, косен во гнев,
ведь гнев человеческий не творит правды Божьей.
гнев бо мужа, правды Божия не соделовает.
Так что избавьтесь от всякой грязи и душащей вас злобы и кротко примите то Слово, которое прорастает в вас и способно спасти ваши души.
Сего ради отложше всяку скверну и избыток злобы, в кротости приимите всажденное слово, могущее спасти душы вашя.
И слово это исполняйте, а не только слушайте — иначе обманете лишь самих себя.
Бывайте же творцы слова, а не точию слышатели, прельщающе себе самех.
Ведь слушать слово, но не исполнять — все равно, что глядеть на собственное отражение в зеркале:
Зане аще кто есть слышатель слова, а не творец, таковый уподобися мужу смотряющу лице бытия своего в зерцале:
человек узнал, каков он сам, но отошел и тотчас забыл об этом.
усмотри бо себе и отиде, и абие забы, каков бе.
Но кто прилежно всматривается в совершенный закон (а это закон свободы) — тот не просто забывчивый слушатель, он исполняет его на деле. И будет блажен, кто так поступит!
Приникий же в закон совершен свободы, и пребыв, сей не слышатель забытлив быв, но творец дела, сей блажен в делании своем будет.
Кто считает себя благочестивым, но не справляется с собственным языком, тот обманывает сам себя, всё его благочестие ничего не стоит.
Аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздовает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера.
Вот какое благочестие будет чистым и безупречным перед Богом и Отцом: помогать вдовам и сиротам в их скорбях и хранить себя от всего, чем оскверняет этот мир.
Вера бо чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, (и) нескверна себе блюсти от мира.