Захарии 1 глава

Книга Захарии
Перевод Десницкого → Толковая Библия Лопухина

Перевод Десницкого

1 В восьмой месяц второго года царствования Дария было слово Господне к Захарии, сыну Берехьи, внуку Иддо:
2 — Гнев Господень пал на ваших отцов.
3 Потому передай народу слова Господа Воинств:
Обратитесь ко мне! — пророчество Господа Воинств,
и Я тогда обращусь к вам, говорит Господь Воинств.
4 Не будьте подобны вашим отцам,
к которым взывали прежние пророки,
передавали им слова Господа:
«сверните со злых ваших путей,
отвратитесь от злых ваших дел» —
но не послушали они, Мне не вняли.
Таково пророчество Господа!
5 Где же теперь отцы ваши?
Да и пророкам — жить ли вечно?
6 Но что сказал Я, что определил,
что заповедал пророкам, Моим слугам —
разве не постигло все это отцов ваших?
Тогда раскаялись они и сказали:
«Как судил Господь Воинств с нами поступить —
за наши пути, за дела наши —
так Он и поступил с нами».
7 В двадцать четвертый год одиннадцатого месяца (месяца Шеват), во второй год царствования Дария, было такое слово Господне к Захарии, сыну Берехьи, внуку Иддо.
8 Видел я ночью: стоит между миртовыми деревьями, что растут в лощине, всадник на рыжем коне, а позади него — кони рыжие, пегие и белые.
9 Я спросил:
— Кто это, Владыка?
Мне ответил ангел, говоривший со мной:
— Я покажу тебе, кто это.
10 Человек, стоявший между миртовыми деревьями, ответил:
— Это те, кого Господь послал обойти землю.
11 И они поведали ангелу, стоявшему между миртовыми деревьями:
— Мы обошли всю землю, она пребывает в покое.
12 На это Господень ангел сказал:
— Господи Воинств! Доколе же милость Твоя будет далека от Иерусалима и городов Иудеи, на которые Ты негодуешь вот уже семьдесят лет?
13 Господь ответил говорившему со мной ангелу словами благими, словами утешения.
14 Тогда говоривший со мной ангел велел мне провозгласить такие слова Господа Воинств:
— Возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великой!
15 Велико негодование Мое на народы, живущие в покое: когда на малое время горел Мой гнев, они усугубляли беду.
16 Потому так говорит Господь: с милостью вернусь к Иерусалиму, отстроится в нем Мой дом — пророчество Господа Воинств — и мерный шнур натянут над Иерусалимом.
17 И вот какие еще слова Господа Воинств провозгласи:
— Города Мои преисполнятся благом; вновь Господь помилует Сион, вновь изберет Иерусалим!
18 * Я поднял глаза и увидел четыре рога.
19 Тогда я спросил говорившего со мной ангела:
— Что это?
Он ответил:
— Это рога, которые разбросали Иуду, Израиль и Иерусалим.
20 После этого Господь показал мне четырех мастеров.
21 Я спросил:
— Что они станут делать?
Он ответил:
— Те рога разбросали Иуду так, что никто и головы поднять не смеет. А эти пришли, чтобы заставить их содрогнуться, сокрушить рога, которые другие народы подняли на землю Иуды, чтобы рассеять ее народ.

Толковая Библия Лопухина

1−6. Надписание и вступительное пророческое увещание. 7. Надписание второго откровения посредством видений и символического действия. 8−17. Видение первое: всадник между миртами и кони различных цветов. 18−21. Видение второе — четырех рогов и четырех рабочих (Синод. Зах 1:18−21:) 2:1−4 масор. т. ).

Зах 1:1. В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку:

В надписании, по подл. т., LXX, Vulg., Тарг., дается указание только года и месяца получения пророком откровения; Сирск. добавляет: «в первый (день) месяца». — «Во второй год Дария» разумеется персидский царь Дарий I Гистасп, царствовавший с 521 г. по 485.

Зах 1:8. видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые,

Откровение посредством видений происходило ночью, но это были не сновидения, а экстатические созерцания в бодрственном состоянии; это состояние пророческого прозрения было как бы пробуждением от обычного состояния человека, которое сам пророк сравнивает с состоянием сна (Зах 4:1). Можно полагать, что к такому состоянию Захарию привело напряженное размышление о судьбах избранного народа, как это было с Моисеем в пустыне и с другими пророками. — Пророк видит мужа, восседающего «на рыжем коне, ...между миртами, которые в углублении». Толкователи пытаются выяснить значение миртовых деревьев в смысле образа еврейской Церкви, скромной и неприметной для взора, но цветущей и благоухающей даже в тяжелые времена каково было время Вавилонского плена (Тарг. Ионаф. имеет: между миртовыми деревьями, которые в Вавилоне; Keil 527, Ружем. 178, Глаг. 170). Но вероятнее признать здесь порчу масоретского текста, так как LXX читают здесь (и в Зах 1:10−11): ανα μεσον των ορεων των κατασκιων, т. е. вместо hahad-hassim-heharim (горы); чтение LXX, вместе со многими исследователями, можно признать более правильным и на том, между проч., основании, что тогда получится полное соответствие с восьмым видением колесниц, выходящих из ущелья между двумя горами (Зах 6:1; Мarti 402). — За всадником находятся «кони рыжие, пегие (Венск.: гнедые) и белые»; из дальнейшего (Зах 1:11) можно заключить, что кони эти имели всадников; хотя можно видеть исполнителей воли Божией и в самих конях. Цвета коней, без сомнения, имеют символическое значение, как указание на те бедствия, которыми поразит Господь народы, живущие в безопасности и благополучии и потому не имеющие страха пред Богом (Зах 1:15). — Муж на рыжем коне не есть предводитель, находившихся позади его коней; в Зах 1:10 он не включает себя в число тех, которых Господь послал обойти землю; а из Зах 1:11 видно, что этот муж есть Ангел Господень, которому кони (или всадники) дают отчет в исполнении порученной им миссии (см. Глаголев, с. 169, пр. 1). В видении первом выводятся действующими, в образе коней различных цветов, без сомнения, Ангельские силы (Феод. 71), низшие Ангела Иеговы и исполняющие волю Иеговы. Среди прочих небесных сил, упоминаемых, в книге пророка Захарии, Ангел Иеговы занимает высшее, преимущественное положение, как видно уже из видения первого. По замечанию проф. Глаголева, в видении четвертом (гл. III) «Ангел Иеговы является несомненно божественною личностью, имеющею власть, подобно Богу, прощать грехи» (с. 171). Составитель особой монографии о ветхозаветном Ангеле Иеговы Ролинг, в начале своего исследования, указывая на то значение, какое имеет ветхозаветное учение об Ангеле Иеговы, приводит выражение Штольберга, по которому «и Церковь ветхозаветная — есть Церковь вочеловечившегося Бога» (Lie. Aug. Roling, Ueber den Iehovaongel des Alten Testaments, Tubingen, 1866. S. 3). Книгою пророка Захарии эта мысль Штольберга подтверждается вполне: Ангел Иеговы здесь является Лицом Божеским, в конце времен вочеловечившимся Сыном Божиим. По толкованию первого видения пророка Захарии у блаж. Иеронима, «муж, восходивший на коня рыжего есть Господь Спаситель, Который, принимая домостроительство плоти нашей, слышит в книге пророка Исаии: Почему красны одежды твои» (Ис 63:2; с. 12).

Зах 1:11. И они отвечали Ангелу Господню, стоявшему между миртами, и сказали: обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна.

Донесение небесных сил, олицетворенных под видом коней, успокоительно и утешительно по своему содержанию вообще, но не для данных обстоятельств. Спокойствие и благоденствие языческих народов исключало возможность мира и благополучия для избранного народа.

Зах 1:12. И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?

Поэтому, Ангел Иеговы обращается к Господу Вседержителю с ходатайством о возвращении милости к Иерусалиму и всей стране Еврейской, находящейся под гневом уже семьдесят лет. Из Зах 1:15, а равно из видений второго и восьмого, выясняется, что ходатайство Ангела Господня за избранный народ, очевидно, представляло, по своему содержанию нечто напоминающее Откр 6:10; доколе Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь и проч.

Зах 1:16. Посему так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму.

Зах 1:17. Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим.

Содержание слов благих, слов утешительных, изреченных Господом (Зах 1:13) непосредственно об Иерусалиме и других городах, которые Господь называет Своими (Зах 1:17), таково: бедствиям избранного народа наступает конец; в Иерусалиме будет сооружен храм (следовательно, Иегова, обитающий в храме, будет снова близок в Своему народу), и самый город отстроится заново. Бедствия плена забудутся, потому что благоволение Божие проявится в полноте благ, которыми будут изобиловать города чтителей истинного Бога.

Зах 1:18. И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога.

Второе видение стоит в тесной связи с предшествующим: оно представляет продолжение и разъяснение мыслей, высказанных в первом видении относительно языческих народов. — Пророк видит четыре рога. Рог, по библейскому словоупотреблению, символ силы и могущества, — выражение применяется как к избранному народу, так и к язычникам, врагам народа Божия и Самого Бога.

Зах 1:19. И сказал я Ангелу, говорившему со мною: что это? И он ответил мне: это роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим.

Блаж. Иероним ставит это видение Захарии в связь с видением четырех монархий у Даниила (Дан 2:31−44) и разумеет под рогами во втором видении Захарии четыре определенные царства: Вавилонское, Мидо-персидское, Македонское и Римское.

Зах 1:20. Потом показал мне Господь четырех рабочих.

Под рабочими или мастерами, говорит блаж. Иероним, «мы понимаем Ангелов, повинующихся могуществу Господа, так что они созидают то, что язычники разрушили» (с. 18).

Зах 1:21. И сказал я: что они идут делать? Он сказал мне так: эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей; а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять ее.

В первом видении выяснено, что мирное и благополучное состояние языческих царств не соответствует намерениям Иеговы возвратить избранному народу Свое благоволение и благополучие; во втором — определенно высказано, что язычников ожидает кара за их жестокость по отношению к Иуде и Израилю.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.