Римлянам 9 глава

Послание к Римлянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Истину говорю во Христе, не лгу, и о том же свидетельствует моя совесть в Духе Святом:
2 велика моя печаль, непрестанно сердечное мучение.
3 Лучше бы отлучен* от Христа был я сам вместо братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть израильтян. Это их принимает Бог как сыновей, им даны и слава, и заветы*, через них пришел закон, им вверено служение, им даны обетования;
5 у них отцы, от них по плоти Христос. И надо всеми Бог*, благословенный во веки, аминь!
6 И все же слово Божье не пропало впустую. Не все, кто израильтяне по происхождению, израильтяне и по сути.
7 Также не все дети Авраама назвались его потомством, но «от Исаака родится славное твое потомство»*.
8 То есть не все, кто родился от него по плоти, становятся детьми Божьими, а только те, к кому относится обетование Божье.
9 Обетование было таким: «В это же время приду к тебе, и будет у Сарры сын»*.
10 Более того: Ревекка зачала от нашего предка Исаака двух близнецов, Иакова и Исава.
11 Бог по своей Собственной воле избрал одного из них еще прежде, чем они родились и сделали нечто доброе или дурное —
12 выбор совершился не по их заслугам, Бог Сам призвал одного из них. Ревекке было сказано: «старший будет рабом младшему»*.
13 Так и написано: «Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел»*.
14 Что же нам на это сказать: выходит, что Бог несправедлив? Ни в коем случае!
15 Моисею Он сказал: «кого помиловать — помилую, и кого пожалеть — пожалею»*.
16 Не человеческое намерение или старание решает всё, а милость Божья.
17 Писание говорит фараону: «Я определил, что именно на тебе явлю Мою силу и так возвещу имя Мое по всей земле»*.
18 Он, кого пожелает, милует, а кого пожелает — ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «За что же Ему тогда порицать человека, если тот не может воспротивиться Его воле?»
20 Человек, а кто ты такой, чтобы спорить с Богом? Скажет ли изделие мастеру: «почему ты создал меня таким?»*
21 Разве не властен гончар над глиной, разве не может из одного куска сделать сосуд и для почетного употребления, и для низкого?
22 Бог пожелал явить Свой гнев и показать Свое могущество, но долго и терпеливо щадит сосуды, достойные гибельной кары,
23 и так покажет великую Свою славу на сосудах, которым уготовал милость и славу.
24 И это мы, кого Он призвал не только из числа иудеев, но и из язычников,
25 как говорит и Осии: «назову не Мой народ — Моим народом, а нелюбимую — любимой.
26 На том самом месте, где было сказано им: “вы — не Мой народ”, там назовут их сынами Бога Живого»*.
27 А Исайя так восклицает об Израиле: «будь сыны Израилевы числом как песок морской, спасется лишь остаток;
28 приговор окончательный и решительный свершит Господь на земле»*.
29 И как еще предрек Исайя: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам потомства, стали бы мы как Содом, уподобились бы Гоморре»*.
30 Что же выходит? Язычники, не стремившиеся к праведности, обрели ту праведность, которая дается по вере,
31 а Израиль, добивавшийся праведности исполнением закона, по закону ее не достиг.
32 Почему? Потому что ждал ее не от веры, а от дел, и споткнулся о камень преткновения,
33 как и написано: «Я кладу на Сионе камень, о который споткнутся, скалу, из-за которой соблазнятся, но кто уверует в Него — тому не придется краснеть»*.

Новой Женевской Библии

9:1−5 Павел излагает свои соображения относительно того, почему большая часть его соплеменников-иудеев отвергла Евангелие.

9:1 свидетельствует мне совесть моя. В Священном Писании нет определения совести. Ср. 2:15; 13:5. Павел понимает совесть как нравственное самосознание, просвещенное Божественным откровением. Свою искренность Павел подтверждает здесь клятвой.

9:3 желал бы сам быть отлученным. Хотя Павел является апостолом язычников, но перед лицом неверия иудеев он разделяет чувство Моисея (Исх 32:30−32). Он страдает за свой народ (ст. 2).

9:4 которым принадлежат усыновление. Неверие Израиля тем непростительнее, что он испытал на себе много Божиих благословений. Перечислением восьми его привилегий (ст. 4−5) Павел подтверждает сказанное ранее (см. 3:1−2).

9:5 Христос... сущий над всем Бог, благословенный во веки. Такой перевод, утверждающий Божество Христа, является наиболее естественной передачей греческого оригинала. Однако возможны варианты: «Христос, сущий над всеми. Богу благословение во веки». Или: «Христос, Сущий над всем Бог, да будет благословен во веки».

9:6 слово Божие. Т.е. Его завет и намерение быть Богом семени Авраамова (Быт 17:7−8). В ветхозаветный период происхождение (по плоти) не обеспечивало наследования обетования. Бог Сам избирал, кто будет наследником. Этот принцип очевиден на примере потомства Авраама и Исаака.

9:11 когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого. Решающее доказательство — пример Иакова и Исава: 1) потому что они были близнецами, т.е. «равны» по естеству; 2) потому что промысел Божий изменил то «естественное» различие, которое было между ними, и заставил старшего брата служить младшему; 3) потому что намерения Божии были объявлены до их рождения, т.е. не зависели от их поступков. Избрание не обосновано действиями, поступками или верой, которые предвидит Бог; оно определяется избирающей благодатью Божией.

9:13 Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Различие судеб Божиих в избрании (ст. 11) подтверждено пророком Малахией (1:2−3), который объясняет, что любовь Бога к Израилю коренится в Его свободном избрании Иакова, в предпочтении его Исаву. Из Мал 1:3−4 ясно, что «возненавидел» имеет значение отвержения и антипатии.

9:14 Что же скажем? Ср. 8:31. Павел признает, что сделанные им утверждения требуют дальнейшего разъяснения. Как промысел Божий соотносится с абсолютной Божией праведностью? Павел поясняет это, цитируя два библейских текста (Исх 9:16; Исх 33:19) в ст. 15 и 17, из которых делает заключение, что Бог праведен, проявляя милость к одним и ожесточая сердца других. Проявляя милость, Бог не ставит целью наградить человека за его собственные усилия, а являет Свое милосердное снисхождение к тем, кто по своему нравственному состоянию неспособен на какое-либо усилие (1:18 — 3:20). Проявление милости — право, принадлежащее единственно Богу и зависящее исключительно от Его соизволения. Когда Бог «ожесточил» сердце фараона, Он не творил в нем новое зло, а осудил, предав фараона во власть его необузданных злых устремлений (Исх 14:17−18, 23−28).

9:17 Писание говорит фараону. С фараоном через Моисея говорил Сам Бог (Исх 9:16), но Павел отождествляет слово Писания с гласом и силой Бога.

9:19 за что же еще обвиняет? По какому праву Бог возлагает вину за грехи на тех, кого Сам же ожесточил против Себя? Ответ Павла построен на привычных человеку понятиях (ст. 20−21). Никому из людей не подобает ставить под вопрос праведность путей Божиих. Горшечник волен поступать с глиной как ему вздумается (Ис 64:8). Все принадлежат к «одной глине» (ср. ст. 10−13) — падшему в Адаме человечеству (5:12−14); все грешат делом прежде, чем Бог ожесточит их во грехе (1:18−28). Бог проявляет милость к некоторым из тех, кто произошел от Адама, и делает их Своими избранными сосудами — это дар Его милости и изобилующей благодати; другие становятся сосудами для «низкого» употребления — это Его суверенное право и само по себе является проявлением полной справедливости. См. статью «Избрание и осуждение».

9:22−23 сосуды гнева, готовые к погибели... сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе. Слово «приготовил», отнесенное к сосудам милосердия, возможно, указывает, что милосердие является проявлением Божией милости прежде всех веков (ср. 8:29−30), в то время как гнев непосредственно связан с настоящим нечестием и беззаконием (ср. 1:18−32). Разница между избранным и отверженным не заключена в самом их существе (все заслуживают гнева), а покоится лишь в воле Божией. Из контекста можно, однако, вывести, что сосуды, готовые к погибели, подвергаются гневу, который является справедливым возмездием за грех.

9:30 Что же скажем? Ср. ст. 14. Объяснив неверие иудеев в понятиях всемогущества Божия, Павел теперь определяет неверие как следствие пагубной приверженности к ложной праведности. Державная власть Божия и преступная непокорность человека — вот, по мнению Павла, суть противоборства. Божией милостью и властью язычники, не искавшие праведности получили ее через веру во Христа, а народ израильский не сумел получить ее, поскольку искал ее «в делах закона». Христос оказался для иудеев камнем преткновения (ср. 8:14; 28:16).

9:31 закона праведности. Вероятно, Павел имеет в виду опять же закон Моисея. Ошибка иудеев не в поставленной ими цели, а в способе ее достижения («искали не в вере, а в делах закона», ст. 32).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.