Евреям 3 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Учебной Библии МакАртура

Перевод Десницкого

1 Итак, святые братья, причастные небесному призыву, размышляйте об Иисусе как о посланнике и первосвященнике — кем мы Его и признаем.
2 Он был верен Создателю Своему, как Моисей «во всем доме Его»*.
3 И насколько архитектор почитается больше созданного им дома, настолько и Он удостоился славы большей, чем Моисей.
4 Ведь всякий дом кем-то построен, и всё устроено Богом.
5 Моисей как служитель был «верен во всем доме Его», свидетельствуя о том, что еще предстояло сказать.
6 А Христос как Сын правит Божьим домом, и дом Его — мы сами, если, конечно, не теряем уверенности и той надежды, которой можем похвалиться.
7 А потому, как говорит Дух Святой,
«Сегодня, если услышите голос Его,
8 не ожесточайте сердец ваших, не противьтесь,
как было в день искушения в пустыне!
9 Искушали Меня отцы ваши,
проверяли, наблюдали, что Я творю,
10 сорок лет —
за то прогневался Я на это поколение и сказал:
“Вечно блуждают их сердца,
не познали они путей Моих”.
11 И поклялся Я тогда во гневе:
не войти им в страну Моего покоя!»*
12 Смотрите, братья, чтобы у кого из вас сердце не оказалось лукавым и неверным — такое уведет вас от Бога Живого.
13 Так что каждый день ободряйте друг друга, пока длится нынешний срок*, чтобы никто из вас не был обманут грехом и не ожесточился.
14 Мы ведь теперь причастны Христу, если только твердо сохраним до конца то, что приобрели изначально.
15 Как и сказано: «Сегодня, если услышите голос Его, не ожесточайте сердец ваших, не противьтесь».
16 Из тех, кто слышал, некоторые воспротивились — но не все, кто вышел с Моисеем из Египта.
17 На кого же тогда гневался Бог сорок лет? Конечно, на тех, кто согрешил — и трупы их пали в пустыне.
18 И о ком поклялся, что не войти им в страну покоя? Конечно, о тех, кто был непокорен.
19 Итак, мы видим, что не позволила им туда войти именно их неверность.

Учебной Библии МакАртура

3:1−6 Этот раздел говорит о превосходстве Христа над почитаемым иудеями Моисеем. Господь говорил с Моисеем «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33:11) и дал ему закон (Неем 9:13−14). Соблюдение заповедей и обрядов закона было наиважнейшим делом для евреев, поэтому для них Моисей и закон стали синонимами. И в Ветхом, и в Новом Заветах говорится о заповедях Бога как о «законе Моисеевом» (Нав 8:31; 3Цар 2:3; Лк 2:22; Деян 13:39). Но, несмотря на все величие Моисея, Иисус был гораздо выше его.

3:1 братия святые Это обращение употребляется лишь здесь и в 1Фес 5:27, где в некоторых рукописях слово «святые» опущено. Автор обращается к верующим, которые имеют «небесное звание» (ср. Флп 3:14). Далее они описываются как стремящиеся к «небесному» (11:16) и как приступившие к «небесному Иерусалиму» (12:22). Они святы в том смысле, что они отделяются Богом и отождествляются с небесным измерением. Они скорее граждане небес, чем земли.
звании Это относится, как и во всех новозаветных посланиях, к отвеченному призыву на спасение во Христе (ср. Рим 8:30; 1Кор 7:21).
уразумейте Автор призывает читателей быть предельно внимательными и глубоко продумать вопрос превосходства Иисуса Христа.
Посланника и Первосвященника «Посланник» (то же, что греческое «апостол») — «посланный», наделенный всеми правами, силой и властью того, кто его посылает. Иисус был послан на землю Отцом (ср. Ин 3:17, 34; Ин 5:36−38; Ин 8:42). Вопрос о первосвященничестве Христа, поднятый в 2:17−18, вновь упоминается здесь и будет снова рассматриваться подробно в 4:14 — 10:18. Тем временем, автор доказывает превосходство Христа над Моисеем (ст. 1−6), Иисусом Навином (4:8) и над всеми национальными героями и ветхозаветными пророками, которых евреи очень чтили. Иисус Сам говорил о Своем превосходстве над Моисеем в том же контексте, где Он говорил, что был послан Отцом (Ин 5:36−38, 45−47; ср. Лк 16:29−31). Моисей был послан Богом вывести Свой народ из реального Египта и его рабства (Исх 3:10). Иисус был послан Богом вывести Свой народ из духовного Египта и его рабства (2:15).
исповедания нашего Христос в

центре нашего исповедания веры в Евангелие как тайно, так и перед людьми. Этот термин вновь используется в 4:14 и 10:23 (ср. 2Кор 9:13; 1Тим 6:12). Во всех трех случаях, когда он используется в Послании к Евреям, он используется со значением «срочно». Конечно, читатели бы не отвергли Христа, Которого они исповедовали, и не отказались бы от того, что Он сделал для них, если бы они могли понять превосходство Его Личности и совершенного Им дела.

3:2 доме Это относится скорее к семье, людям, чем к зданию или помещению (ср. ст. 6; 1Тим 3:15). Те, кто являлся управителями дома, прежде всего должны были быть верными (1Кор 4:2). И Моисей (Чис 12:7), и Христос (2:17) верно исполнили данное им Богом предназначение позаботиться о народе Божьем.

3:3−4 кто устроил его Моисей лишь входил в Божью семью верных, в то время как Иисус был создателем этой семьи (ср. 2Цар 7:13; Зах 6:12−13; Еф 2:19−22; 1Пет 2:4−5), и поэтому Он выше Моисея и равноправен с Богом.

3:5−6 служитель... Сын Слово «служитель» подразумевает не служение раба, но почетный пост, занимаемый по доброй воле (ср. Исх 14:31; Нав 1:2). Но даже будучи самым главным служителем, Моисей никогда бы не смог стать Сыном. Это положение принадлежит только Христу (ср. Ин 8:35).

3:5 надлежало возвестить Моисей был верным прежде всего в качестве свидетеля о Том, Кто должен был прийти как Христос (ср. 11:24−27; см. пояснение к Ин 5:46).

3:6 дом же Его — мы См. пояснения к ст. 2; Еф 2:22; 1Тим 3:15; 1Пет 2:5; 1Пет 4:17.
если только… твердо сохраним Ср. ст. 14. Здесь речь идет не о том, как спастись или сохранить спасение (ср. 1Кор 15:2). Это скорее означает, что постоянство в вере — знак настоящей веры. Тот, кто вновь возвращается к ритуалам левитского священства, для того чтобы заслужить спасение, доказывает, что на самом деле он никогда не был частью Божьего дома (см. пояснение к 1Ин 2:19). Тот, кто пребывает во Христе, подтверждает истинность своего членства в этой семье (ср. Мф 10:22; Лк 8:15; Ин 8:31; Ин 15:4−6). Божье обетование вскоре совершит это (1Фес 5:24; Иуд 1:24−25). См. пояснение к Мф 24:13.
упование См. дальнейшие объяснения автором этого упования в 6:18, 19. Это упование зиждется в Самом Христе, Чье дело искупления дало нам спасение (Рим 5:1−2; см. пояснение к 1Пет 1:3).

3:7−11 Автор цитирует Пс 94:7−11 в качестве слов их настоящего Автора, Духа Святого (ср. 4:7; 9:8; 10:15). Это описывает блуждание израильтян по пустыне после их исхода их Египта. Несмотря на Божьи чудеса и Его милостивую, всем обеспечивающую им верность, люди все равно не смогли посвятить себя Богу в вере (ср. Исх 17; Чис 14:22−23; Пс 77:40−53). Автор Послания к Евреям толкует ветхозаветный фрагмент Писания с трех сторон:
1) стойте на страже против неверия (ст. 12−19);
2) смотрите, чтобы не отпасть (4:1−10) и
3) постарайтесь войти (4:11−13).
Поднятые им темы включают скоротечность времени, послушание (включая веру), терпение и покой.

3:7 ныне Речь идет о настоящем времени, пока слова Бога еще свежи в разуме. Важно торопиться и сразу же отвечать на глас Божий. Эта срочность отражена повторением слова «ныне» из Пс 94:7 еще 3 раза (ст. 13, 15; 4:7) и является темой, которую раскрывает автор (ср. 2Кор 6:2).

3:11 покой Мой Земной покой, который Бог обещал дать — это жизнь в земле Ханаанской, которую Израиль должен был получить в наследство (Втор 12:9−10; Нав 21:44; 3Цар 8:56). Из-за восстания против Бога всему поколению сынов израильских было запрещено войти в этот покой в земле обетованной (ср. Втор 28:65; Плач 1:3). Этот пример можно применить и для описания духовного покоя человека в Боге, чему есть пример в Ветхом Завете (ср. Пс 114:7; Ис 28:12). При спасении всякий верующий входит в настоящий покой, в сферу духовного обетования, более не пытаясь своими усилиями достичь праведности, угодной Богу. Бог хотел, чтобы поколение покинувших Египет имело покой в обоих сферах.

3:12 братия Это обращение к тем, кто потенциально обладал теми же качествами, что и поколение умерших в пустыне, так и не увидевших обетованную землю. Это были неверующие еврейские братья, которые были вместе со «святыми братьями» (ст. 1). Их убеждали уверовать и спастись, пока не поздно. См. во Введении: Проблемы толкования.
сердца лукавого Все люди рождаются с таким сердцем (Иер 17:9). В случае с евреями, которым было адресовано послание, зло проявилось в неверии в благую весть, которое отвернуло их от Бога.

3:13 наставляйте друг друга каждый день В этом наставлении имеются в виду как личное право, так и групповая обязанность. Как только наступали трудные времена и приходило искушение вернуться к несовершенной системе жертвоприношений, они должны были поддерживать друг друга, чтобы отождествлять себя с Иисусом Христом целиком и полностью.
ожесточился Постоянное отвержение благой вести об Иисусе ведет к постепенному ожесточению сердца, и, в конце концов, приведет к яростному противостоянию Евангелию. Ср. 6:4−6; 10:26−29; Деян 19:9.
обольстившись Грех лжет и обманывает, используя всевозможные уловки и способы (ср. Рим 7:11; 2Фес 2:10; Иак 1:14−16). Евреи обманывали себя, убеждая, что отрицание Иисуса Христа было показателем верности старой системе поклонения. Их нежелание оставить систему жертвоприношений на самом деле было отрицанием живого Слова (4:12), «живого Бога» (ст. 12), Который через Христа открыл «новый и живой путь» (10:20). Избрание пути неверия ведет лишь к смерти (ст. 17; 10:26−29; ср. 2:14−15; Иуд 1:5).

3:14 Наставление, подобно стиху 6, повторяет тему твердости.

3:15−19 Приводится цитата из Пс 94:7−8 (ср. ст. 7). За цитатой следует пример с акцентом на «сегодня» и с подчеркиванием скоротечности событий. За примером идет разъяснение с акцентом на слове «ропот» (ст. 15−16), представляющее тему послушания посредством его антитезы — непослушания. Для разъяснения слова «ропот» используется 4 различных слова: «возроптали» (ст. 16), «согрешивших» (ст. 17), «непокорных» (ст. 18) и «неверие» (ст. 19). Этим начинается следующий (см. пояснения к ст. 7−11) комментарий автора на Пс 94:7−11, который заканчивается очевидным выводом, что израильтяне, умершие в пустыне, стали жертвами своего же неверия (ст. 19).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.