Евреям 11 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Елизаветинская на русском

 
 

А вера кладет твердым основанием надежду и являет незримое.
 
Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых.

И об этом свидетельствуют герои древности.
 
В сей бо свидетелствовани быша древнии.

Вера дает нам познать, как одним Божьим словом сотворены миры, и всё наблюдаемое возникло из незримого.
 
Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти.

Это вера позволила Авелю принести Богу жертву лучше, чем у Каина — и вера свидетельствует о его праведности. Сам Бог дал это свидетельство, приняв его дары — и благодаря вере Авель говорит даже после смерти.
 
Верою множайшую жертву авель паче каина принесе Богу, еюже свидетелствован бысть быти праведник, свидетелствующу о дарех его Богу: и тою умерый еще глаголет.

Это вера дала Еноху покинуть этот мир прежде, чем он встретил смерть, — его не стало, потому что его взял Бог. И еще прежде того было дано свидетельство, что он угоден Богу.
 
Верою енох преложен бысть не видети смерти: и не обреташеся, зане преложи его Бог: прежде бо преложения его свидетелствован бысть, яко угоди Богу.

А без веры невозможно Ему угодить: кто прибегает к Нему, должен верить, что Он существует и вознаграждает тех, кто ищет Его.
 
Без веры же невозможно угодити (Богу): веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающым его мздовоздатель бывает.

Это вера позволила Ною получить предупреждение о том, что еще не было видно, и потому он с благоговением приготовил ковчег для спасения всей своей семьи. Вера позволила ему осудить весь мир и унаследовать ту праведность, которая приходит от веры.
 
Верою ответ приим ное о сих, яже не у виде, убоявся сотвори ковчег во спасение дому своего: еюже осуди (весь) мир, и правды, яже по вере, бысть наследник.

Это вера дала Аврааму послушаться Божьего призвания и отправиться туда, где должен был получить удел в наследство — он и вышел в путь, не зная, куда идет.
 
Верою зовом авраам послуша изыти на место, еже хотяше прияти в наследие, и изыде не ведый, камо грядет.

Благодаря вере, он поселился в обещанной земле, тогда чужой для него, и жил в шатрах вместе с Исааком и Иаковом, наследниками того же обещания —
 
Верою прииде авраам на землю обетования, якоже на чужду, в кровы вселися со исааком и иаковом снаследникома обетования тогожде:

он ожидал, когда Бог как создатель и архитектор построит на твердом основании город.
 
ждаше бо основания имущаго града, емуже художник и содетель Бог.

Это вера позволила принять его семя Сарре, которая прежде была бесплодна и вышла из детородного возраста — ведь она знала, что обещание дал Тот, Кто верен Своему слову.
 
Верою и сама сарра неплоды силу во удержание семене прият и паче времене возраста роди, понеже верна непщева обетовавшаго.

И потому от одного Авраама, хоть и умерла его мужская сила, произошло несчетное множество потомков, как звезд на небе или песчинок на берегу морском.
 
Темже и от единаго родишася, да еще умерщвленнаго, якоже звезды небесныя множеством и яко песок вскрай моря безчисленный.

Все они умерли, сохраняя веру, хотя сами еще не получили обещанных благ. Они лишь смотрели на них издали и приветствовали, и так признавали, что по этой земле они странствуют, как бродяги.
 
По вере умроша сии вси, не приемше обетований, но издалеча видевше я, и целовавше, и исповедавше, яко страннии и пришелцы суть на земли:

Кто называет себя странником, показывает, что ищет родину.
 
ибо таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют.

И если бы они имели в виду страну, из которой вышли, то могли бы в нее вернуться.
 
И аще бы убо оно помнили, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися:

Нет, они стремятся к лучшей, небесной родине. Потому Бог не стыдится их, а называет Себя их Богом — ведь Он приготовил для них Город.
 
ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго: темже не стыдится сими Бог, Бог нарицатися их: уготова бо им град.

Это вера позволила Аврааму, когда он проходил испытание, принести в жертву Исаака — да, он принес единородного сына, того самого, кто должен был унаследовать Божьи обещания.
 
Верою приведе авраам исаака искушаемь, и единороднаго приношаше, обетования приемый,

Ведь это о нем было сказано: «потомством твоим будут называться дети Исаака».
 
к немуже глаголано бысть: яко о исааце наречется тебе семя:

Он считал, что Бог может и из мертвых воскресить — образно говоря, так оно и вышло.
 
помыслив, яко и из мертвых воскресити силен (есть) Бог, темже того и в притче прият.

Вера дала Исааку благословить Иакова и Исава и так предсказать будущее.
 
Верою о грядущих благослови исаак иакова и исава.

Вера позволила Иакову перед смертью благословить обоих сыновей Иосифа и «поклониться, опершись на жезл».
 
Верою иаков умирая коегождо сына иосифова благослови и поклонися на верх жезла его.

Вера позволила Иосифу в конце жизни рассказать сынам Израиля об Исходе и распорядиться, как поступить с его костями.
 
Верою иосиф умирая о исхождении сынов израилевых памятствова и о костех своих заповеда.

Вера заставила родителей Моисея скрывать его три месяца после рождения: они заметили его красоту и не испугались повеления фараона.
 
Верою моисей родився сокровен бысть три месяцы от отец своих, зане видеша красно отроча и не убояшася повеления царева.

Вера не позволила Моисею, когда он вырос, называться сыном фараоновой дочери:
 
Верою моисей, велик быв, отвержеся нарицатися сын дщере фараоновы:

он предпочел страдать вместе с Божьим народом, а не наслаждаться греховной временной жизнью.
 
паче (же) изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость,

Быть униженным, как Христос, он считал бо́льшим богатством, чем все сокровища Египта — ведь он смотрел на конечное воздаяние.
 
болшее богатство вменив египетских сокровищ поношение Христово: взираше бо на мздовоздаяние.

Вера дала ему оставить Египет, не боясь царского гнева — он все терпел, словно бы видя Незримого.
 
Верою остави египет, не убоявся ярости царевы: невидимаго бо яко видя, терпяше.

Вера позволила ему совершить Пасху и пролить кровь, чтобы ангел-губитель не коснулся израильских первенцев.
 
Верою сотвори пасху и пролитие крове, да не погубляяй перворожденная коснется их.

Вера дала им перейти Красное море словно посуху, а когда то же попытались сделать египтяне, они утонули.
 
Верою преидоша чермное море аки по сусе земли: егоже искушение приемше египтяне истопишася.

Вера призвала их семь дней обходить стены Иерихона — и стены рухнули.
 
Верою стены иерихонския падоша обхождением седмих дний.

Вера побудила блудницу Раав принять с миром лазутчиков — и поэтому она не погибла вместе с неверными.
 
Верою раав блудница не погибе с сопротивльшимися, приимши сходники с миром (и иным путем изведши).

Что мне к этому добавить? Не хватит времени рассказывать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде и Самуиле, и о пророках.
 
И что еще глаголю? Не достанет бо ми повествующу времене о гедеоне, вараце же и сампсоне и иеффаи, о давиде же и самуиле, и о (других) пророцех,

Своей верой они покоряли царства, вершили справедливость, шли навстречу обещанному, закрывали пасти львам,
 
иже верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов,

гасили мощное пламя, спасались от хищного меча, в слабости обретали силу, на войне становились крепки и обращали вражьи воинства вспять,
 
угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих:

а женщины получали своих умерших близких воскресшими. Некоторые из них не согласились на освобождение от плена и были замучены — они предпочли земной жизни лучшую, после воскресения.
 
прияша жены от воскресения мертвых своих: инии же избиени быша, не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат:

Другие испытали насмешки и побои, даже цепи и тюрьмы,
 
друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею,

их побивали камнями, перепиливали или убивали мечом, они бродили в овечьих и козьих шкурах, среди лишений, бедствий и страданий.
 
камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех (и) в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени:

Те, кого весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земным!
 
ихже не бе достоин (весь) мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных.

Да, есть свидетельство об их вере — но обещанного все они так и не получили.
 
И сии вси послушествани бывше верою, не прияша обетования,

Дело в том, что Бог и нам предназначил лучшую долю: они должны достигнуть вместе с нами совершенства!
 
Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.