Галатам 3 глава

Послание к Галатам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Кто же вас, неразумные галаты, околдовал? А ведь Иисус Христос был виден вам так ясно, словно его прямо на ваших глазах и распяли!
2 Одно только хочу у вас узнать: вы приняли Духа путем соблюдения закона — или когда уверовали в услышанную весть?
3 Вы настолько неразумны, чтобы, начав с духовного, завершать плотским?
4 Вы столько претерпели — и всё впустую? Если так, то впустую!
5 А Бог, Который наделяет вас Духом и совершает среди вас чудеса, смотрит на соблюдение закона или на вашу веру в услышанную весть?
6 Так и написано: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность».*
7 Вы ведь знаете, что сыновьями Авраама становятся благодаря вере.
8 И Писание предвидело, что Бог по вере оправдает язычников, и заранее возвестило Аврааму: «через тебя получат благословение все народы».*
9 Это благословение получают по вере вместе с верным Авраамом.
10 Кто полагается на соблюдение закона, на того падает проклятие, ведь написано: «Проклят всякий, кто не сохраняет всего написанного в книге закона и не соблюдает этого»*.
11 Также ясно сказано, что закон никого не сделает праведником перед Богом: «праведный жив будет верой»*.
12 И что закон основан не на вере: «кто сотворит все это, этим и жив будет»*.
13 А Христос искупил нас от этого проклятия, Он Сам принял проклятие за нас, ведь написано: «проклят всякий, кто повешен на дереве»*.
14 Итак, народы получили Авраамово благословение через Христа Иисуса, а мы получаем обещанные дары Духа по вере.
15 Братья, скажу по-простому: если некий человек составит завещание, никто другой не может ни убавить от него, ни к нему прибавить.
16 Так и Божьи обещания были даны Аврааму и семени его, и не сказано «семенам», как если бы речь шла о многих, но в единственном числе: «и семени твоему»*, — то есть Христу.
17 И вот что скажу: завет, составленный Богом, не может быть четыреста тридцать лет спустя* объявлен недействительным по закону, и данное Богом обещание не отменимо.
18 Если бы это наследие передавалось по закону, то не нужно было бы ничего обещать, но Авраама Бог наделил именно обещанием.
19 А что же закон? Он был дан позднее из-за преступлений, на время, пока не прорастет то обещанное семя Авраама, причем ангелы вручили закон посреднику*.
20 Но там, где действует один, не бывает посредников — а Бог Един.
21 Так что же, закон противоречит Божьим обещаниям? Ни в коем случае! Если бы нас возрождал к жизни тот закон, который некогда дал Бог, то и праведниками мы становились бы по закону.
22 Писание определило: всё подчинено греху, но благодаря вере Иисуса Христа* тем, кто уверовал, дается обещание.
23 И пока не настало время веры, мы были под стражей закона, он сохранял нас ради будущего откровения веры.
24 Закон сделался нашим воспитателем, он вел нас ко Христу, чтобы нам стать праведниками благодаря вере.
25 Но когда настало время веры, мы уже не подчинены воспитателю.
26 Все вы — дети Божьи по вере Христовой:
27 все вы, крестившись во Христа, приняли облик Христа.
28 Вы уже не делитесь на иудеев и эллинов, рабов и свободных, мужчин и женщин — вы все едины во Христе Иисусе.
29 И если вы Христовы, разве вы не семя Авраама, не наследники всего, что было ему обещано?

Новой Женевской Библии

3:1 перед глазами предначертан... Иисус Христос. Возможно, посредством благовестия апостола.

3:2 Духа. Павел взывает к опыту познания Духа Святого, пережитому галатами прежде появления смутивших их проповедников, как к доказательству того, что иудейство не является необходимым предварительным условием для обращения в христианство (Деян 10:47; Деян 11:17; Деян 15:8).

3:3 плотью. Возможно, Павел имел в виду не только намерение соблюдать закон, живя без Духа (Рим 7:7 — 8:17), но и попытки обрести благоволение Божие плотским обрезанием (Флп 3:2−3). В любом случае, Павел предостерегает своих читателей от стремления достичь спасения посредством каких-то действий. Спасение дается только Божией благодатью через веру в Иисуса Христа (2:16).

3:6 Авраам был прародителем иудеев; с ним первым Бог заключил завет, знаком которого и было обрезание (Быт 17:10). Даже этот чтимый патриарх достиг подобающего отношения с Богом через веру (Рим 4:11). Павел опровергает обвинение, будто он умаляет значение завета Божиего с Авраамом. Истинные дети Авраама разделяют его веру, независимо от того, ведут они свое происхождение от Авраама или нет. Обетование, данное Аврааму, есть также обетование благословения язычникам, и они должны принять его верой, как принял Авраам.

3:10 Павел говорит, что никто не может исполнить закон во всей его полноте. В подтверждение он приводит Втор 27:26.

3:12 закон не по вере. Здесь Павел говорит о законе как о требовании Божием, вне зависимости от обетований завета Божия. Книга Левит (18:5) излагает это требование и предупреждает о наказании за его невыполнение (26:14−38).

3:13 сделавшись за нас клятвою. Поскольку мы не соблюли завет с Богом, нарушив закон, мы заслужили проклятие закона и осуждение Божие. Но Христос понес проклятие закона вместо нас, даровав нам мир с Богом (см. Рим 3:21−26; Рим 4:25; Рим 5:1−8; 2Кор 5:21; Кол 2:13−15; ср. Мк 10:45; Ин 1:29; 1Пет 2:24).

3:14 благословение Авраамово. См. 3:8 и Быт 12:3. Верующие язычники, чья жизнь отмечена присутствием Духа Святого, суть исполнение обещания, что через Авраама будут благословлены все народы. Дух Святой — благословение, обещанное Аврааму.

3:15−18 Бог обещал благословение всем народам через «семя Авраамово» — Иисуса Христа, потомка Авраама по человеческой природе. Это обетование завета не было отменено последующим дарованием закона. Закон не противопоставлен обетованиям (ст. 21), но включает их в себя. Его требования показывают безнадежность попыток заслужить спасение и ведут народ Божий к вере во Христа.

3:16 семени твоему. Павел утверждает, что семя, о котором говорит обетование, — Христос.

семени Его. Не сказано: и потомкам. В Быт 17:19 Бог обещает Аврааму сына, Исаака, и говорит, что заключит завет с Исааком и его «семенем». Такое употребление единственного числа указывает на Иисуса, Который восстановил нарушенный завет между Богом и Его народом.

3:17 спустя четыреста тридцать лет. Продолжительность пребывания евреев в Египте (см. Исх 12:40). В Септуагинте время пребывания патриархов в Ханаане включено в эти 430 лет. Павел называет эту цифру, чтобы показать, что века прошли, прежде чем был дарован закон на Синае (ср. Быт 15:13; Деян 7:6).

3:19 по причине преступлений. Чтобы представить грех как явное нарушение воли Божией и показать его преступную сущность (Рим 5:13, 20).

через Ангелов. См. Втор 33:2; Деян 7:53; Евр 2:2.

3:20 посредник. Моисей был посредником между Богом и Израилем при заключении завета на Синайской горе (Исх гл. 19−34). Обетование же, данное Аврааму, не требовало посредника, и потому оно выше завета, заключенного на Синае.

Бог один. См. Втор 6:4. Заключенный без посредника Божий завет с Авраамом более убедительно, нежели Синайский завет, показывает единство и всемогущество Бога. Исполнение Божия завета с Авраамом через включение язычников в народ Божий также доказывает, яснее, чем Синайский завет, что Бог един, потому что показывает Его власть над всем творением (Рим 3:29−30).

3:21 Не сам закон, а неспособность человека соблюсти его, является причиной того, что отношения человечества с Богом нарушены.

противен обетованиям Божиим? Павел решительно отвергает такое заключение. Закон мог бы соперничать с Евангелием, если бы даровал жизнь, освобождая грешников от осуждения. Хотя закон добр и указывает, какой жизнью можно угодить Богу (Лев 18:5; Рим 7:10), он не может дать жизнь законопреступникам (2Кор 3:6). Иудеи, обладая законом, тем более подлежали осуждению. Писание учитывает это, показывая, что все осуждены как грешники, и подчеркивая необходимость обетованного Спасителя.

3:24 детоводителем. Греч.: «педагогос» — «воспитатель». Воспитатель научает, предостерегает и наказывает. Закон, подобно детоводителю, указывал на грех, предостерегал и наказывал за него. Другая важная обязанность детоводителя — ограждать и оберегать воспитанника от негативного влияния посторонних. Закон действовал подобным образом, отделяя Израиль от язычников. Эта функция закона также прекратилась.

3:26 все вы сыны Божии. «Сыны», потому что соединены с Единственным Сыном — Иисусом Христом. Это единение со Христом запечатлевается крещением. Это живое единство; Христос живет в нас (2:20). Кроме того, единение со Христом засвидетельствовано тем, что Он умер за нас и живет ради нас (Рим 6:5−11). Облечься во Христа означает, что Его праведность покрывает нас и что во Христе мы — новое творение (Рим 13:24; Еф 4:24; Кол 3:10).

3:28 Все вы одно во Христе Иисусе. Преграда, разделявшая иудеев и язычников, устранена для объединенных во Христе: все они — семя Авраамово (Еф 2:14−16; Кол 3:11). Павел не упраздняет существующие различия (напр., между полами), но указывает, что они не дают никаких преимуществ в том, что касается нашего единения со Христом. До Второго пришествия Христа миропорядок сохраняется, и церковный строй должен его учитывать (1Кор 11:3; 1Кор 14:34; 1Тим 2:11−14).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.