Евреям 11 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 А вера кладет твердым основанием надежду* и являет незримое.
2 И об этом свидетельствуют герои древности.
3 Вера дает нам познать, как одним Божьим словом сотворены миры, и всё наблюдаемое возникло из незримого.
4 Это вера позволила Авелю принести Богу жертву лучше, чем у Каина — и вера свидетельствует о его праведности. Сам Бог дал это свидетельство, приняв его дары — и благодаря вере Авель говорит даже после смерти*.
5 Это вера дала Еноху покинуть этот мир прежде, чем он встретил смерть, — его не стало, потому что его взял Бог. И еще прежде того было дано свидетельство, что он угоден Богу.*
6 А без веры невозможно Ему угодить: кто прибегает к Нему, должен верить, что Он существует и вознаграждает тех, кто ищет Его.
7 Это вера позволила Ною получить предупреждение о том, что еще не было видно, и потому он с благоговением приготовил ковчег для спасения всей своей семьи. Вера позволила ему осудить весь мир и унаследовать ту праведность, которая приходит от веры*.
8 Это вера дала Аврааму послушаться Божьего призвания и отправиться туда, где должен был получить удел в наследство — он и вышел в путь, не зная, куда идет*.
9 Благодаря вере, он поселился в обещанной земле, тогда чужой для него, и жил в шатрах вместе с Исааком и Иаковом, наследниками того же обещания —
10 он ожидал, когда Бог как создатель и архитектор построит на твердом основании город.
11 Это вера позволила принять его семя Сарре, которая прежде была бесплодна и вышла из детородного возраста — ведь она знала, что обещание дал Тот, Кто верен Своему слову*.
12 И потому от одного Авраама, хоть и умерла его мужская сила, произошло несчетное множество потомков, как звезд на небе или песчинок на берегу морском.
13 Все они умерли, сохраняя веру, хотя сами еще не получили обещанных благ. Они лишь смотрели на них издали и приветствовали, и так признавали, что по этой земле они странствуют, как бродяги.
14 Кто называет себя странником, показывает, что ищет родину.
15 И если бы они имели в виду страну, из которой вышли, то могли бы в нее вернуться.
16 Нет, они стремятся к лучшей, небесной родине. Потому Бог не стыдится их, а называет Себя их Богом — ведь Он приготовил для них Город*.
17 Это вера позволила Аврааму, когда он проходил испытание, принести в жертву Исаака — да, он принес единородного* сына, того самого, кто должен был унаследовать Божьи обещания.
18 Ведь это о нем было сказано: «потомством твоим будут называться дети Исаака».
19 Он считал, что Бог может и из мертвых воскресить — образно говоря, так оно и вышло.*
20 Вера дала Исааку благословить Иакова и Исава и так предсказать будущее*.
21 Вера позволила Иакову перед смертью благословить обоих сыновей Иосифа и «поклониться, опершись на жезл».*
22 Вера позволила Иосифу в конце жизни рассказать сынам Израиля об Исходе и распорядиться, как поступить с его костями*.
23 Вера заставила родителей Моисея скрывать его три месяца после рождения: они заметили его красоту и не испугались повеления фараона*.
24 Вера не позволила Моисею, когда он вырос, называться сыном фараоновой дочери:
25 он предпочел страдать вместе с Божьим народом, а не наслаждаться греховной временной жизнью.
26 Быть униженным, как Христос, он считал бо́льшим богатством, чем все сокровища Египта — ведь он смотрел на конечное воздаяние*.
27 Вера дала ему оставить Египет, не боясь царского гнева — он все терпел, словно бы видя Незримого.
28 Вера позволила ему совершить Пасху* и пролить кровь, чтобы ангел-губитель не коснулся израильских первенцев*.
29 Вера дала им перейти Красное море словно посуху, а когда то же попытались сделать египтяне, они утонули*.
30 Вера призвала их семь дней обходить стены Иерихона — и стены рухнули*.
31 Вера побудила блудницу Раав принять с миром лазутчиков — и поэтому она не погибла вместе с неверными*.
32 Что мне к этому добавить? Не хватит времени рассказывать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде и Самуиле, и о пророках*.
33 Своей верой они покоряли царства, вершили справедливость, шли навстречу обещанному, закрывали пасти львам*,
34 гасили мощное пламя, спасались от хищного меча, в слабости обретали силу, на войне становились крепки и обращали вражьи воинства вспять,
35 а женщины получали своих умерших близких воскресшими*. Некоторые из них не согласились на освобождение от плена и были замучены* — они предпочли земной жизни лучшую, после воскресения.
36 Другие испытали насмешки и побои, даже цепи и тюрьмы,
37 их побивали камнями, перепиливали или убивали мечом, они бродили в овечьих и козьих шкурах, среди лишений, бедствий и страданий.
38 Те, кого весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земным!
39 Да, есть свидетельство об их вере — но обещанного все они так и не получили.
40 Дело в том, что Бог и нам предназначил лучшую долю: они должны достигнуть вместе с нами совершенства!

Новой Женевской Библии

11:1−40 Галерея образов ветхозаветных героев веры открывается и завершается комментарием специфического для Ветхого Завета аспекта веры — уверенности в получении обещанного Богом (ст. 1−2, 39−40).

11:1 уверенность в невидимом. Из настоящего времени только глазами веры можно видеть будущее, и только вера рождает уверенность в получении обещанного Богом.

Как действует вера.

11:2 древние. Первым праведником, к которому можно отнести слова «праведный верою жив будет», был Авель, за ним — Енох.

11:3 верою познаем. Хотя никто из людей не был свидетелем процесса творения из Писания, которое принимается верою, известно, что Бог творил словом Своим.

11:4 жертву лучшую. Принцип, согласно которому жертвоприношение без веры не имеет цены в очах Божиих, является изначальным и действует с момента грехопадения. Жертва Христа не только «лучше» всех прочих жертвоприношений, — она уникальна, поскольку кладет конец самому установлению о жертвоприношениях.

получил свидетельство. Авель был первым, кто получил свидетельство праведности от Бога, которое состояло в самом факте принятия Богом его жертвы. Следует отметить, что Авелем руководило не предписание закона (которого еще не было) и не стремление кому-либо подражать: он действовал на основании внутреннего побуждения, коренившегося в уверенности, что его действия угодны Богу.

11:5 не видел смерти. См. Быт 5:18−24.

угодил Богу. Угождение Богу означает такой образ мыслей и поступков человека, который соответствует воле Божией.

11:6 без веры угодить Богу невозможно. Данный постулат является неопровержимым даже на уровне формальной логики: невозможно угождать тому, в существование кого (или в чей авторитет) не веришь. См. статью «Угождение Богу».

11:7 что еще не было видимо. Ср. ст. 1. Хотя вера есть уверенность в вещах, существующих за пределами материального мира (ст. 3 и 27), в данном фрагменте речь идет о событиях, принадлежащих этому миру, но отстоящих во времени (еще не осуществившихся, но обещанных Богом в будущем). Ной поверил в реальность обещанного потопа задолго до первых признаков, предвещавших бедствие. Вера его выразилась в действии — он приступил к постройке ковчега.

11:8−10 Вера Авраама в наследование обетованной земли выразилась в его делах: 1) подчинившись воле Божией, он оставил Ур ради будущего отечества, ни местонахождение, ни название которого ему не были известны (ст. 8); 2) он жил как странник и пришелец в земле, которая была ему обещана (ст. 9 и 13); 3) за Ханааном он видел лучшее отечество — небесную страну и город, архитектором которого является Сам Бог (ст. 10:14−16; 13:14).

11:11−12 Верою Авраам принял Божие обетование о сыне (Исааке), рождение которого можно было бы объяснить только чудом, поскольку и Авраам, и Сарра были уже слишком стары, чтобы обетование Божие могло исполниться естественным образом.

11:13−16 Наследие, в получение которого верили патриархи, было невидимым по двум причинам: оно принадлежало небу, а не земле; оно относилось к будущему, а не настоящему.

11:13 издали видели оные. Точнее было бы сказать: из дали времен, поскольку здесь речь идет именно об отдаленности во времени.

радовались. Радовались приходу Мессии (Ин 8:56).

странники и пришельцы. Подобно Аврааму, который жил странником в принадлежащей ему по Божию обетованию земле, наследующие спасение только странствуют по этому миру, видя за его горизонтами небесное отечество, наследовать которое предстоит в будущем.

11:16 приготовил им город. Небесный Иерусалим.

11:17−19 Испытанием веры Авраама явилось требование принести в жертву Исаака. Исаак был не только обетованным сыном (ср. Ин 3:16), он являлся залогом исполнения других Божиих обетований (в частности, Бог обещал произвести от Авраама многочисленный народ). Если бы Исаак умер, не оставив после себя потомства, эти обетования не могли бы осуществиться. Авраам, зная это, готов был покорно пожертвовать сыном, веря и зная, «что Бог силен и из мертвых воскресить» (ст. 19).

11:20 Верою в будущее... благословил. Исаак верил в обетование и благословил сына (Иакова), передавая ему эту веру и надежду на исполнение Богом обещанного.

11:22 Иосиф помнил об обещании Бога вывести народ из Египта, которое дано было Аврааму задолго до рождения Исаака (Быт 15:13−14), и, умирая, просил, чтобы его прах был вынесен из Египта и погребен в земле обетованной, тем самым выражая свою веру в то, что было невидимо (ст. 24−26).

11:26 поношение Христово. Христос, пришедший исполнить волю Божию, был гоним и подвергался поношению. Моисей также избрал участь гонимого и преследуемого, поскольку только так он мог исполнить волю Божию.

11:27 Верою оставил он Египет. Эти слова относятся, скорее, к исходу народа израильского из Египта под руководством Моисея, чем к бегству из Египта самого Моисея после убийства египтянина.

11:28 совершил он Пасху. См. Исх 12:7, 12−13.

11:29 Верою перешли они Чермное море. См. Исх 14:21.

11:30 Верою пали стены Иерихонские. См. Нав 6:19.

11:31 Рахав доказала свою веру в Бога, когда помогла израильским соглядатаям. Она обрела праведность (Иак 2:25) и стала одним из предков Иисуса Христа (Мф 1:5).

11:35 жены получали умерших своих воскресшими. Упоминание о событиях, описанных в 3Цар 17:22−23; 4Цар 4:36−37.

иные же замучены были. Имеются в виду события, относящиеся к периоду войны по руководством Иуды Маккавея и его братьев.

11:37 перепиливаемы. Согласно преданию, пророк Исаия умер такой смертью.

11:39 не получили обещанного. Хотя некоторые обетования исполнились в ветхозаветное время, главное обетование — приход Мессии — ждало своего осуществления и исполнилось в Иисусе Христе. Этот стих резюмирует содержание фрагмента, начинающегося ст. 13.

11:40 предусмотрел о нас нечто лучшее. Этот стих утверждает различие между ветхозаветным и новозаветным периодами в историко-искупительном плане и объединяет воедино народ Божий обоих периодов. Ветхозаветные верующие (10:38) не были удостоены привилегии увидеть исполнение величайшего обетования Божия. Но, невзирая на это, они также являются участниками в торжестве первосвященнического служения Христа и вместе со святыми нового завета обрели в Нем совершенство.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.