1 Петра 3 глава

Первое соборное послание святого апостола Петра
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 И вы, жены, точно так же подчиняйтесь мужьям — и если какие-то из них непокорны Божьему Слову, жены своим поведением могут обратить их к вере, даже и без Слова,
2 когда мужья присмотрятся к их чистому и богобоязненному образу жизни.
3 Пусть их украшают не замысловатая прическа, не золотые уборы, не нарядная одежда,
4 а то, что у человека в сердце — не увядающая от времени кротость и спокойствие духа, они-то и ценны перед Богом.
5 Так украшались в прежние времена святые женщины, которые возлагали надежду на Бога и подчинялись собственным мужьям.
6 Так Сарра покорялась Аврааму и называла его господином* — и вы действительно ее дочери, если творите добро без робости и страха.
7 Точно так же и вы, мужья, относитесь с пониманием к женскому полу как к более хрупкому сосуду. Оказывайте им честь, ведь благодатная жизнь даруется им наравне с вами — и тогда ничто не будет препятствовать вашим молитвам.
8 Наконец, все будьте единодушны, сострадайте, любите братьев, будьте милостивы, смиренны,
9 не воздавайте злом за зло и бранью за брань, а лучше благословляйте — к тому вы и призваны, чтобы получить в удел благословение.
10 Так что «кто любит жизнь, хочет видеть благие дни — пусть удержит язык свой от зла, уста свои — от лукавых речей,
11 пусть уклоняется от зла и творит благо, ищет мира и стремится к нему.
12 Ибо смотрит Господь на праведных, Открыт Его слух к их мольбе, но обратится Господь против тех, кто творит зло»*.
13 Кто же причинит вам вред, если сами вы устремлены ко благу?
14 А если придется даже пострадать за праведность, вы блаженны — и «не бойтесь, чего другие боятся, не трепещите!»*
15 Сохраняйте свято в своих сердцах Господа Христа. Всегда будьте готовы дать ответ тому, кто станет расспрашивать вас о вашей надежде, —
16 только мягко, осторожно, и чтобы совесть ваша была чиста. Тогда те, кто вас обвиняют, будут пристыжены — окажется, что они клевещут на вашу добрую жизнь в единстве со Христом!
17 Лучше пострадать, если на то будет воля Божья, за добрые дела, чем за злые.
18 Ведь и Христос единожды пострадал за грешников — Праведный за неправых, чтобы вас привести к Богу. Тело его было убито, но Он вернулся к жизни в Духе.
19 Именно в Духе Он отправился на проповедь к заточенным в темницу духам.
20 Когда-то были они непокорны — еще во дни Ноя Бог терпеливо дожидался, пока тот построит ковчег, но в нем спаслись по водам немногие, всего восемь душ*.
21 Так был заранее дан образ нынешнего крещения, которое есть не омовение телесной нечистоты, но чистосердечное обращение к Богу*. Оно приводит вас ко спасению, потому что Христос воскрес,
22 взошел на небеса и сел по правую руку от Отца, и покорились Ему все ангелы, власти и силы.

Новой Женевской Библии

3:1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям. «Также» относится к общему принципу повиновения, выраженному в 2:13. Следует отметить, что подчиненность жены мужу уравновешена другим «также» (ст. 7), призывающим мужа проявлять особое внимание к жене (Еф 5:25). Взаимоотношения мужчины и женщины подразумевают равенство в духовном плане (Гал 3:28) и некоторое различие ролей и функций в домашнем быту и в церкви (Еф 5:22−33; 1Тим 2:8−15).

без слова. Древнеримская культура предполагала, что жена принимает религию мужа. У некоторых христианок были, по-видимому, неверующие супруги. Петр призывает этих христианок не полагаться в деле обращения мужей на уговоры: уже настороженные по отношению к незнакомой им вере, мужья могли бы расценить это как непокорность. Пусть само поведение жен будет опорой Богу в деле явления истины.

3:3 не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде. Это не категорический запрет на украшения, а предупреждение против чрезмерного попечения о внешности (1Тим 2:9−10).

3:6 называя его господином. Общепринятое ближневосточное выражение уважения и подчиненности (ст. 1; Быт 18:12).

Вы — дети ее. Т.е. подобны Сарре, если проявляете такую же покорность.

если делаете добро. Имеется в виду уже упомянутая покорность мужьям (ср. 2:15), но, вероятно, подразумевается и неизменная верность Христу.

и не смущаетесь ни от какого страха. Жены-христианки должны были соблюдать верность Христу, выказывая и должную почтительность неверующим супругам (ст. 1 и ком.).

3:7 как с немощнейшим сосудом. Немощь подразумевается физическая, а не нравственная, духовная или умственная. Различие в физической силе — одна из причин, чтобы муж оказывал особое внимание жене.

как сонаследницам благодатной жизни. Общность в вере — еще одна причина для оказания внимания. Здесь Петр рассматривает ситуацию, когда оба супруга — христиане (ср. ст. 1).

3:8−9 Ср. Рим 12:9−21.

3:9 не воздавайте злом... благословляйте. Христиане не должны мстить, но, напротив, должны «благословлять» своих врагов (1Кор 4:12; 1Фес 5:15). Такое благословение может выразиться молитвой (Мф 5:44).

3:13 И кто сделает вам зло..? Петр не отрицает, что малоазийских христиан могу ждать страдания за веру (4:12). Это высказывание можно истолковать либо как трюизм — будто примерным поведением иногда можно избежать дурного отношения, либо, что более вероятно, как утверждение: что бы ни случилось с христианином, никакая внешняя сила не может повредить ему духовно (Лк 12:4−7; Рим 8:31).

3:14 вы блаженны. Ассоциация с Мф 5:10−12 и развитие темы ст. 13−17. Бог благословляет и награждает христиан, страдающих за правду, даже если непосредственные обстоятельства их жизни явно не свидетельствуют об этом.

3:15 будьте всегда готовы... дать ответ. Букв.: «апологию», «защиту» — т.е. ответ на обидные или насмешливые вопросы со стороны враждебно настроенных людей. Такой ответ должен заключаться в разъяснении основных принципов христианского учения.

3:17 если угодно воле Божией. Незаслуженное страдание попускается Богом и служит к пользе Его детей и к Его славе (1:6−7; 4:19).

3:18 однажды пострадал. Смерть Христа за людей — вполне достаточная жертва, и других искупительных жертв более не требуется (Евр 7:27; 9:12, 28).

но ожив духом. См. Рим 1:4; 8:9−11.

3:19 находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. Четыре основных толкования ст. 19−20, 1. Проповедь Христа еще до Его воплощения, когда через Ноя Господь обращался к допотопному человечеству (ср. 2Пет 2:5). Он звал их к покаянию, но они не прислушались и теперь заключены «в темницу». В таком случае Петр проводит параллель: как Бог защитил Ноя среди неверующих, так Он защитит христиан в подобных же обстоятельствах. 2. Проповедь до воскресения, т.е. в период Христова «сошествия во ад» между Его смертью и воскресением. 3. Христос принес эту весть падшим ангелам, которых часто отождествляют с «сынами Божиими» из Быт 6:2, 4 (ср. Иов 1:6; Иов 2:1), в место их заключения. 4. Проповедь после воскресения, т.е. что Христос возвестил Свою победу падшим ангелам во время Своего вознесения на небо.

3:21 подобное сему образу крещение. Физическое спасение Ноя в водах потопа — прообраз водного крещения.

спасает. Здесь подчеркивается, что крещение — знак и печать Божией благодати во Христе Иисусе. Утверждение спасительности крещения указывает на тесную связь между внешним знаком и обозначаемой им реальностью.

не плотской нечистоты омытие. Чтобы крещению не приписывали магической силы, Петр указывает, что спасение дается не посредством внешнего обряда, но тем, что он знаменует — соединением со Христом в Его смерти и воскресении.

3:22 одесную Бога. Самое почетное место и знак высшей власти во вселенной (Еф 1:20−23; Евр 1:3).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.