Римлянам 5 глава

Послание к Римлянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Бог, по вере делая нас праведниками, заключает с нами мир при посредничестве Господа нашего Иисуса Христа.
2 Это благодаря Ему вера открывает нам доступ к благодати и мы утверждаемся в ней. Мы надеемся быть причастными славе Божией, этим мы можем похвалиться,
3 но и не только этим — хвалимся и нашими скорбями. Мы ведь знаем: скорби порождают терпение,
4 терпение — опыт, а опыт — надежду.
5 Эта надежда не заставит нас краснеть! Нам дарован Святой Дух, и Он проливает на наши сердца Божью любовь.
6 Еще когда мы были немощны, Христос в назначенное время умер за нас, нечестивых.
7 Едва ли кто умрет за праведника — впрочем, за хорошего человека, может, кто и решится умереть.
8 Но Христос умер за нас, еще когда мы были грешниками, и так Бог явил свою любовь к нам.
9 Тем более теперь мы будем избавлены от заслуженной Божьей кары, когда Его кровь сделала нас праведниками.
10 Прежде мы враждовали с Богом, но примирились с Ним в смерти Его Сына — после примирения мы тем более будем спасены Его жизнью!
11 Но и этого мало: через Господа нашего Иисуса Христа мы обрели примирение с Богом и можем этим хвалиться.
12 Через одного Адама в мир пришел грех, а за грехом смерть. Так грех одного человека сделал смертными всех людей*,
13 ведь грех был в мире и прежде закона. Хотя при отсутствии закона грех не считается таковым,
14 но смерть царствовала от Адама и до законодателя Моисея даже над теми, кто сам не преступал повелений Божьих, как Адам* — прообраз Грядущего.
15 Но благодать Христова оказалась совсем не такой, каким было Адамово преступление закона. Великое множество людей погибло из-за преступления одного человека, но благодать Божья для множества еще изобильнее. Бог дал людям благодатный дар через другого Человека, Иисуса Христа.
16 Этот дар не похож на былой грех: некогда один согрешил, и все были осуждены — а теперь при множестве грехов все оправданы!
17 Когда один человек преступил закон, в мире воцарилась смерть — тем более будут жить и царствовать те, кто получают изобильную благодать и дар праведности благодаря одному Иисусу Христу.
18 Итак, преступление одного человека привело к осуждению всех людей, но праведность Одного точно так же дарует праведность и жизнь всем людям.
19 Из-за непослушания одного человека многие стали грешниками, и так же из-за послушания одного Человека многие стали праведниками.
20 Когда появился закон, стало очевидно, как много преступлений, но когда умножился грех, благодать оказалась еще изобильнее.
21 Как смерть возвела на престол грех, так и праведность Иисуса Христа, Господа нашего, возводит на престол благодать, чтобы нам обрести вечную жизнь.

Новой Женевской Библии

5:1−11 В этих стихах раскрывается значение оправдания благодатью через веру. Переход от гнева (1:18) к благодати (3:21) изменяет и положение, и внутреннее состояние верующего. Вместо отчуждения (3:10−17) наступает мир (5:1); вместо отпадения через грех от славы Божией (3:23) рождается надежда славы (5:2); вместо наказания страданием (2:5, 6) сами скорби исполнены радости от сознания, что Бог производит посредством их (5:3); вместо неуверенности появляется твердое упование на любовь Божию (ст. 6−8).

5:1 мы имеем мир. Иначе: «да будет у нас мир». Но ход рассуждений апостола Павла свидетельствует в пользу первого варианта. Фраза «мы получили ныне примирение» (ст. 11) означает, что мы уже в мире с Богом. В ситуации наступившего примирения мы теперь имеем доступ к Богу. Преграда устранена.

5:2 хвалимся надеждою. В НЗ надежда означает уверенность в чем-то, еще не до конца изведанном на опыте, а не смутные устремления, полные самообольщения. Познание любви Божией, которую Дух Святой изливает в сердца верующих (ст. 4−5), уже теперь приносит заверение в том, что эта надежда не будет напрасной.

5:4 опытность. Букв.: «качество того, кто был испытан и одобрен». Она подтверждает нашу уверенность, что слава, которую мы предвкушаем, когда-то откроется в нас (8:17−25).

5:6 Природа этой изливаемой на нас любви явлена распятием. Действие Божие «в определенное время» означает, что смерть Христа произошла в назначенный Богом срок (Ин 17:1; Деян 2:23; Гал 4:4) и воздействует на нас в момент, когда мы больше всего в том нуждаемся. Такое значение этого выражения соотносится со словами Павла: «когда еще мы были немощны» (ст. 6), «когда мы были еще грешниками» (ст. 8), «врагами» (ст. 10).

5:8−11 Ср. 8:1−4.32. Христос умер именно «за нас» (ст. 8), поверивших и получивших оправдание верой: Его смертью действительно совершилось примирение, которое «мы получили ныне» (ст. 11).

5:9 тем более ныне. Рассуждение переходит от большего к меньшему: если Бог совершил ради нас столь великое дело, отдав на страдание и смерть Своего Сына, мы можем твердо ожидать меньшего — окончательного спасения «жизнью Его» как воскресшего, восставшего из гроба Посредника. Бог соблюдает к конечному спасению тех, кто уже оправдан; тем самым осуществляется изначальная цель Бога — Его любовь к нам. Искупительная смерть Христа была решающим, столь дорого стоившим Ему выражением цели, поставленной любовью Божией; она — залог оправдания и прославления тех, за кого Он умер (8:32).

5:10 примирились. Только Павел описывает упразднившее грех дело Христа как примирение (11:15; 2Кор 5:18−20; Еф 2:16; Кол 1:20, 22). Отчуждение от нас Бога окончилось с упразднением причины отчуждения (нашего греха, вины и осуждения) через смерть Христову (ср. 2Кор 5:21). В этом смысле примирение есть объективный факт (2Кор 5:18−19). Тем не менее, оно должно быть принято (ст. 11; ср. 2Кор 5:20), для чего мы должны отложить собственное отчуждение и вражду (посредством раскаяния и веры во Христа).

5:12−21 Посему. В этом отрывке Павел подчеркивает выражение «один человек» (Адам или Христос; ст. 12:15−17:19); это указывает, что он рассматривает и Адама, и Христа как исторические личности. В связи с Адамом внимание апостола сосредоточено на его «одном преступлении» (ст. 16), на «непослушании одного» (ст. 19), через которое «сделались многие грешными» (ст. 19) в силу их тесного единства с ним как их представителем перед Богом.

5:12 как... грех вошел. Сравнение, которое завершается в ст. 18−21.

одним человеком. Смерть неестественна для человека, она — прямое следствие греха (Быт 2:17).

потому что... все согрешили. Всеобъемлющая власть смерти — последствие греха. Павел не поясняет, каким образом все человечество участвовало в грехе Адама, он просто признает эту данность.

5:14 смерть царствовала. Люди были подвержены смерти прежде, чем был дан закон Моисея.

который есть образ будущего. Первый человек, Адам, был поставлен Богом во главу всего человеческого рода, и его грех лишил праведности всех, кого он представлял («всех человеков» — ст. 12, 18; «многих» — ст. 15, 19). Подобно этому, Бог поставил Христа главой нового человечества, чтобы Его послушание до смерти могло даровать людям оправдание. От этого учения неотъемлемо понятие, что восстановление, обеспеченное спасением, должно следовать в последовательности, обратной ходу событий, обусловивших первоначальное изменение положения человечества перед Богом (1Кор 15:45−49; Евр 2:14−18).

5:15 Но дар благодати не как преступление. Павел рассматривает различие между Христом и Адамом (ст. 15−17). Их действия не просто противоположны: благодать, сообщаемая через совершенное Христом, превосходит грех, суд и осуждение Адама и приносит оправдание, праведность и жизнь погибающим душам («тем более», ст. 15:17).

5:18−19 Павел возвращается к параллели между Адамом и Христом в том, что осуждение и оправдание являются непосредственными результатами совершенного ими. Через «одного все человеки» становятся грешниками или праведниками. Поскольку Адам — представитель и родоначальник по плоти всех, то в его грехе все согрешили и пали. Поскольку Христос также представляет всех и является духовным родоначальником нового человечества, которое возрождается к живому упованию через Его воскресение (1Пет 1:3; Еф 2:1−7), Его народ «делается праведным» в Нем.

5:20 Закон же пришел после. Закон явился дополнительным элементом в отношениях Бога со Своим народом (после грехопадения), «и таким образом умножилось преступление». Хотя грех в мире появился прежде закона (ст. 13), закон открывает характер греха как преступления (т.е. отступления от установленной нормы). Такие отступления «умножились», потому что установленные законом нормы возбуждают в сердцах грешников противоположные устремления (7:5, 8). Но перед лицом такого умножения греха «стала преизобиловать благодать» — не только соразмерно преступлению, но и превосходя его в великом деле спасения, совершенном Христом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.