Евреям 6 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Толковая Библия Лопухина

Перевод Десницкого

1 Так что оставим самые начатки Христова учения и обратимся к его полноте. Зачем заново класть основание и говорить о покаянии в делах смерти, о вере в Бога,
2 зачем учить о крещении, возложении рук, воскресении из мертвых и о вечном суде?
3 Впрочем, даже так поступим, если Бог пожелает.
4 Есть те, кто уже однажды был просвещен, кто вкусил небесного дара, кто стал причастен Духу Святому,
5 познал вкус благого Божьего слова и действие сил будущего века,
6 а затем отпал. Таких людей невозможно еще раз обновить покаянием, ведь они сами в себе Сына Божьего распинают и выставляют на позор.
7 Если земля пьет часто выпадающий дождь и рождает всходы, полезные для тех, кто ее обрабатывает — она принимает благословение Божье.
8 А если она приносит колючки и сорняки — она никчемна и будет проклята, участь ее — сгореть.
9 Возлюбленные! Хоть мы и говорим так, мы уверены, что у вас всё прекрасно и вы стоите на пути спасения.
10 Бог чужд неправде, Он не забудет вашего труда и той любви, которую вы проявили к Нему в прошлом и нынешнем вашем служении святому Его народу.
11 Но мы желаем, чтобы каждый из вас до конца проявлял такое же старание — тогда ваши надежды исполнятся;
12 так вы безо всякой лени будете подражать тем, кто по вере своей и терпению получил обещанную участь.
13 Бог дал это обещание Аврааму, и поскольку Он превыше всего, то поклялся Самим Собой
14 и сказал: «благословением тебя благословлю, множество потомков твоих умножу»*.
15 Авраам проявил терпение и получил обещанное.
16 Люди ведь клянутся чем-то высшим, и клятва окончательно разрешает любые споры между ними.
17 Так и Бог прибег к клятве, чтобы заверить в неизменности Своего решения тех, кто унаследует обещанное.
18 Мы прибегли к Нему и твердо надеемся на будущее, так что это неизменное обещание с клятвой — а ни в том, ни в другом не может Бог солгать! — придает нам смелости.
19 Эта надежда — прочный и крепкий якорь для нашей души, она проникает за ту храмовую завесу,
20 за которую вошел прежде нас Иисус. Навеки стал он первосвященником по чину Мелхиседека!

Толковая Библия Лопухина

Побуждение к совершенству (1−3). Бесполезность этих побуждений для отпавших (4−6). Печальная участь последних (7−8). Надежда на лучшее состояние слушателей (9−12). Непреложность обетований Божиих за веру и долготерпение (13−20).

Евр 6:1. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

«Оставивши начатки учения Христова», т. е. не останавливаясь подробно на начатках учения — на том, что более или менее известно и понятно, — «поспешим к совершенству», т. е. познания учения Христова, ведущего за собою и нравственное совершенство людей. — «Не станем снова полагать» — мысль, разъясняющая первое предложение («оставивши начатки») в отрицательной форме. В числе вопросов, которыми апостол сейчас считает излишним заниматься, откладывая, впрочем, лишь до другого удобного времени, перечисляются: покаяние («обращение от мертвых дел»), вера, крещение, возложение рук, воскресение мертвых и вечный суд. — «Обращение от мертвых дел» — собственно оставление еврейской обрядности или бесплодных дел закона (Рим 3:20), а затем уже — и вообще оставление греховных дел, коим приличествует название мертвых потому, что они ведут к вечной смерти, удаляя от истинной жизни (ср. Евр 9:14).

Евр 6:2. учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

«Учение о крещениях». Множественное число употреблено, вероятно, в отношении ко множеству крещаемых, а может быть и потому, что апостол мыслит здесь и отличные от христианского крещения иудейские очищения (βαπτισμοί) и Иоанново крещение, различие коих от христианского таинства предполагается известным. Под «возложением рук — несомненно — разумеется следовавшее за крещением таинство миропомазания, совершавшееся тогда над всеми через возложение рук с низведением на крещаемых Св. Духа. — «О воскресении мертвых и о суде вечном» апостол находит возможным не говорить, потому что учение об этом также достаточно должно быть известно и из устной проповеди апостолов, и из посланий их, особенно Апостола Павла (1Кор 15:1; 1 Сол.4 и др.).

Евр 6:3. И это сделаем, если Бог позволит.

Евр 6:4. Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,

В 3 стихе апостол обещает подробнее говорить и обо всем упомянутом, и это обещание отчасти начинает выполнять, говоря о покаянии (в соответствие Евр 4:1) после предполагаемого отпадения, которое он изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях. По-видимому, он усматривал некоторые признаки этого отпадения в читателях, и потому говорит с такою силою против него, выражая уверенность, что его собеседники держатся правого пути (Евр 4:9). — «Просвещенных», т. е. благодатью Св. Духа и Евангельским учением (ср. Евр 6:4; 10:32; Ин 1:9; 2Кор 4:4, 6). — «Вкусивших дара небесного…» — оправдания, даруемого Богом верующим во Христа и называемого у апостола еще — «неизреченным даром» (2Кор 9:15; Рим 5:17; ср. Евр 2:4; 10:20), и вообще благодати Св. Духа.

Евр 6:5. и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,

«Вкусивших благого глагола Божия», т. е. испытавших собственным непосредственным чувством силу и сладость Евангельской истины. — «Сил будущего века». Здесь разумеются не только черезвычайные дары апостольского времени, но и все те силы освящения и прославления, которые и теперь доставляют христианину победу над смертью. Испытывая на себе действие этих сил, христианин предвкушает славу вечной жизни, жизни будущего века.

Евр 6:6. и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

«Отпадших…», что всегда соединяется с ожесточением против Христа и Его Церкви (ср. Евр 10:29), делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий (Мф 12:31), потому что для людей такого рода невозможно исправление.

Евр 6:7. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;

Евр 6:8. а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

Сравнение людей с землею, добрых — с плодоносною, злых — с негодною. Первая — получает и человеческий труд на возделание и благословение Божие, вторая — ни того, ни другого, и даже проклятие и сожжение грозит ей, потому что производит «терния и волчцы» — вредящие человеку (ср. Мф 15:13; Ин 15:2; Мф 3:10).

Евр 6:9. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так,

Евр 6:10. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

«Возлюбленные…» — ср. Рим 9:3. Уверенность в том, что его слушатели не находятся в опасности потерпеть только что описанную участь отпадших, апостол обосновывает на христианской любви их, проявленной в делах милосердия к своим братьям по вере (святым) (ср. Евр 13:24; Рим 15:25, 31; 1Кор 16:1; 2Кор 8:4).

Евр 6:11. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,

Евр 6:12. дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

Пожеланием, чтобы и в будущем слушатели преуспевали в ревности к добродетели, апостол, очевидно, ободряет их, указывая, что добродетель — непременное условие получения Божиих обетований, как вообще вера и долготерпение, с коими она неразрывно соединяется.

Евр 6:13. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

Упомянув о вере и долготерпении, Апостол приводит на память слушателей величайший образец сих добродетелей — отца верующих Авраама, который является вместе с тем и образцом непреложности Божественных обетовании верующим (Быт 22:16−18).

Евр 6:14. говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

Евр 6:15. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

Евр 6:16. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

Евр 6:17. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

«Наследникам обетования», т. е. верующим во Христа, как духовным чадам Авраама (Рим 9:7−8).

Евр 6:18. дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

«Дабы в двух непреложных вещах», в обетовании самом по себе и клятве, как непреложных действиях Божиих… — «Твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду», т. е. чтобы не только без всякого сомнения, но даже с твердым утешением мы ждали исполнения обетований Божиих верующим.

Евр 6:19. которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,

Евр 6:20. куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Как за якорь, безопасный и крепкий, держась за эту надежду, мы безопасно проходим бурное житейское море и достигаем нашей пристани, которая простирается в небесное Святое Святых, куда Предтечею за нас вошел наш Первосвященник — Иисус. Таким приемом речи апостол снова возвращается к важнейшему предмету своего послания — первосвященству Христову. — «Предтечею за нас вошел» — вошел как первый, чтобы показать и нам путь туда и облегчить его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.