Римлянам 14 глава

Послание к Римлянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Учебной Библии МакАртура

Перевод Десницкого

1 Чья вера не крепка, того принимайте, не споря о мнениях.
2 Кто-то верит, что можно есть всё, а немощный вкушает только овощи*.
3 Ты ешь всё? Так не презирай того, кто не ест мясного. Не ешь мясного? Так не суди того, кто ест, ведь его принял Бог.
4 Кто ты такой, чтобы осуждать чужого раба? Это перед своим Господином он устоял или пал — а если пал, во власти Господа снова поднять его, и так Он и сделает.
5 Кто-то проводит различия между днями календаря, а кто-то обо всех днях судит одинаково*. Пусть каждый решает по собственному разумению.
6 Кто выделяет особые дни, ради Господа их выделяет; кто ест мясное, ест пред Господом и благодарит Бога, и кто воздерживается от такой еды, воздерживается пред Господом и благодарит Бога.
7 Никто из нас не живет сам по себе и никто сам по себе не умирает:
8 если мы живем, то живем для Господа, и если умираем, умираем для Господа. Так что живем мы или умираем, мы — Господни.
9 Для того Христос умер и ожил, чтобы господствовать над мертвыми и живыми.
10 Что же ты тогда судишь своего брата? Что же ты своего брата презираешь? Ведь все мы предстанем перед Божьим престолом,
11 как написано: «Жив Я*, говорит Господь, каждый преклонит предо Мной колено, каждый собственным языком принесет исповедание Богу»*.
12 Так что каждый из нас сам о себе даст отчет Богу.
13 Давайте прекратим судить друг друга! Рассудите лучше, как бы вам не поставить брату преграды или соблазна.
14 Я твердо знаю, и это убеждение — от Господа Иисуса: не существует пищи, нечистой изначально, она лишь считается нечистой, и только для того, кто так думает.
15 Если твоя еда огорчает брата, ты уже поступаешь не по любви — не губи своей едой человека, за которого умер Христос!
16 Что для вас добро, то пусть для других не станет поводом к ругани.
17 Царство Божие — это не пища и не питье, но праведность, мир и радость в Духе Святом.
18 И кто так служит Христу, тот угоден Богу и в почете у людей.
19 Так что будем стремиться к миру и ко взаимной помощи.
20 Ради пищи не губи Божьего дела: вся она чиста, но плохо, когда твоя еда соблазняет другого*.
21 Лучше уж не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, что послужит к падению твоего брата.
22 Есть у тебя вера? Пусть будет она при тебе и перед Богом. Блажен, кто не осуждает себя за свой выбор,
23 а кто ест и при этом сомневается, уже осужден, потому что поступает не по вере. А всё, что не по вере — грех.

Учебной Библии МакАртура

14:1−12 Многообразие Церкви показывает силу Христа в том, что Он приводит в удивительное единство разных людей. Сатана же действует через неискупленную плоть, чтобы произвести разделение и разорвать это единство. Угроза единству, о которой здесь говорит Павел, возникает тогда, когда зрелые (сильные) верующие — как иудеи, так и язычники — конфликтуют с незрелыми (слабыми) верующими. Сильные верующие из иудеев осознали свою свободу в Христе и поняли, что обрядные требования Моисеева завета больше не довлеют (преобладают) над ними. Зрелые верующие из язычников поняли, что идолы — не боги, и спокойно ели предлагаемое им мясо. Но в том и другом случае тревожилась совесть слабых братьев, и некоторые даже были введены в искушение поступать вопреки своей совести (что есть несомненное зло), склоняясь к законничеству под чувством вины, или даже грешить. Зная, что зрелые верующие из иудеев и язычников смогут понять эту проблему, Павел обращается прежде всего к ним.

14:1 Немощного в вере Характеристика верующего, который не способен освободиться от прежних религиозных подходов и обрядов (ритуалов). Слабый верующий из иудеев с трудом оставлял установления и запреты Ветхого Завета; он был весьма озабочен указаниями диетического свойства, соблюдением субботы и жертвоприношениями в храме. Слабый верующий из язычников еще находился в зависимости от идолослужения и его обрядов, ему казалось, что даже любое соприкосновение с тем, что отдаленно напоминает о его прошлом, включая употребление в пищу мяса, которое предназначалось в жертву языческому божеству, а затем продавалось на рынке, было связано с грехом. И тот, и другой не ощущали полной свободы совести и были слишком слабы, чтобы разрешить эту проблему. Ср. 1Кор 8:1−13.
принимайте В греческом это слово выражает доброе отношение к человеку.
споров о мнениях Лучше было бы перевести как «оценка чьих-либо мнений (или заблуждений)». Зрелому верующему не следует осуждать искренние, но не совсем правильные мысли, которые руководят поведением слабого верующего.

14:2 иной уверен Это сильный верующий, чья зрелая вера позволяет ему проявлять свободу во Христе и есть мясо, которое продается язычниками на рынке по низкой цене, поскольку оно было сперва принесено в жертву языческому божеству (см. пояснение к 1Кор 8:1−13).
овощи Слабые верующие из иудеев и язычников избегали употреблять в пищу мясо из-за боязни, что оно могло быть ранее принесено в жертву идолам.

14:3 уничижай... осуждай «Уничижать» говорит о насмешливом отношении к чему-то, не представляющему ценности и заслуживающему лишь пренебрежения. «Осуждать» является не менее сильным словом для выражения подобного отношения. Павел употребляет эти слова в равноценном значении: сильные насмехаются над слабыми как над законниками и себялюбцами; слабые осуждают сильных за безответственность и, возможно, считают их достойными наказания.

14:4 Перед своим Господом стоит он или падает Важно то, как Христос оценивает каждого верующего, и для Его суда не имеют значения религиозные традиции или личные предпочтения (ср. 8:33−34; 1Кор 4:3−5).

14:5 отличает день Хотя это уже и требовалось Богом, слабые верующие из иудеев считали необходимым соблюдать субботу и другие религиозные праздники (ср. Гал 4:9−10; см. пояснения к Кол 2:16−17). С другой стороны, слабые из язычников хотели отстраниться от праздничных дней, напоминавших им о прежнем язычестве с его безнравственностью и идолослужением.
судит о всяком дне равно Для зрелых верующих подобных проблем не существовало.
Всякий поступай по удостоверению своего ума Каждый христианин должен подчиняться голосу своей совести в вопросах, которые специально не оговорены в Писании. Поскольку совесть является Богом данным механизмом предупреждения и соответствует высочайшим стандартам морального закона, заложенного в сознание (2:14−15), то неразумно было бы не прислушиваться к ее голосу. По мере духовного взросления при обогащении ума вы не станете обращать особого внимания на вещи, которые не представляют для вас большой важности.

14:6 Сильный верующий ест все, что ему нравится, и благодарит Бога. Слабый брат соблюдает установленную диету и благодарит Господа за совершенную за него жертву. В обоих случаях верующие благодарят Господа, что по сути одно и то же.
для Господа Как для слабого, так и для сильного верующего главным мотивом во всех его решениях по вопросам, затрагивающим совесть, является желание угодить Богу.

14:7 живет для себя... умирает для себя В центре жизненных устремлений христианина — не он сам; все, что мы делаем, должно угождать Богу Вседержителю (1Кор 6:20; 1Кор 10:31).

14:9 владычествовать и над мертвыми и над живыми Христос умер не только для того, чтобы освободить нас от греха, но чтобы сделать нас своими рабами (6:22), поставить Себя Повелителем над святыми, находящимися в Его присутствии, и над теми, кто еще на земле (ср. Флп 2:11; 1Тим 6:15; Откр 17:14; Откр 19:16).

14:10 осуждаешь... унижаешь См. пояснение к ст. 3. брата твоего Верующего, как и ты, во Христа.
суд Христов Предпочтительнее перевести «суд Божий» (см. пояснение к 1Кор 3:13−15). Каждый верующий даст отчет за себя и Господь будет судить принятые им решения, включая и решения по вопросам совести. В конечном счете, имеет значение только такой приговор (см. пояснения к 1Кор 4:1−5; 2Кор 5:9−10).

14:11 написано Павел цитирует Ис 45:23; Ис 49:18 (ср. Флп 2:10−11).

14:13 судить См. пояснение к ст. 3.
а лучше судите См. 14:3, 10, 13. В ст. 3, 10, 13 значение этого слова отрицательное: осуждать, клеймить. В ст. 13б значение положительное: тщательно обдумывать решение. Павел как бы играет этим словом, говоря о том, что вместо осуждения своих братьев лучше рассуждать о том, как им помочь.
преткновению Это любые дела верующего (даже если они не запрещены Писанием), которые послужат причиной грехопадения другого человека (1Кор 8:9).

14:14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе Эта истина не была порождена его собственным мышлением или другим учением, она явилась Божьим откровением (ср. Гал 1:12). См. пояснение к 1Кор 7:12.
нет ничего в себе самом нечистого См. пояснение к Деян 10:15; ср. Мк 7:15; 1Тим 4:3−5; Тит 1:15).
почитающему что-либо нечистым, тому нечисто Если верующий убежден, что определенное поведение есть грех — даже если его убеждение ошибочно — он не должен его допускать. В противном случае, он пойдет против своей совести и будет ощущать вину (ср. 1Кор 8:4−7; см. пояснение к 2:15) и, возможно, попадет в еще большее законничество вместо того, чтобы двигаться к свободе (см. пояснение к ст. 5).
нечистым В греческом это слово первоначально обозначало «обыкновенное», а впоследствии стало означать «загрязненное» или «злое» (см. пояснение к Деян 10:14).

14:15 огорчается В греческом это слово означает причинение боли или удручение. Слабому верующему бывает неприятно смотреть на брата, делающего, на его взгляд, что-то греховное. Но еще хуже, если сильный брат вынуждает слабого делать что-то против совести последнего (ср. 1Кор 8:8−13).
губи Речь идет о полном разрушении. В Новом Завете оно употребляется в значении вечного проклятия (Мф 10:28; Лк 13:3; Ин 3:16; Рим 2:12). Однако, в данном случае речь идет о серьезном ущербе, наносимом духовному росту кого-либо (ср. Мф 8:3, 6, 14).
за кого Христос умер Т.е. любого христианин (ср. 1Кор 8:11).

14:16 хулится Поносится. Когда неверующие видят сильного христианина, который неправильно употребляет свою свободу во Христе и причиняет зло более слабому брату, они делают вывод, что все христианство состоит из людей, лишенных любви, и сомневаются в авторитете Бога (ср. 2:24).
ваше доброе Правильное употребление данной христианину свободы (ср. 1Кор 10:23−32).

14:17 Царствие Божие Сфера спасения, в пределах которой Бог управляет сердцами тех, кого Он спас (см. пояснения к Деян 1:3; 1Кор 6:9).
пища и питие Т.е. нечто внешнее и несущественное.
праведность Святая жизнь в послушании (ср. Еф 6:14; Флп 1:11).
мир Покой в любви, производимой Духом, который должен характеризовать отношения верующих с Богом и друг с другом (Гал 5:22).
радость во Святом Духе Еще одна часть плода Духа, которая представляет собою постоянное чувство благодарности независимо от обстоятельств, которое вытекает из полного доверия Богу (Гал 5:22; 1Фес 1:6).

14:18 одобрения от людей Имеется в виду одобрение чего-либо после тщательного исследования, нечто вроде работы ювелира, определяющего качество и ценность камня. Христиане постоянно находятся под скептическим микроскопом мира, оценивающим их жизнь и отношение друг к другу (ср. Ин 13:35; Флп 2:15).

14:20 дела Божия. Т.е. такого же, как и ты, христианина, искупленного усилиями Отца, Сына и Святого Духа, но никак не своими (ср. ст. 15; Еф 2:10).
Все чисто Свободы, которые Бог предоставил верующим, хороши сами по себе (ср. ст. 14, 16).
ест на соблазн Тот, кто использует данную Богом свободу неосторожно и эгоистично, на соблазн своему более слабому брату.

14:21 претыкается См. пояснение к ст. 13.
соблазняется, или изнемогает Это выражение отсутствует во многих рукописях.

14:22−23 Самый сильный христианин может причинить себе ущерб в области христианской свободы, если он отрицает или преуменьшает дарованную ему Богом свободу (Гал 5:1), а также если он злоупотребляет своей свободой, не задумываясь о том, как это может подействовать на других людей (ср. 1Кор 10:23−32).

14:22 имей ее сам в себе, пред Богом Есть лучший перевод: «имей убеждение как свое собственное, пред Богом». Павел призывает сильного верующего понимать свою свободу, пользоваться ею в радости и хранить ее между Богом и собою.
в том, что избирает Сильный верующий сохраняет здоровую совесть, потому что он не дает слабому верующему повода для преткновения.

14:23 сомневающийся... осуждается Когда слабый брат поступает вопреки своей совести, он грешит.
что не по вере Т.е. мысли и поступки, которые наша совесть осуждает.

14:24−26 В других текстах эти стихи помещены в Рим 16:25−27 и являются прекрасными стихами прославления Бога за произведенный Им труд через Иисуса Христа и перечисления важнейших тем в послании к Римлянам (см. пояснение к 11:33−36; ср. Мф 6:13; Лк 19:37−38; Еф 3:20−21; Евр 13:20−21; Откр 5:9−10).

14:24 моему благовествованию См. пояснения к 1:1; 2:16; ср. Гал 1:11; Гал 2:2.
проповеди Иисуса Христа Синонимично благовествованию; главное дело жизни Павла (см. пояснения к 10:14−15, 17; ср. 1Кор 1:23−24; 2Кор 4:5−6).
тайны См. пояснение к 11:25. Во времена Нового Завета значение этого слова отличалось от современного. Оно означало нечто скрытое до недавнего времени, но уже ставшее известным (1Кор 4:1; Еф 5:32; Еф 6:19; Кол 1:25−26; 2Фес 2:7−8; 1Тим 3:9, 16). Одна из важнейших тайн Нового Завета заключается в том, что Бог дарует спасение как евреям, так и язычникам (Еф 3:3−9).

14:25 через писания пророческие… возвещена Бог сказал Израилю, что Он не только призовет его к праведности, но и сделает его светом всем народам (см. пояснения к Ис 42:6; Ис 49:6; 1Пет 1:10−11; ср. Быт 12:3; Исх 19:6; Ис 49:22; Ис 53:11; Ис 60:3−5; Иер 31:31, 33).

14:26 Богу… слава Благая весть открылась по воле Отца, и только Он достоин хвалы и поклонения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.