1 Коринфянам 11 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Вы подражайте мне, как я — Христу.
2 Похвалю вас, что помните обо мне и сохраняете как предание то, что я передал вам.
3 Но хочу, чтобы вы знали: всякому мужу глава — Христос, а глава жене — муж. Глава Христа — это Бог.
4 Всякий муж, который молится или пророчествует с покрытой головой, позорит себя*.
5 И всякая жена, который молится и пророчествует с непокрытой головой, позорит себя — точно так же, как если бы она была обритой*.
6 Если уж жена не покрывает голову, то пусть обреет ее, а если позорно для нее обрить или состричь волосы, пусть покрывает их.
7 Мужчина не должен покрывать голову, поскольку в нем явлены образ и слава Бога. А в жене — слава мужа,
8 ведь не муж произошел от жены, но жена от мужа,
9 и не муж был создан для жены, но жена для мужа*.
10 Потому жене подобает иметь на голове покрывало как знак своего подчинения, пусть хотя бы для ангелов*.
11 Впрочем, у Господа не бывает ни жена отдельно от мужа, ни муж отдельно от жены:
12 как женщина произошла от мужчины, так и мужчина рождается от женщины, и всё это от Бога.
13 Сами рассудите, подобает ли жене молиться Богу с непокрытой головой?
14 Не учит ли нас сама природа, что для мужа отращивать волосы — бесчестье?*
15 Но если жена отращивает волосы, это для нее честь, и волосы даны ей как покрывало.
16 А если кто любит поспорить, то другого обычая* нет ни у нас, ни в других церквях Божьих.
17 С этими объяснениями я покончил, и вот за что вас не похвалю — что от ваших собраний больше вреда, чем пользы.
18 Во-первых, я слышал, что на ваших церковных собраниях бывает, что все поврозь, чему я отчасти верю.
19 Да, среди вас должно быть место разногласиям, чтобы стало видно, кто из вас опытней.
20 Но когда вы собираетесь за одним столом, никакая это не Господня трапеза*:
21 каждый из вас принимается за собственную еду, и вот один остается голодным, а другой пьянствует.
22 Разве нет у вас своих домов, где можно есть и пить вволю? Что же вы позорите Божью церковь презрительным отношением к беднякам? Что же сказать вам? Похвалить вас? Нет, за это не похвалю!
23 Я принял это от Самого Господа и передал вам*: в ночь перед тем, как Господь Иисус был предан, Он взял хлеб,
24 с благословением его разломил и сказал: «Это тело Мое, отданное ради вас; делайте так и вы в воспоминание обо Мне».
25 И точно так же взял чашу после трапезы со словами: «Эта чаша — Новый Завет, его знаменует пролитие Моей крови*; делайте так всякий раз, когда будете пить в воспоминание обо Мне».
26 И всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьете эту чашу, вы возвещаете смерть Господню — и так будет, пока Он не придет вновь.
27 И кто станет вкушать этот хлеб и пить чашу Господню недостойно, будет виновен перед Телом и Кровью Господа.
28 Пусть человек сначала испытает себя, и тогда вкушает от этого хлеба и пьет из этой чаши.
29 Ведь если кто станет есть и пить, не признавая в этом хлебе Тела, будет есть и пить себе в осуждение.
30 Оттого у вас так много больных и слабых, и умерло немало людей.
31 Если бы мы сами судили себя, то избежали бы Божьего суда.
32 Но и Господь своим приговором воспитывает нас, чтобы нам не быть окончательно осужденными вместе с этими миром.
33 Так что, братья мои, когда сходитесь для трапезы, дожидайтесь* друг друга,
34 а если кто голоден, пусть поест дома, чтобы вам не оказаться осужденными. Всё прочее устрою, когда приду.

Новой Женевской Библии

11:1 Призыв Павла («будьте подражателями мне») скорее воспринимается как заключительный стих гл. 10. Следует отметить, что апостол не предлагает себя в качестве абсолютного и непререкаемого авторитета; он призывает подражать ему в той мере, в какой сам он подражает Христу.

11:3 глава. Значение этого понятия являлось предметом споров: означает ли оно лидерство и власть или же основу, источник и первопричину? Вероятно, не следует считать эти истолкования взаимоисключающими. В двух местах из тех, где Павел говорит о Христе как о главе (Еф 4:15−16; Кол 2:19), присутствует значение основы, источника (ср. ст. 8); в остальных же местах (Еф 1:22; Еф 5:23−24; Кол 1:18; Кол 2:10) содержится определенное указание на власть или подчиненность, и такое понимание хорошо соответствует данному контексту (ст. 10). Здесь подчеркнута, скорее, идея власти, чем первоисточника.

11:4 с покрытою головою. То малое, что нам известно, как будто указывает, что, за редкими исключениями, мужчины в первом столетии считали важным совершать молитвы с непокрытой головой (невозможно определить, восходит ли практика мужчин-иудеев покрывать голову во время молитвы к новозаветному времени).

постыжает свою голову. Ни Библия, ни другие источники не проясняют, каковы основания такого представления (ср. ком. к ст. 10).

11:5 с открытою головою. Это высказывание позволяет предположить, что в I в. по Р.Х. женщины молились с покрытой головой. Некоторые ученые, однако, полагают, что речь идет об определенной прическе (в Чис 5:18 указывается, что обнажение головы женщины является частью испытания, в процессе которого выяснялось, виновна ли она в измене мужу. См. ком. к ст. 15).

это то же, как если бы она была обритая. В ст. 6 бритье женской головы уподоблено короткой стрижке, видимо, по образцу мужской. Из этого можно заключить, что практика, которую не одобряет Павел, вела к стиранию границ между полами. Возможно, спор отражает общее для некоторых коринфян мнение, что они уже достигли совершенства и, следовательно, прежние «правила» к ним не относятся (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

11:10 для ангелов. Существует множество толкований этой фразы, но все они гипотетические. Аргументы Павла тесно связаны с определенной исторической ситуацией, и оценивать универсальность их применения необходимо весьма осмотрительно.

11:11−12 Эти стихи представляются вариантом предыдущего текста. Специфическое определение наших отношений «в Господе» указывает на взаимную зависимость мужчины и женщины, поскольку в Нем мы едины (Гал 3:28).

11:14 Не сама ли природа. Павел обращается к естественному порядку, который шире национально-культурных традиций.

11:15 вместо покрывала. Возможно, Павел хочет сказать, что поскольку длинные волосы женщины служат ей как бы покрывалом, то пристойно ей иметь и «внешнее» покрывало. Есть, однако, и другое мнение: Павел будто бы имеет в виду, что волосы уже заменяют покрывало (а это подкрепляет мнение, что Павел имеет в виду не покрывало, а прическу; см. ком. к ст. 5).

11:16 мы не имеем такого обычая. Нигде больше в своих посланиях Павел не пользуется такого рода аргументом. Подобное завершение трудного для понимания места может служить подтверждением мнения, что апостол не намеревался составить схему богослужебных собраний, а разрешал вопросы культурного характера (которые, разумеется, косвенно отражались и в богословии; см. ком. к ст. 5). Важно, однако, отметить и то, что Павел обращается к природному порядку, который выходит далеко за рамки местных обычаев.

11:17 не хвалю вас. Контраст между этими словами и ст. 2 указывает на серьезность рассматриваемой проблемы.

11:19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами. Греческое слово «хаересис» можно перевести как «разномыслие» и «несогласие». Павел признает, что ничто не случается без воли Божией, однако, подчеркивает, что всемогущество Божие никак не может служить оправданием для непокорности.

11:20 не значит вкушать вечерю Господню. Вероятно, в результате такой практики она стала чем-то совсем противоположным тому, чем должна была быть.

11:21 иной бывает голоден, а иной упивается. Как становится ясно из следующего стиха, Павла тревожит здесь не пьянство как таковое, а унижение бедняков. Вечеря Господня являет единство народа Божия (10:17). Зажиточные коринфяне, по-видимому, пренебрегали своими менее обеспеченным согражданами на трапезах вечери Господней. Такое поведение являлось проявлением крайнего эгоизма и противоречило смыслу самой вечери.

11:23−25 Описанное Павлом установление вечери Господней во всех существенных моментах совпадает с тем, что рассказывается в Евангелиях (Мф 26:26−29; Мк 14:22−25; Лк 22:17−20).

11:26 смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Апостол подчеркивает связь между проповедью Евангелия и совершением вечери Господней. Последняя есть проявление Слова Божия через зримое — в отличие от слышимого слова. Косвенным образом участие в вечери является выражением нашего ожидания Второго пришествия Господа.

11:27−34 Весь этот раздел важно рассматривать в целом; из ст. 33−34 ясно, что Павел все еще думает о злоупотреблениях, упомянутых в ст. 21−22. Такие выражения, как «недостойно» (ст. 27) или «да испытывает себя человек» (ст. 28), могут расширенно применяться ко многим личным обстоятельствам, но следует остерегаться, чтобы не извратить их вне контекста. В частности, неверно было бы заключить из ст. 30, что Бог, как правило, наводит болезнь и смерть на христиан, которые участвуют в вечери, невзирая на свои духовные недостатки. Проблема в Коринфе была гораздо более специфична и серьезна. Некоторые из коринфян разрушали самое единство христианского общества, символом которого было вкушение от одного хлеба (10:17). Предупреждение ст. 29 «не рассуждая о Теле» (слово «Господнем» отсутствует в самых древних рукописях), по всей видимости, относится к этой истине (другое мнение — Павел говорит о физическом, распятом теле Иисуса). Из-за того, что некоторые члены общины в Коринфе так совершали вечерю, что разрушали единство, ею являемое, Бог навел суд на общину. Цель суда Божия над этими верующими — не допустить их осуждения «с миром» (ст. 32).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.