пророчество Господа, —
птицам небесным и рыбам морским,
искушениям вместе со злодеями* —
смету с лица земли род людской! —
пророчество Господа!
над жителями Иерусалима,
прочь смету, что осталось от ваалов,
не оставлю и имени жрецов со священниками,
воинству небесному,
кто покланяется и Господом клянется,
клянется своим царем*,
искать Его не желает,
следовать Ему не хочет.
Близок Господень День:
жертву Он назначил,
освятил приглашенных.
не пройду Я мимо князей,
мимо сынов царских,
всех, кто в чужие одежды рядится;
мимо всех, кто попирает порог,
наполняя Храм насилием и обманом.
пророчество Господа! —
громкий вопль у Рыбных ворот,
рыдание в Новом городе,
разорение на холмах!
сгинет торговый люд,
исчезнут те, кто взвешивал серебро!
со светильниками, не пройду мимо тех,
кто жиреет на собственных отбросах*,
говоря в сердце своем:
«Не сотворит Господь ни доброго, ни худого».
добычей для чужого грабежа:
построят дома, а жить в них не будут,
насадят виноградники, а вина не выпьют.
близок он, спешит, не медлит!
Горек слух о Дне Господнем*,
это крик богатыря в час битвы!
день скорби и печали,
день пагубы и гибели,
день тьмы и мрака,
день черной тучи;
битвы против крепостей могучих,
против башен высоких!
побредут они, как слепые,
потому что против Господа согрешили.
Польется кровь их, как грязь,
выпустят кишки им, как отбросы.
в День гнева Господня;
огонь ревности Его
всю землю опалит,
и постигнет страшный конец
всех, кто обитает на земле.
I. БОГ ПОСТАНОВИЛ СВЕРШИТЬ СВОЙ СУД (Гл. 1)
А. Над всей землей (1:1−3)
Библейские пророки часто в начале книги указывали имя своего отца (иногда и деда), потому что евреи в немалой степени были «ориентированы на родословные» — как сказали бы мы сегодня. Но Софония, сын Хусия, превзошел всех, прослеживая свою родословную до четвертого поколения — для того, без сомнения, чтобы мы знали о его царском происхождении. Он был правнуком царя Езекии.
Эта глава описывает, как уничтожение земли в целом, так и Иудеи с Иерусалимом в частности. Бог истребит все с лица земли.
Б. Над Иудеей и Иерусалимом (1:4−6)
Жители Иерусалима будут наказаны за свое идолопоклонство, за поклонение Ваалу, звездам (воинству небесному) и Милхому, божеству аммонитян.
В. Жертвоприношение как образ дня Господнего (1:7−13)
1. Приглашенные гости — враги Иудеи (1:7)
Приготовил Господь жертвенное заклание; Иудея — жертва, а вавилоняне — приглашенные гости.
2. Жертва — грешный народ Иудеи (1:8−13)
Бог посетит Иудею за идолопоклонническую практику и одежду, а также за насилие и обман. Рыдания будут слышны в разных местах столицы — у ворот Рыбных, у других ворот и на холмах — когда захватчики устроят резню и грабеж.
Г. Ужасы дня Господня (1:14−18)
Здесь дано самое впечатляющее в Библии описание дня Господа. Это день Божьего гнева на людей (в частности на Иудею) по причине их грехов. Это день войны, скорби и бойни. На основе стихов 15 и 16 был написан известный, ставший классикой, латинский гимн, посвященный Божьему суду.
«В 1250 году Томас из Челано, взяв за основу стих 15, написал свой знаменитый гимн «Dies irae, dies illa» («Этот день — день гнева»). Это день гнева, тревоги, горя, опустошения, разорения (у еврейских слов «опустошение» и «разорение» схожее звучание — «шоах» и «умешоах» — что подчеркивает определенную монотонность процесса наказания), тьмы, мрака, облака и мглы, трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен.» Бог ревниво следит за сердечными привязанностями Своего народа. Он не потерпит «соперников».