Евреям 6 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Так что оставим самые начатки Христова учения и обратимся к его полноте. Зачем заново класть основание и говорить о покаянии в делах смерти, о вере в Бога,
2 зачем учить о крещении, возложении рук, воскресении из мертвых и о вечном суде?
3 Впрочем, даже так поступим, если Бог пожелает.
4 Есть те, кто уже однажды был просвещен, кто вкусил небесного дара, кто стал причастен Духу Святому,
5 познал вкус благого Божьего слова и действие сил будущего века,
6 а затем отпал. Таких людей невозможно еще раз обновить покаянием, ведь они сами в себе Сына Божьего распинают и выставляют на позор.
7 Если земля пьет часто выпадающий дождь и рождает всходы, полезные для тех, кто ее обрабатывает — она принимает благословение Божье.
8 А если она приносит колючки и сорняки — она никчемна и будет проклята, участь ее — сгореть.
9 Возлюбленные! Хоть мы и говорим так, мы уверены, что у вас всё прекрасно и вы стоите на пути спасения.
10 Бог чужд неправде, Он не забудет вашего труда и той любви, которую вы проявили к Нему в прошлом и нынешнем вашем служении святому Его народу.
11 Но мы желаем, чтобы каждый из вас до конца проявлял такое же старание — тогда ваши надежды исполнятся;
12 так вы безо всякой лени будете подражать тем, кто по вере своей и терпению получил обещанную участь.
13 Бог дал это обещание Аврааму, и поскольку Он превыше всего, то поклялся Самим Собой
14 и сказал: «благословением тебя благословлю, множество потомков твоих умножу»*.
15 Авраам проявил терпение и получил обещанное.
16 Люди ведь клянутся чем-то высшим, и клятва окончательно разрешает любые споры между ними.
17 Так и Бог прибег к клятве, чтобы заверить в неизменности Своего решения тех, кто унаследует обещанное.
18 Мы прибегли к Нему и твердо надеемся на будущее, так что это неизменное обещание с клятвой — а ни в том, ни в другом не может Бог солгать! — придает нам смелости.
19 Эта надежда — прочный и крепкий якорь для нашей души, она проникает за ту храмовую завесу,
20 за которую вошел прежде нас Иисус. Навеки стал он первосвященником по чину Мелхиседека!

Новой Женевской Библии

6:1 начатки учения Христова. Основополагающие принципы христианской веры и благовестия, изложенные в книге Деяния святых апостолов.

6:2 полагать основание обращению. См. Мк 1:15; Деян 20:21.

учению о крещениях. Существует только одно крещение, хотя мнения относительно того, в каком возрасте крестить и каким образом, в христианской среде расходятся. См. статью «Крещение младенцев».

о возложении рук. Действие, сопровождающее благословение, молитву об исцелении, избрание на служение церковных руководителей.

6:3 если Бог позволит. Эти слова выражают непреложную истину: для любого дела необходимо Божие соизволение и помощь.

6:4−12 Этот фрагмент интерпретируется по-разному. Некоторые понимают его в том смысле, что автор говорит о христианах, утративших спасение. Однако такое толкование противоречит тому контексту Нового Завета, где однозначно говорится, что те, кто действительно спасены Богом, пребывают в вере до конца (Ин 10:28−29; Рим 8:28−30; статья «Сохранение святых»). Другие толкователи полагают, что данный текст направлен против иудаистских еретических группировок, следование учению которых лишает всякой надежды на спасение. Иисус совершил полное (7:25) и окончательное спасение (10:13) тех, кто внял Его словам.

6:4 однажды просвещенных. Т.е. тех, кому благовестием уже открыто знание о Боге, и кто принял крещение. Ранние христианские писатели часто обращение в веру и крещение называли одним словом: «просвещение».

вкусивших дара небесного. Некоторые толкователи понимают эти слова как участие в Вечере Господней. Однако под «даром небесным», скорее, следует подразумевать дар жизни вечной или, точнее, предвкушение его.

причастниками Духа Святаго. Т.е. приобщившиеся к дарам Святого Духа, познали их на личном опыте.

6:5 сил будущего века. Может быть, подразумеваются чудеса и знамения, а возможно то, что принято называть «общение святых».

6:6 опять обновлять покаянием. Покаяние — первый этап на пути обращения к Богу и постоянно присутствующее в христианской жизни средство обновления ума и совести (посредством отречения от грехов и пресечения их). Здесь, учитывая общий контекст, речь идет о повторении уже пройденного пути, об обращении вспять, чтобы начать все сначала, вместо того чтобы продвигаться вперед в духовном совершенствовании.

распинают в себе Сына Божия. Т.е. не верят в то, что искупительной жертвы Христовой достаточно для прощения их грехов.

6:7−8 В соответствии с ветхозаветной системой образов, земля — это народ Божий (Ис 5:1−7), дождь — слово Божие (Ис 55:10−11) или Дух Божий (Ис 44:3−4), «производящая тернии и волчцы» земля — бесплодные люди (Ис 5:4−6). См. также Мф 13:7−8, 22−23.

6:11 для совершенной уверенности в надежде. Поскольку вера устремлена в будущее, в настоящем она имеет только надежду, но эта надежда, в свою очередь, непоколебима, поскольку зиждется на знании Бога, — что Он верен и праведен и исполнит обетование, если мы не ослабеем в своей вере (10:23; 1Кор 1:9).

6:12 не обленились. См. 5:11 и ком.

6:13 Бог... клялся Самим Собою. Бог Сам является гарантом непреложности Своих обетований.

6:14 благословляя благословлю. Двойное повторение какого-либо события или явления в Ветхом Завете рассматривается как свидетельство того, что происходящее исходит непосредственно от Бога, а потому истинно, непреложно и свято (см., напр., Суд 6:37, 40). Повторенные в данном случае слова синонимичны стоящему перед ними слову «истинно».

6:15 Авраам, долготерпев. Т.е. долго ждал обещанного. Очевидно, христиане, которым адресовано данное послание, теряли веру в исполнение обетований именно из-за того, что этого приходилось ждать. Напряженное ожидание Второго пришествия Господа и исполнения Им всех обетований является характерной особенностью первых десятилетий жизни церкви. Однако у многих христиан сама необходимость ждать порождала сомнения. Именно к людям с таким настроением и обращается автор послания.

6:18 в двух непреложных вещах. В исполнении обетования Аврааму о рождении сына и в том, что в Аврааме благословятся все племена земные.

в которых невозможно Богу солгать. Бог вообще не может лгать, но в данном случае такой оборот речи подразумевает не потенциальную возможность Бога отречься от Своего обетования и не исполнить его, а то обстоятельство, что Бог уже исполнил «две вещи», а потому они уже непреложны и Бог никак не может (даже если такое было бы возможно) «солгать» (не исполнить их).

надежду. См. статью «Надежда».

6:19 во внутреннейшее за завесу. Т.е. в Святое Святых, место Божиего присутствия в храме. Иными словами, надежда, питающая нас, коренится в Боге и исходит от Него.

6:20 Очевидно, подразумевается Божие присутствие на небесах (Святое Святых), куда вошел Иисус и воссел одесную Бога как наш Первосвященник и Ходатай.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.