Иакова 2 глава

Соборное послание святого апостола Иакова
Перевод Десницкого → Синодальный перевод (СВ)

 
 

Братья мои, если верите в славного Господа нашего Иисуса Христа — никого не выделяйте особо.
 
Братья мои! Имейте веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы, не взирая на лица.

Войдет в собрание ваше роскошно одетый человек с золотыми перстнями на пальцах, войдет и бедняк в грязной одежде.
 
Ибо если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в убогой одежде,

Взглянете вы на роскошно одетого и скажете: «тебе будет удобно присесть здесь», а бедняку скажете: «а ты постой» или «садись тут, мне под ноги».
 
и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «Тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «Ты стань там или садись здесь, у ног моих», —

И так вы вводите разделения в общине и решаете, исходя из дурных помыслов.
 
то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

Послушайте, братья мои возлюбленные! Бог избрал тех, кто беден в этом мире, чтобы обогатить их верой и дать им в наследие царство — Он обещал это тем, кто Его любит.
 
Послушайте, братья мои возлюбленные, не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его?

А вы с презрением отнеслись к бедняку! Но разве не богатые угнетают вас и тянут в суды?
 
А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас и не они ли влекут вас в суды?

Не они ли оскорбляют доброе имя, которое вы носите?
 
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

Если вы исполняете царский закон, который дан в Писании: «возлюби ближнего как самого себя», — то поступаете прекрасно.
 
Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого», — хорошо делаете.

А если вы относитесь к людям с лицеприятием, то совершаете грех, и закон обличает ваше преступление.
 
Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками.

Ведь кто исполнил остальной закон, но что-то одно нарушил, оказался виновным в целом.
 
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

Кто сказал «не блуди», сказал и «не убивай», и если ты не блудишь, но убиваешь, ты все равно преступник.
 
Ибо Тот же, Кто сказал «не прелюбодействуй», сказал и «не убей»; поэтому если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

Помните, что и за свои речи, и за поступки будете судимы по закону свободы.
 
Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

Кто не проявил милости — того и судить будут без милости, а ведь милость превыше суда!
 
Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость торжествует над судом.

Что пользы, братья мои, если кто говорит, будто имеет веру, но не подтверждает ее делами? Сможет ли такая вера его спасти?
 
Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?

Допустим, брату или сестре недостает одежды и ежедневной пищи,
 
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,

а кто-то из вас им скажет: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», а того, что нужно для жизни, вы им не дадите — какая от этого польза?
 
а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела — что пользы?

Так и вера, не подтвержденная делами, сама по себе мертва.
 
Так и вера — если не имеет дел, мертва сама по себе.

И тут кто-то скажет: у тебя есть вера, а у меня — дела. Как же ты покажешь мне свою веру, если она бездействует? А я покажу тебе свою веру своими делами.
 
Но скажет кто-нибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела». Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

Ты веришь, что Бог Един? Прекрасно! Так веруют и бесы — но это лишь ужасает их.
 
Ты веруешь, что Бог един, — хорошо делаешь; и бесы веруют — и трепещут.

Показать ли тебе, пустой человек, что вера без дел ни на что не годна?
 
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Как получил праведность праотец наш Авраам? По делам своим, когда готов был принести сына своего Исаака в жертву.
 
Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

Ты же видишь, что вера его проявлялась на деле, вера достигла совершенства в его поступках.
 
Видишь, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства.

Так и исполнилось сказанное в Писании: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность», и был он назван другом Божьим.
 
И исполнилось слово Писания: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

Итак, вы видите, что человек признается праведным по своим делам, а не только по вере.
 
Видите, что человек оправдывается делами, а не верой только.

Точно так же и блудница Раав была признана праведной по своим делам, когда приняла израильских разведчиков и тайно выпустила из города.
 
Подобно и Раав, блудница, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
 
Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.