1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Напоминаю вам, братья, о Евангелии, которое я возвестил вам, а вы приняли и укрепились в нем.
2 От него к вам и приходит спасение, если держитесь моей Благой Вести, если не зря уверовали.
3 Прежде всего, я передал вам то, что и сам принял: Христос умер за наши грехи по Писаниям,
4 был погребен и воскрес в третий день по Писаниям,
5 явился Кифе*, а затем и всем двенадцати апостолам,*
6 а потом явился более чем пятистам братьям сразу*. Большинство из них и поныне остаются с нами, а некоторые скончались.
7 Потом Он явился Иакову*, затем и всем апостолам.
8 А после всех явился и мне, недостойному последышу*.
9 Я ведь самый меньший из апостолов и не достоин даже называться апостолом, поскольку преследовал Церковь Божью.
10 Но благодать Божья сделала меня тем, кто я теперь, и Его благодать действовала во мне: я потрудился более всех остальных, впрочем, не сам я, но благодать Божья со мной.
11 Но кто бы ни проповедовал так — я или они, — именно так вы и уверовали.
12 И если звучит весть о воскресении Христа из мертвых, как же некоторые из вас говорят, что мертвые не воскресают?
13 Ведь если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес,
14 а если Христос не воскрес, напрасна тогда наша проповедь, напрасна и вера ваша.
15 И окажется, что мы принесли ложное свидетельство о Боге: мы засвидетельствовали, что Бог воскресил Христа, а ведь Он Его не воскрешал, если мертвые не воскресают.
16 Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес!
17 Если же Христос не воскрес, ни к чему ваша вера, вы всё еще во грехах своих,
18 да и те, кто скончались с верой во Христа, погибли.
19 И если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы самыми несчастными из людей!*
20 Но Христос воскрес из мертвых — первенец из всех почивших!*
21 Через одного человека пришла смерть, и воскресение мертвых — через другого человека:
22 как Адам, все умирают, как Христос, все оживут.
23 Каждый на своем месте: первенец — Христос, а когда Он придет — те, кто со Христом.
24 Затем настанет конец этому миру, когда Христос передаст царство Богу и Отцу, упразднив всякое начальство, и власть, и силу*.
25 Ему предстоит царствовать, «пока не повергнет врагов к ногам Своим»*,
26 и последний враг, который будет уничтожен — это смерть.
27 Ведь Бог «всё покорил Ему под ноги»,* и если сказано «всё покорил» — ясно, что Сам Покоритель подчинен не был.
28 И когда Бог всё подчинит Своему Сыну, тогда и Сам Сын покорится Богу, Который отдал под Его начало весь мир. И так Бог станет всем и во всех.
29 И что же тогда делают те, кто крестится за мертвых? Если мертвые вообще не воскресают, зачем и креститься за них?*
30 А мы зачем постоянно терпим опасности?
31 Я ежедневно умираю — клянусь моей гордостью за вас, братья, ведь я могу вами похвалиться во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 Если в Эфесе я сражался со зверями* ради человеческой выгоды — в чем тут она для меня? Если мертвые не воскресают, что остается? «Станем есть и пить, ибо завтра умрем»*.
33 Но не обманывайтесь: «речи дурные портят добрые нравы»*.
34 Мыслите по-настоящему трезво и не грешите, а то ведь некоторым Бог неведом — говорю это, чтобы вас пристыдить.
35 Но кто-нибудь спросит: как же мертвые воскресают? В каком теле они вернутся к жизни?
36 Неразумный! Семя, которое ты бросаешь в почву, не оживет, если не умрет.
37 И при посеве ты бросаешь в землю не то, что вырастет, а лишь голое семечко, пшеничное или какое еще может там оказаться.
38 А Бог придаст растению такое тело, какое пожелал — свое растение из каждого семени.
39 И тела у разных живых существ различны: одни у людей, другие у зверей, третьи у птиц, четвертые у рыб.
40 Так бывают тела небесные и тела земные, и своя слава у небесных, и у земных своя.
41 Своя слава у солнца, своя слава у луны и своя слава у звезд, и звезда от звезды отличается славой.
42 Так и с воскресением мертвых*: сеется тело умирающее, вырастает тело бессмертное;
43 сеется униженное, вырастает славное; сеется слабое, вырастает могучее;
44 сеется тело душевное, вырастает тело духовное. Ведь если есть тело душевное, то есть и духовное*.
45 Так и написано: «стал первый человек, Адам, душой живой», а Христос как Последний Адам стал духом животворящим*.
46 Но первым возникло не духовное тело, а душевное, духовное уже потом.
47 Первый человек взят от земли, он из праха, а другой человек, Христос, сошел с неба.
48 Каков земной, таковы и земные, каков небесный — таковы и небесные,
49 и как мы носили образ земного, так будем носить и образ небесного.
50 Вот что скажу вам, братья: плоть и кровь не способны получить долю в Царстве Божием, и не смертное тело обретет бессмертие.
51 Открою вам тайну: не все мы скончаемся, но все мы изменимся
52 в один миг, во мгновение ока в конце времен под звук трубы: она затрубит, и мертвые воскреснут в нетленных телах, а наши тела изменятся.
53 Нынешнему тленному телу предстоит стать нетленным, смертному — стать бессмертным.
54 И когда нынешнее тленное тело станет нетленным, и смертное станет бессмертным, тогда сбудется написанное слово: «Смерть поглощена победой!»*
55 «Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало?»*
56 Жало смерти — это грех, а грех берет силу от закона*.
57 Благодарение Богу, эта победа для нас добыта Господом нашим Иисусом Христом!
58 Так что, братья мои возлюбленные, стойте твердо, непоколебимо, умножайте постоянно ваши труды ради Господа и знайте, что ваши старания Господь не оставит без награды.

Новой Женевской Библии

15:1 Начиная с этого стиха, Павел обращается к новой теме, чрезвычайно для него важной, — о чистоте и целостности благовестия, в центре которого — учение о воскресении. Он указывает, что под угрозой то самое учение, которое коринфяне изначально слышали и «приняли» от Павла.

15:2 если преподанное удерживаете. См. ком. к 9:27.

если только не тщетно уверовали. Отрицание воскресения Христова делает веру тщетной (ст. 14), поэтому здесь Павел предупреждает коринфян о значимости вопроса, который он собирается обсуждать.

15:3−4 В этих стихах содержится сущность не только проповеди Павла, но и всего учения ранней Церкви («что и сам принял») об искупительной смерти Христа и о Его воскресении как исполнении обетований Ветхого Завета.

15:5−8 Троекратное повторение «явился» указывает на основную мысль Павла в этом отрывке: воскресение Христа из мертвых несомненно и даже поддается проверке. Большинство свидетелей явления воскресшего Господа «доныне в живых» (когда Павел писал послание), так что каждый мог проверить факты. Особенно многозначительна ссылка на явление «более нежели пятистам братии в одно время», так как она показывает, что явления не могут быть истолкованы как галлюцинации отдельных лиц.

15:7 Иаков. Сводный брат Иисуса, уверовавший в Него только после Его воскресения (Ин 7:5; Деян 12:17; Деян 15:13; Гал 1:19).

15:8 как некоему извергу. Букв.: «словно недоноску». Это самоуничижительное замечание, быть может, отражает отношение некоторых коринфян, которые были невысокого мнения о Павле (см. ком. к 2:1). Что именно имеет в виду Павел, поясняется выражением «после всех» и особенно следующим стихом, в котором он упоминает, что был гонителем Церкви. Явления воскресшего Господа прекратились, когда Павел еще был поглощен усилиями разгромить Церковь (Гал 1:13, 23; Флп 3:6; 1Тим 1:13−16). Насколько нам известно, Павел — единственный из апостолов, кто не был при Иисусе во время Его земного служения, но кому, тем не менее, было даровано увидеть Его воскресшим и дано поручение стать апостолом и нести особое служение среди язычников (Деян 9:3−5, 15; Гал 1:15−16). Выражения Павла убедительно указывают здесь, что апостольское служение было неповторимым, основополагающим даром Церкви (Еф 2:20).

Павел на пути в Дамаск.

15:10 благодатию Божиею... благодать Его во мне. Откровенно признав сверхъестественность и незаслуженность пережитого им опыта, Павел далее подчеркивает, что нет никакого основания отвергать его проповедь. Где умножается грех, там преизобилует Божия действенная благодать (Рим 5:20); где мы слабы, Божия благодать особенно являет Его силу (2Кор 12:9−10). Следует отметить, однако, что Божия благодать не должна служить оправданием бездеятельности. Напротив, она — сила и побуждение для добрых дел (Еф 2:8−10), поэтому Павел и говорит, что он «более всех потрудился».

15:12 воскресения мертвых? Некоторые коринфяне, возможно не отрицая факта воскресения Христова, ставили под сомнение учение о всеобщем воскресении. Павел показывает, что воскресение Иисуса неотделимо от воскресения тех, кто верует в Него (ст. 20−23). Если последнее не истинно, не истинно и первое. Но даже косвенное отрицание воскресения Иисуса в теле разрушает смысл Евангелия.

15:14 то и проповедь наша тщетна... и вера ваша. Ср. ст. 17. По учению Павла, истинность Христова учения неразрывно связана с исторической реальностью Христовой смерти и воскресения.

15:19 то мы несчастнее всех человеков. Хотя Павел не стал бы отрицать, что в самом глубоком смысле жизнь христиан лучше, возвышеннее, чем жизнь нехристиан, этот стих подчеркивает величие того, что Бог обещал верующим в жизни будущей.

15:20 первенец. Иной перевод: «начатою. Этот образ основан на требовании, чтобы израильтяне приносили первый сноп жатвы священнику (Лев 23:10). Такое приношение указывало, что принесший признает: весь урожай принадлежит Богу. Поэтому Павел употребляет это выражение, чтобы указать, например, что принятие нами Духа есть гарантия нашего будущего искупления (Рим 8:23; ср. «залог» в 2Кор 1:22; 2Кор 5:5; Еф 1:14). Суть в том, что воскресение Иисуса и воскресение верующих не являются отдельными, не связанными между собой событиями. Напротив, Иисус должен был первым восстать из мертвых (Деян 26:23), и это событие делает возможным наше воскресение. Благодаря тому, что Он, представляя нас, воскрес, и мы были воскрешены духовно (Рим 6:4; Еф 2:6) и, несомненно, будем воскрешены и телесно.

15:21−22 В этих стихах кратко выражена одна из глубочайших истин — о нашей двойной солидарности: с первым человеком, Адамом, и с последним — Христом. Принадлежа человечеству, мы едины с Адамом в нашем теперешнем естественном бытии, во грехе и смерти; в силу нашей веры мы едины со Христом в нашем духовном бытии, праведности и жизни (ст. 45−49; Рим 5:17−19).

15:24−28 Коринфяне должны понять, что воскресение — не отдельное несущественное событие, а неотъемлемая и важнейшая ступень Божиего державного правления историей. Искупление не полно, «доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (ср. Пс 109:1); а поскольку смерть — «последний враг», дело Христа не завершено, пока смерть не уничтожена совершенно. В ст. 27−28 цитата из Пс 8:7 позволяет Павлу сказать, что в конечном итоге Сам Сын покорится Богу, что явно является другим способом выразить мысль ст. 24 («когда Он передаст Царство Богу и Отцу»). Иными словами, Павел не имеет в виду, будто Сын чем-то ниже в Своем достоинстве и существе, но что в Своем мессианском деле Он Сам покоряется воле Отца. Вершина Христова мессианского служения — полная Его победа над врагами: «да будет Бог все во всем», когда Его абсолютное господство восторжествует над всеми.

15:29 крестящиеся для мертвых. На первый взгляд это утверждение означает, что некоторые из коринфян принимали крещение за других, уже умерших. Если действительно существовала такая практика, нам ничего об этом не известно, поскольку нет свидетельств ни в Библии, ни в других древних памятниках. Следует отметить, что этот стих — лишь первый в ряду риторических вопросов. Это явно не богословский довод как таковой, а попытка показать абсурдность поведения коринфян, в чем бы оно ни выражалось на практике. Возможно, этим доводом Павел доказывает логическую несостоятельность позиции своих оппонентов.

15:32 боролся со зверями. Вероятно, намек на его врагов в Ефесе (где писалось послание), которые хотели осудить его (ср. «львиные челюсти» в 2Тим 4:17). Павел ясно говорит, что только благодаря своей надежде на воскресение он претерпевает суровые испытания и преследования (см. ком. к ст. 19).

15:33 худые сообщества развращают добрые нравы. Взято из комедии греческого поэта Менандра (342−292 гг. до Р.Х.).

15:34 некоторые из вас не знают Бога. Вероятно, указание на членов церкви, которые хвалились своим знанием (см. ком. к 8:1), но отрицанием воскресения обнаружили невежество относительно дел Божиих.

15:35 в каком теле придут? В этом стихе Павел заранее опровергает то, что, по-видимому, было основным возражением некоторых коринфян против телесного воскресения. Вероятно, под влиянием языческой философии (дуализма), которая противополагала духовное физическому и доказывала, что первое — добро, а второе — зло, у этих христиан развилось презрение к человеческому телу. Они, похоже, считали тело по природе порочным и, как следствие, думали, что учение о воскресении подразумевает реанимацию теперешнего тела. Из последующего обсуждения ясно, какое значение Павел придает этому предмету. Он считает их позицию безрассудной и доказывает это (ст. 36−49).

15:36 если не умрет. Поскольку Бог — Творец мира, в некоторых отношениях природа — зеркало Божественного плана спасения (Ис 55:10−11). В частности, Иисус употребил образ семени как образ духовной истины (Ин 12:24). Здесь Павел пользуется тем же образом, но для иллюстрации разницы между тем, что сажают, и тем, что, в конечном итоге вырастает из семени (ст. 37). Такого же рода аналогии можно найти в диалоге Платона «Пир».

15:38 дает... каждому семени свое тело. Здесь апостол изменяет образность, чтобы в последующих стихах развить эту идею в отношении живых существ (ст. 39) и небесных тел (ст. 40−41).

15:42−43 Человеческое тело, умершее и погребенное, не во всем идентично телу, которое воскреснет. Апостол подчеркивает коренное преображение: от тленного уничижения и немощи — к нетленной славе и силе.

15:44 тело душевное... тело духовное. Это противопоставление чрезвычайно важно. Павел посвящает несколько стихов (ст. 45−49) разъяснению своей мысли. Апостол уже употреблял слова «душевный» и «духовный», чтобы провести различие между теми, кто не имеет Духа Святого, и теми, кто обладает Им (2:6, 14 и ком.). Первые принадлежат нынешнему веку (1:20), последние — граждане небес (Флп 3:20). Христиане уже получили Духа Святого, и они — «духовные», но они еще не получили свое «духовное тело» (т.е. тело, которое бы соответствовало духовной жизни). См. Рим 8:22−25.

15:45 первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Павел проясняет свою мысль, развивая цитатой из Быт 2:7 противопоставление между первым и последним человеком (ст. 21−22 и ком.). От слова «душа» (греч.: «психе») происходит слово «душевный» («психикос», ст. 44); в то время как от слова «дух» (греч.: «пневма») — «духовный» («пневматикос»). Во исполнение Своего мессианского дела Иисус стал «духом животворящим» в момент Своего воскресения. Т.е. Он принял Свое духовное, или прославленное, тело и стал неразлучен со Святым Духом в Своих действиях и бытии (не теряя, разумеется, Своей собственной Личности Сына). См. Рим 8:9−11; 2Кор 3:6, 17−18.

15:48 перстный... небесный. Здесь последнее и наиболее ясное сопоставление, указывающее, что ст. 42−44 относились к различию между земным человеческим телом и небесным. Различие, в первую очередь, относится не к месту, а ко времени (т.е. настоящий лукавый век противопоставлен будущему совершенному веку). Верующие уже могут пользоваться некоторыми благословениями будущего века (см. ком. к 10:11), но все еще ожидают полноты его.

15:50 плоть и кровь. Т.е. физическое тело.

15:51 тайну. См. ком. к 2:7.

не все мы умрем. Павел признает, что одно поколение христиан не умрет, будет живо ко времени Второго пришествия Христа. Хотя эти христиане не восстанут из мертвых, они тоже будут изменены и получат нетленное, бессмертное тело (1Фес 4:13−18).

15:54−57 Эти стихи — одно из самых выразительных и ярких мест Писания. Парафразами из Исаии и Осии (основанными на греческом переводе ВЗ, Септуагинте) Павел, ссылаясь на свои прежние доводы (ст. 24−28), решительно доказывает окончательное упразднение смерти воскресением. Далее он говорит, что это событие ознаменует также упразднение «греха» и «закона». В написанном позднее Послании к Римлянам Павел подробно объяснит, каким образом через яд греха смерть перешла во всех (Рим 5:12) и как закон, сам по себе святой, становится средством к познанию греха (Рим 7:7−12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.