Иакова 2 глава

Соборное послание святого апостола Иакова
Перевод Десницкого → Елизаветинская на русском

 
 

Братья мои, если верите в славного Господа нашего Иисуса Христа — никого не выделяйте особо.
 
Братие моя, не на лица зряще имейте веру Господа нашего Иисуса Христа славы.

Войдет в собрание ваше роскошно одетый человек с золотыми перстнями на пальцах, войдет и бедняк в грязной одежде.
 
Аще бо внидет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, в ризе светле, внидет же и нищь в худе одежди,

Взглянете вы на роскошно одетого и скажете: «тебе будет удобно присесть здесь», а бедняку скажете: «а ты постой» или «садись тут, мне под ноги».
 
и воззрите на носящаго ризу светлу, и речете ему: ты сяди зде добре: и нищему речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем:

И так вы вводите разделения в общине и решаете, исходя из дурных помыслов.
 
и не разсмотристе в себе, и бысте судии помышлений злых.

Послушайте, братья мои возлюбленные! Бог избрал тех, кто беден в этом мире, чтобы обогатить их верой и дать им в наследие царство — Он обещал это тем, кто Его любит.
 
Слышите, братие моя возлюбленная, не Бог ли избра нищыя мира сего богаты в вере и наследники Царствия, еже обеща любящым его?

А вы с презрением отнеслись к бедняку! Но разве не богатые угнетают вас и тянут в суды?
 
вы же укористе нищаго. Не богатии ли насилуют вам, и тии влекут вы на судища?

Не они ли оскорбляют доброе имя, которое вы носите?
 
не тии ли хулят доброе имя нареченное на вас?

Если вы исполняете царский закон, который дан в Писании: «возлюби ближнего как самого себя», — то поступаете прекрасно.
 
Аще убо закон совершаете царский, по писанию: возлюбиши искренняго своего якоже себе самаго, добре творите:

А если вы относитесь к людям с лицеприятием, то совершаете грех, и закон обличает ваше преступление.
 
аще же на лица зрите, то грех содеваете, обличаеми от закона якоже преступницы.

Ведь кто исполнил остальной закон, но что-то одно нарушил, оказался виновным в целом.
 
Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен.

Кто сказал «не блуди», сказал и «не убивай», и если ты не блудишь, но убиваешь, ты все равно преступник.
 
Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл есть и: не убиеши. Аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона.

Помните, что и за свои речи, и за поступки будете судимы по закону свободы.
 
Тако глаголите и тако творите, яко законом свободным имущии суд прияти.

Кто не проявил милости — того и судить будут без милости, а ведь милость превыше суда!
 
Суд бо без милости не сотворшему милости: и хвалится милость на суде.

Что пользы, братья мои, если кто говорит, будто имеет веру, но не подтверждает ее делами? Сможет ли такая вера его спасти?
 
Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его?

Допустим, брату или сестре недостает одежды и ежедневной пищи,
 
Аще же брат или сестра нага будета и лишена будета дневныя пищи,

а кто-то из вас им скажет: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», а того, что нужно для жизни, вы им не дадите — какая от этого польза?
 
речет же има кто от вас: идита с миром, грейтася и насыщайтася? не даст же има требования телеснаго: кая польза?

Так и вера, не подтвержденная делами, сама по себе мертва.
 
Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе.

И тут кто-то скажет: у тебя есть вера, а у меня — дела. Как же ты покажешь мне свою веру, если она бездействует? А я покажу тебе свою веру своими делами.
 
Но речет кто: ты веру имаши, аз же дела имам: покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою.

Ты веришь, что Бог Един? Прекрасно! Так веруют и бесы — но это лишь ужасает их.
 
Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши: и беси веруют, и трепещут.

Показать ли тебе, пустой человек, что вера без дел ни на что не годна?
 
Хощеши же ли разумети, о, человече суетне, яко вера без дел мертва есть?

Как получил праведность праотец наш Авраам? По делам своим, когда готов был принести сына своего Исаака в жертву.
 
Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес исаака сына своего на жертвенник?

Ты же видишь, что вера его проявлялась на деле, вера достигла совершенства в его поступках.
 
Видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера?

Так и исполнилось сказанное в Писании: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность», и был он назван другом Божьим.
 
И совершися писание глаголющее: верова же авраам Богови, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся.

Итак, вы видите, что человек признается праведным по своим делам, а не только по вере.
 
Зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя?

Точно так же и блудница Раав была признана праведной по своим делам, когда приняла израильских разведчиков и тайно выпустила из города.
 
Такожде же и раав блудница не от дел ли оправдася, приемши сходники и иным путем изведши их?

Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
 
Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.