2 Петра 1 глава

Второе соборное послание святого апостола Петра
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 Симеон Петр, раб и апостол Иисуса Христа — тем, кто принял ту же драгоценную веру, что и мы. Праведен Бог наш, как и Спаситель Иисус Христос!
2 Пусть умножатся у вас благодать и мир, всё полнее познавайте Бога и Иисуса, Господа нашего!
3 Он даровал нам Божественной силой всё, что требуется для благочестивой жизни, открыл нам Того, Кто нас призвал Своей славой и добродетелью.
4 Так мы получили от Него величайшие и драгоценные обещания, так что теперь вы можете быть причастны Божественной природе и избежать гибели — ведь именно к ней влекут этот мир его желания.
5 А теперь уж вы сами проявите усердие: к вере вашей добавьте добродетель, к добродетели познание,
6 к познанию воздержанность, к воздержанности стойкость, к стойкости благочестие,
7 к благочестию дружелюбие, а к дружелюбию — любовь.
8 Если эти качества проявляются в вас и растут, они не оставят вас без действия и без плода на пути познания Господа нашего Иисуса Христа.
9 А кому их недостает, тот близорук и просто слеп: он забыл, что прежние его грехи уже прощены.
10 Тем более постарайтесь, братья, делами подтвердить, что вы призваны и избраны — и если будете так поступать, никогда не споткнетесь,
11 и вам будет широко открыт вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Потому я постоянно буду вам об этом напоминать, хотя вы и так это знаете и твердо держитесь истины, которую приняли.
13 Я считаю правильным вам это напоминать и так ободрять вас, пока обитаю в шатре смертного тела.
14 Я ведь знаю, что очень скоро мне предстоит переселиться из этого шатра, как открыл мне и Господь наш Иисус Христос.
15 Так что постараюсь, чтобы и после моего ухода вы почаще об этом вспоминали.
16 Когда мы повествовали вам, какая сила явилась в пришествии Господа нашего Иисуса Христа, это не был пересказ чьих-то изощренных россказней — нет, мы сами стали свидетелями Его величия.
17 От Бога Отца Он принял честь и славу, ведь это о Нем произнес голос великолепный и славный: «Он — Сын Мой возлюбленный, к Нему я благоволю»*.
18 Этот голос прозвучал с небес, его слышали и мы, кто был вместе с Ним на святой горе.
19 Есть у нас самое надежное пророческое слово, и вы прекрасно делаете, что прислушиваетесь к нему. Оно как светильник, который светит в мрачной тьме, пока не разгорится день и не взойдет в ваших сердцах утренняя звезда.
20 Прежде всего знайте, что никакое пророчество нельзя истолковать самому пророку:*
21 ведь пророчество приходило не по воле человека — оно от Бога, его произносили люди по действию Духа Святого.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−2 Автор приветствует своих читателей

Как и в своем предыдущем Послании, Петр, по обычаям того времени, начинает с представления самого себя и своего титула. Далее он обозначает тех, кому адресовано его Послание, и передает им свои христианские приветствия. На это раз он добавляет напоминание о том, где можно найти истинную благодать и мир: только в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего.

Ст. 1 Симон (греч. Symeon) — прямая транслитерация евр. имени, которое встречается в Деян 15:14. Использование одновременно двух имен (как, напр., в Мф 16:16) напоминает нам о переменах, которые произвела благодать в жизни апостола. Он называет себя рабом и апостолом (в 1 Пет. только апостолом, а Иуда называет себя только рабом), тем самым подчеркивая свою ответственность за то, что, будучи рабом, он полностью выполняет миссию, возложенную на него его Господином.

Принявшим. Слово, означающее «полученное многими» и подразумевающее благодать, а не заслуги в качестве источника этого дара. Слово «вера» здесь относится к данной Богом способности отвечать на Его благодать через личное посвящение и доверие (ср.: Еф 2:8, 9). Слово, переведенное здесь как «равно драгоценную» (веру), в оригинале встречается только в этом месте Нового Завета. В современном языке оно использовалось в смысле «быть равным» по статусу правам и привилегиям гражданина. В данном случае это может соотноситься с Деян 10:34, 35 и показывать осознание Петром того факта, что замысел Бога по отношению к евреям и язычникам одинаков. Маловероятно, что послание было адресовано только христианам из язычников (см. Введение к данной статье и к 1 Пет.). В этом может быть проявлено и смирение Петра, которое напоминает нам, что хотя он и апостол, но все еще грешник и нуждается в праведности Иисуса Христа в той же мере, что и новообращенные, к которым он адресует свое письмо. Однако фраза по правде может просто относиться к абсолютной праведности Бога.

Фраза Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа относится только к Иисусу и тем самым является важным свидетельством веры ранних христиан в Божественную природу Христа (ср.: 1:11; 2:20; 3:18 и Тит 2:13). Спаситель как титул Иисуса появляется как таковой и в более поздних произведениях Нового Завета, но регулярно подчеркивался в ранних проповедях Петра (см.: Деян 4:12; 5:31). Примечательно, что если в других местах в 1 Пет. говорится о спасении (1:5, 9, 10; 2:2) и достижении спасения (3:20; 4:18), то здесь Петр сосредоточивает свое внимание на Спасителе.

Ст. 2 Благодать и мир вам да умножится. Эта фраза дословно повторяет сказанное в 1Пет 1:2 (см.: примечание в 1 Пет.). Выражение в познании подчеркивает здесь путь умножения благодати и мира в жизни верующего. В раннехристианской церкви были лжеучителя, которые возвышали знания над верой, потому их называли гностиками (от греч. gnosis, «знание»). В противовес им, ортодоксальные авторы подчеркивали, насколько важно для христианина обрести «полное знание» (epignosis, именно это использовано в оригинале), чтобы бороться с ересью. Истинное знание никогда не выступает как умозрительное — в противовес представлениям гностиков. Оно зиждется на личных взаимоотношениях с Богом и пребывании в Иисусе Христе (см.: Ин 17:3; Флп 3:10).

Ст. 3−11 Призыв к духовному возрастанию

Петр говорит, что самый лучший ответ христианина лжеучителям — возрастание не только в понимании веры, но и применении в повседневной жизни. Это также важно, потому что Бог обеспечил верующих всеми необходимыми ресурсами для такого роста, и прогресс их показывает, насколько тверды они в своей вере.

Ст. 3−4 Помощь Божественного провидения

Петр настолько увлечен этим предметом, что пишет довольно корявым греч. языком, зато чувства его вполне ясны. Духовное возрастание в христианской жизни вполне возможно, и определяется оно двумя факторами: силой Божьей и Его обетованиями. Бог призывает человека, который ответил на зов Иисуса Христа. Знающие Иисуса имеют в своем распоряжении весь необходимый арсенал средств, которые помогут им осуществить процесс освящения — постепенного уподобления характеру Иисуса. Этот источник проистекает непосредственно из обетовании Бога.

Ст. 3 Призвавшего нас славою и благостью: речь идет о Божественном характере и абсолютных нравственных стандартах, явленных в жизни и личности Иисуса, которые побудили Петра следовать Его примеру и положить их в основу своей проповеди тем, кто не видел Иисуса во плоти. Есть варианты перевода, напр.: «к Его собственной славе»; здесь подчеркивается цель, к которой мы призваны, однако это представляется менее вероятным.

Петр, возможно, думал о преображении, когда писал о славе Иисуса, и о своем собственном призвании (Лк 5:1−11), когда он говорит о Его «благочестии», но, скорее всего, он имел в виду общее влияние личности Иисуса на каждого, пришедшего к вере (ср.: Ин 1:14). То же самое слово встречается и в 1Пет 2:9, где оно переведено как «совершенства».

Ст. 4 Чрез них: это относится к славе и благочестию Христа. Соответствующий образ жизни верующего поможет ему получить обетование о приобщении к природе Самого Бога. Это учение гармонирует с Рим 6, где говорится, что благодаря заслугам Христа и через единение с Ним христианин радуется возможности сейчас и здесь вести жизнь, свободную от греха и его последствий, постоянно возрастая во Христе. Растление — процесс постоянного морального разложения, которому подвержены все смертные. Оно пришло в этот мир вследствие грехопадения (Быт 3), которое, в свою очередь, произошло в результате потворства человека своим плотским желаниям, «похотям». Эту фразу можно понимать и как указание на неизбежные последствия греха в каждом поколении. В любом случае, избежать таких последствий можно лишь уповая на Его драгоценные обетования (см. также: Ин 15:1−18 и Ин 16; и слова Петра, приводимые в 1Пет 2:9), что поможет христианину приобщиться к Нему, стать причастниками Божеского естества. (Чрез них означает их практическое применение в жизни.) Смысл этой фразы прослеживается в таких текстах, как Ин 1:12 и 1Ин 3:2, 3.

Примечание. Ст. 3 Слово Его, по-видимому, относится к Иисусу, судя по ст. 2. Даровано: в греч. здесь употреблено довольно редкое слово (оно встречается еще только в Мк 15:45), оно подчеркивает свободный дар. Для жизни: имеется в виду «жизнь с избытком» (Ин 10:10), вечная жизнь. Благочестие являет собой характер, подобный Христу, как результат такой жизни.

Ст. 5−9 Цель: стать зрелыми учениками Христа

Вследствие того что христиане имеют в своем распоряжении и силу, и обетования Божьи, Петр стремится подчеркнуть важность (прилагая к сему все старание) цели (возрастание во Христе) и раскрывает постепенные шаги веры в процессе достижения указанной цели:

  • добродетель;
  • рассудительность;
  • воздержание;
  • терпение;
  • благочестие;
  • братолюбие;
  • любовь.

Вера должна проявляться в действии (добродетель), и этот опыт углубляет наше знание (рассудительность) Бога. Знание Бога углубляет наши знания о самих себе, и мы должны контролировать себя (воздержание), что, в свою очередь, помогает выработать терпение. Терпение развивается в достижении важной цели: благочестия (4). Такие отношения с Богом способствуют открытости перед своими собратьями-христианами (братолюбие), что, в свою очередь, приводит к безграничной любви, которая представляется краеугольным камнем всего строения (ср.: Кол 3:14). Христиане, таким образом, должны выбирать одну из двух, несовместимых друг с другом позиций. С одной стороны, мы можем стремиться развивать в себе эти черты по мере духовного возрастания и тем самым углублять свои отношения с Господом, что ведет к плодотворной христианской жизни. С другой стороны, мы можем игнорировать эти возможности, но это недальновидная позиция, т. е. близорукая и даже слепая, лишенная перспектив грядущего спасения.

Примечания. Ст. 5 Прилагая. Глагол, от которого происходит это деепричастие, подразумевает щедрое даяние и в классический период использовался для описания щедрых пожертвований богатых горожан, которые финансировали театральную постановку или оснащение корабля в составе военно-морского флота государства, гражданами которого они имели честь быть. Приобщение к жизни Бога означает процесс, который ведет к воспитанию характера, наиболее точно и полно отражающего Его характер. Добродетель может указывать на процесс уподобления характеру Бога, который подразумевается в ст. 3. Связь между образом жизни христианина и процессом познания (рассудительность) снова отмечается в ст. 8 (см.: Ин 7:17; Кол 1:10).

Ст. 6 Упорство (терпение) состоит в способности твердо стремиться к цели, невзирая ни на какие препятствия на пути к ее достижению, в том числе преследования (ср.: использование того же корня в Евр 12:1−3).

Ст. 7 Братолюбие. Оно подчеркивается как свойство характера, обретенное в результате духовного возрождения (1Пет 1:22; 3:8), и требование Иисуса (Ин 13:34, 35).

Ст. 9 Близорук (слеп). В оригинале здесь своеобразная метафора: «близорукий и слепой». Вероятно, Петр стремился подчеркнуть, что такие люди близоруки, поскольку не могут устремить свой взор в даль прошлого и не помнят грехов, от которых были избавлены. Одновременно они и «слепы» к духовным приобретениям, источник которых — во Христе.

Ст. 10−11 Конечная цель: полное и окончательное спасение

Далее Петр побуждает своих братьев-христиан продемонстрировать реальность своего приобщения к Богу (путем избрания и следования по пути, описанному выше). На этом пути они смогут избежать никчемности этой жизни и найдут горячий прием в вечном царстве Господа (см.: Мф 25:21−23). Петр здесь учит не о том, что наше спасение можно заработать добрыми делами, не о том, что мы можем лишиться права на отношения с Христом, если однажды искренне откликнулись на его призыв и приняли Его. Скорее он напоминает нам, что воспитание истинно христианского характера представляется единственным свидетельством (для нас самих, так же как и для других) обретения статуса христианина, даже при том, что временами мы серьезно согрешаем. Это согласуется с учением Иисуса (Мф 7:16−21), Иакова (Иак 3:2). Иоанна (1Ин 1:7−10; 3:10) и Павла (Гал 5:16−25).

Примечания. Ст. 10 Более и более старайтесь: эта фраза абсолютно созвучна фразе в ст. 5: прилагая все старание и, вероятно, намеренно подчеркнута здесь. Старайтесь сделать твердым ваше звание и избрание: эта мысль красной нитью проходит через все 1 Пет. (см.: 1Пет 1:2, 17; ср.: Флп 2:12, 13). Петр также подчеркивает мысль о том, что принявшим драгоценную веру (1:1) надлежит осуществлять эффективное и продуктивное служение Христу. Далее он намекает, что можно даже «преткнуться», отпасть от благодати (в Иуд. слово «падение» используется в том же смысле). Здесь не идет речь о согрешении (как в Иак 3:2), а потому это не дань перфекционизму (учению о совершенстве).

Ст. 11 Отбросив всякие мрачные перспективы, христианин должен устремлять свой взор в вечное Царство Господа нашего, царство Христа. Последняя фраза может отражать вступление в это царство по возвращении на Землю Иисуса Христа. Откроется вам свободный вход: в оригинале в этой фразе глагол созвучен с таковым в ст. 5 (см. примечание выше). Изобильный дар Божественной благодати побуждает верующих жить щедрой и благодатной жизнью для Него.

Ст. 1:12 — 2:22 Что лежит в основе этих истин?

Петр подробно объясняет, почему он счел необходимым написать об этом с таких позиций. Верующим нужно непрестанно напоминать о важности духовного роста. Петр знает, что ему осталось жить немного, и как очевидец многих событий стремится подчеркнуть, что вера, которую мы разделяем, зиждется на исторических фактах. Более того, эти события из жизни Иисуса были исполнением пророческих провозвестий. Упоминание о них вызвало у него потребность предостерегать против лжепророков, которые появляются в христианской церкви, как это было и в ветхозаветную эпоху среди народа Божьего. Опасность таких ложных учений и ошибочность их пути далее раскрывается во всей полноте.

Ст. 12−15 Личный призыв Петра

Петр осознавал ответственность, возложенную на него, — побуждать своих друзей возрастать духовно. Здесь он усиленно подчеркивает свое увещевание им: не забывать об этом и после его смерти. Хотя христиане и знают истину, задача проповедника и учителя непрестанно утверждать ее перед ними.

Примечания. Ст. 12 Утверждены: в оригинале тот же глагол, что и в 1Пет 5:10 («утвердит»).

Ст. 13 В телесной храмине. Эта метафора призвана подчеркнуть преходящий характер нашей земной жизни (ср.: 2Кор 5:1−8).

Ст. 14 Оставить: это слово созвучно понятию «снять одежды», оно снова отсылает нас во 2Кор 5:1−8. Зная: может ассоциироваться с Ин 21:18, 19 или с более поздним откровением.

Ст. 15 Отшествия: греч. слово exodos, которое в Лк 9:31 относится к грядущей смерти Иисуса и переведено там как «исход». Петр использует его здесь, возможно, вспоминая об опыте преображения. Смерть есть исход, выход из этого способа существования, дающая верующим «свободный вход» (11) в вечное Царство Христа. Всегда приводили это на память: эта фраза может относиться либо к данному посланию, либо к желанию Петра передать Марку информацию, на основании которой он впоследствии написал свое Евангелие.

Ст. 16−18 Вера зиждется на фактах

Уверенность Петра в своем будущем и побудительные мотивы его призыва к духовному возрастанию своих читателей основываются на его личном опыте восприятия силы и личного присутствия рядом с Господом Иисусом, а не на разнообразных преданиях и человеческих выдумках. Иисус был явлен во времени и пространстве, и Петр мог засвидетельствовать лично, что он слышал голос Бога при преображении Иисуса.

Примечания. Ст. 16 Хитросплетенным басням (в греч. «мифам»): служит отражением использования богословских приемов в арсенале лжеучителей (см.: 1Тим 4:7; 2Тим 4:4; Тит 1:14). Силу и пришествие: эти слова могут относиться к жизни Иисуса на Земле. Поскольку слово «пришествие» используется в Новом Завете по отношению к пришествию Иисуса (ср.: 3:12; Мф 24:3, 27; 1Фес 3:13), некоторые богословы полагают, что данная фраза должна звучать как «пришествие в силе» (ср.: Мк 13:26; 14:62). Но «сила» может относиться к преображению, а «пришествие» к Его возвращению на Землю (в Мк 9:1−13 аналогичная последовательность мысли). Конечно, преображение предполагает раскрытие всей полноты Божественной славы Христа при Его пришествии. Аналогичные заявления о свидетельстве очевидца приводятся в 1Пет 5:1; Лк 1:2; Ин 1:14; 1Ин 1:1−3. Величия. Это слово используется в Новом Завете только для описания Божественной славы (Лк 9:43; Деян 19:27).

Ст. 17 О голосе с небес, который раздался при крещении Иисуса и Его преображении (Мк 1:11; 9:7), возвестили ветхозаветные пророчества (см.: Пс 2:7: во время воцарения Сына Божьего и Ис 42:1 — тексты о Страдающем Рабе). Петр опускает последнее предложение с воззванием ко всем слушать Иисуса Христа.

Ст. 18 На святой горе. Святая гора здесь вызывает в памяти величественную сцену Божественного откровения (как в Исх 3:5; 19:23). Эта лексика не относится к преданиям, которые возникли в более поздние эпохи.

Ст. 19−21 Эти события подтверждают слова пророков

События, о которых пишет Петр, рассматривались апостолами как знаменательное исполнение ветхозаветных пророчеств (напр.: Мф 1:22; 2:5, 6). Иисус Сам указывал на них (Лк 22:37; 24:26−27; 44; Ин 5:39), и Петр подчеркивал это в своих проповедях (напр.: Деян 2:25−36; 3:22−24). При таком многочисленном исполнении пророчеств во время Первого пришествия Христа, христиане должны уделять особое внимание тем из них, которые еще ждут своего исполнения при Его Втором пришествии. Это особенно важно, поскольку эти пророчества никоим образом не связаны с человеческими измышлениями (как басни, или мифы, о которых говорится в ст. 16), но с Божественным откровением через Его Святого Духа.

Ст. 19 Слово вернейшее истолковывается по-разному. Одни рассматривают его с той точки зрения, что пророческое слово более определенное, чем голос с небес. Другие воспринимают его, как и выше, в том смысле, что исполнение пророчеств во время Первого пришествия позволяет легче поверить в те события, которые должны совершиться при Втором пришествии. Светильник — слово, которое вызывает в памяти картину Писаний (Пс 118:105, 130), тогда как «темное место» однозначно ассоциируется с этим миром, лишенным света (Ин 8:12). День относится ко дню пришествия Христа (3:10; Рим 13:12). Утренняя звезда (греч. phosphoros) — звезда, которая появляется на рассвете, и в древности под ней понималась планета Венера. Она также служила символом Иисуса (Чис 24:17; Лк 1:78; Откр 22:16; ср.: Мал 4:2). В сердцах ваших — трудная для толкования фраза в свете того, что пришествие Христа будет буквальным и видимым. Вероятно, речь идет о том, что пришествие Христа принесет свет и радость в сердца Его последователей. Возможно, хотя менее вероятно, что эта фраза связана с последующим предложением: зная прежде всего... а потому вы должны понять (в сердцах ваших).

Ст. 20, 21 Эти два стиха имеют важное значение для понимания того, как пришло к нам Священное Писание. Хотя Бог использовал людей самого разного положения в обществе, разных интересов и характеров (см., напр.: Иер 1:6, 7; Ам 7:14, 15; Лк 1:1−4) для передачи Своего слова, Он вдохновлял их, когда они говорили и писали нам (см., напр.: Иер 1:7; Ам 7:14−16; Мк 12:36).

Фраза зная прежде всего снова повторяется в 3:3 (в русской синодальной Библии: «прежде всего знайте»). Пророчества в Писании контрастируют с ложными пророчествами, которые подразумеваются в 2:1. Разрешение — это слово в качестве существительного в этом смысле (т. е. интерпретации, истолкования) больше нигде в Новом Завете не встречается, тогда как глагольная форма используется в Мк 4:34 (в русской синодальной Библии — «изъяснять») при истолковании притчей. Это утверждение иногда приводится в качестве довода, подтверждающего, что пророчество может быть истолковано отдельным человеком, только если он находится под водительством Святого Духа (некоторые говорят о церкви, имеющей Духа), Который вдохновлял и писателей. Но это требует несвойственного данному глаголу («произносить») значения, а потому естественнее относить это к происхождению, а не истолкованию Писаний. Это подтверждает перевод NIV: никогда пророчество в Писаниях не исходило из собственного истолкования пророками событий прошлого, настоящего или будущего. Будучи движимы: образный речевой оборот, описывающий действие Святого Духа как корабля, носимого ветром по воле волн.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.