Иакова 3 глава

Соборное послание апостола Иакова
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Не нужно, чтобы многие из вас, братья, становились учителями – знайте, что нас, учителей, судить будут строже,
2 ведь все мы допускаем много ошибок. А кто не ошибается в речах, тот совершенный человек и может обуздать себя целиком.
3 Так мы и коню вставляем в рот удила, чтобы его подчинить себе и управлять им целиком.
4 Так и с кораблями: как они ни велики, как ни сильны ветра, что ими движут, а с помощью маленького руля кормчий направляет их, куда пожелает.
5 Так и язык сам по себе мал, но многим хвалится. И малейший огонек может поджечь груду дров –
6 вот и язык такой огонь. Он создает внутри нас самих целый мир неправды, и так он* оскверняет нас целиком, воспламеняет всё течение нашей жизни – и этот огонь передается ему от геенны.
7 Животные, какой бы они ни были природы: звери и птицы, пресмыкающиеся и морские жители – покоряются человеческой природе или уже ей покорны.
8 А покорить свой собственный язык не в силах никто из людей. Не сдержать этого зла и яд его смертелен!
9 Языком мы благословляем Господа и Отца – но им же и проклинаем людей, созданных по образу Божьему.
10 Из одних уст исходит благословение и проклятие – не должно, братья, быть так.
11 Бывает ли такой источник, чтобы текла из него и сладкая, и горькая вода?
12 Не может, братья мои, смоковница приносить маслины, а виноградная лоза – смоквы, и соленый источник не даст воды пресной.
13 Есть среди вас человек мудрый и знающий? Пусть он докажет это на деле добрым поведением и кроткой мудростью.
14 Но если на сердце у вас жгучая зависть и раздоры – хвалиться вам нечем. Не лгите против истины!
15 Не та это мудрость, что приходит свыше – нет, земная, душевная, бесовская!
16 Где зависть да раздор – там мятеж и всякое мерзкое дело.
17 Та мудрость, которая приходит свыше, прежде всего, чиста, а кроме того, она несет мир, владеет собой, она послушна и исполнена милости, плоды ее добры, она беспристрастна и непритворна.
18 Праведность мирно сеет свое семя, и оно принесет свой плод тем, кто трудится ради мира.

Новой Женевской Библии

3:1 подвергнемся большему осуждению. Иаков предупреждает об ответственности учителей. Учителя оказывают сильное воздействие на доверяющих им учеников, а это приводит к тому, что ученики становятся восприимчивыми к заблуждениям своих учителей. Язык учителя может оказаться губительной опасностью. С учителя будет спрошено очень строго за то, чему он учил, и эта ответственность должна предостеречь его от необдуманных речей. В древней Церкви служение учителя считалось очень важным (Мф. 5,19; 18,6; ср. Рим. 14,10-12).

3:1-12 Этот раздел Послания Иакова заставляет вспомнить наставления Иисуса о силе и важности слов, которые могут оказаться не менее весомыми, чем дела (Мф. 12,36; Мк. 7,20-23).

3:3-5 Иаков использует метафоры из повседневного жизненного опыта для иллюстрации одного из своих главных положений: большие результаты могут быть достигнуты малыми средствами.

3:6 язык — огонь. Неуправляемый язык уподобляется пламени, вышедшему из-под контроля (Пс. 119,2-4; Притч. 16,27).

оскверняет. Злоречие (богохульство, клевета, сплетни, ложь, ложные клятвы и т.п.) способно осквернить, замарать и исказить нравственный облик человека.

3:8 язык укротить никто из людей не может. Укротить язык оказывается сложнее, чем укротить диких животных. Он исполнен яда более смертоносного, нежели яд змеи (Пс 57,5; 139,4; Рим. 3,13.14).

3:9 благословляем... проклинаем. Язык может служить и добру, и злу.

3:13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это. Подобно тому, как Иаков призывал верующих доказать свою веру делами, он убеждает их показать свою мудрость благочестивой жизнью.

с мудрою кротостью. Признаком мудрости является смиренный и кроткий дух.

3:14 имеете горькую зависть и сварливость. Эти пороки связаны с эгоцентризмом и самомнением. Они ослепляют разум человека и убивают любовь к ближнему.

3:15 земная, душевная, бесовская. Мудрость плотская есть обольщение сатанинское и в очах Божиих является глупостью.

3:16 неустройство и все худое. Подобно тому как выше Иаков показал способность языка производить неисчислимые бедствия, здесь он говорит о разрушительной силе зависти и сварливости, которые порождают убийства, прелюбодеяния, вражду, воровство, клевету и прочие грехи, которые причиняют людям страдания и производят хаос и неустройство в обществе.

3:17 мудрость, сходящая свыше. Мудрость, которая является даром Божиим, отражает чистоту Самого Бога. Мудрость к тому же связана с благочестием, поскольку первоисточник истинной мудрости — Сам Бог.

мирна. Такова любовь, исполненная подлинного мира, свободная от малейшей враждебности.

скромна. Т.е. внимательна и уважительна к чувствам других людей.

послушлива. Послушливость — это покорность Богу и внимание к ближнему (ср. Флп. 2,8).

полна милосердия. Т.е. сама является милосердием.

беспристрастна и нелицемерна. Т.е. не имеет склонности ко лжи или лукавству.

3:18 Плод... правды. Насаждаемые и взращиваемые мудростью семена на ниве добродетели приносят обильный урожай праведности.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.