внимайте, все жители этой земли!
Бывало ли такое во дни ваши
или во дни отцов ваших?
ваши дети пусть поведают вашим внукам,
ваши внуки — следующим поколениям:
что оставила саранча — доели ее детеныши,
что оставила молодая саранча — доела взрослая*.
все, кто любит вино, рыдайте —
виноградного сока вам не досталось.
могучий, неисчислимый,
зубы у него, как у льва,
клыки у него, как у львицы*.
смоковницу Мою* ободрал,
донага ее обнажил и бросил,
ветви ее побелели.
рыдает о юном женихе.
хлебные приношения и возлияния,
в трауре священники, служители Господа.
истреблен хлеб, засох виноград, увяла маслина.
о пшенице и ячмене: погиб на поле урожай!
и гранат, и пальма, и яблоня,
и все садовые деревья засохли —
так иссякла и радость у сынов человеческих.
рыдайте, служители алтаря,
в рубищах проводите ночи, служители Бога:
прекратились в доме Божьем
хлебные приношения и возлияния.
созовите собрание,
соберите старцев, всех жителей страны*
в Дом Господа, вашего Бога
и взывайте ко Господу.
Близок День Господень,
как нашествие, он от Крепкого придет!
а в доме Божьем иссякли
радость и ликование.
опустошены амбары,
развалились житницы,
потому хлеба исчез.
Разбрелись стада коров,
ибо не стало пастбищ для них,
заброшены* даже овцы и козы.
Огонь пожрал пастбища в степи,
садовые деревья опалил жар*.
потому что пересохли потоки вод
и огонь пожрал пастбища в степи.
I. НАШЕСТВИЕ САРАНЧИ (Гл. 1)
А. Беспрецедентное бедствие (1:1−4)
1:1−4 Под нашествием саранчи Иоиль, сын Вафуила, подразумевает вторжение врагов в Иудею с севера. Это пророчество частично исполнилось во время вавилонских завоеваний, но относится также и к будущему захватчику: царю Севера (Ассирии).
Нашествие саранчи оказалось таким опустошительным, что даже старожилы не помнили такого во дни их. Бедствие проходило в четыре этапа, которые соответствуют четырем стадиям развития саранчи (жующая, роящаяся, ползающая и пожирающая). Возможно, это — символическое указание на четыре мировые империи, господствовавшие над избранным народом: Вавилон, Персия, Греция и Рим
Б. Пострадавшие от этого бедствия:
1. пьяницы (1:5−7)
2. священники (1:8−10, 13−16)
3. земледельцы (1:11−12, 17−18)
4. пророк Иоиль (1:19−20)
Пророк призывает к покаянию весь народ — от пьяниц до земледельцев (ст. 11−12, 17−18) и священников (ст. 8−10, 13−16).
Саранча настолько опустошила землю, что не с чем было даже предстать пред Господом для жертвоприношений и возлияний (ст. 8−10).
Пророк усматривал в этом бедствии день Господень, который близок — как опустошение от Всемогущего придет он (ст. 15). Выражение «день Господень» означает вмешательство Бога в ход истории для суда и уничтожения зла, когда Он усмиряет бунтовщиков и торжествует во славе. В эсхатологическом смысле «День Господень» включает Великую Скорбь, Второе Пришествие, Тысячелетнее Царство и гибель в огне старого неба и земли.
Обращаясь к Богу от лица народа, Иоиль умоляет Его о милости, так как огонь пожрал злачные пастбища и все деревья. Даже животные на поле взывают к Нему, потому что иссохли потоки вод.