1 Коринфянам 9 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 Разве я не свободен? Разве я не апостол? Не видел ли я Иисуса, Господа нашего? И вы — не мой ли труд ради Господа?
2 Если для других я и не апостол, то уж для вас — точно он, а вы — доказательство моего апостольства перед Господом.
3 И вот что я скажу в ответ своим обвинителям:
4 разве у нас нет права получать пропитание за свой труд?
5 Разве нет у нас права приводить с собой жену, сестру по вере, как другие апостолы, как братья Господни и как Кифа?*
6 Или только мы с Варнавой* лишены права не работать?
7 Но какой же воин выступает в поход за свой счет? Кто, насадив виноградник, не попробует его плодов? Кто, пася стадо, не питается молоком от этого стада?
8 Говорю это не просто по человеческому рассуждению, именно так утверждает и закон.
9 В Моисеевом законе написано: «не надевай намордника волу, когда он молотит».* Неужели Бог заботится о волах?
10 Не о нас ли скорее это сказано? Конечно, это написано о нас, ведь надежда на прибыль должна быть и у того, кто пашет, и у того, кто обмолачивает урожай.
11 Мы сеяли среди вас духовные семена — великое ли дело получить за это долю материального урожая?
12 Если другие обладают у вас правами, то мы — тем более. Но мы этими правами не пользовались и сами переносили все трудности, чтобы не ставить преград Евангелию Христову.
13 Разве не знаете, что служители храма питаются тем, что принесено в храм, и те, кто служит при жертвеннике, получают часть приносимых жертв?
14 Так Господь определил, чтобы те, кто возвещает Евангелие, тоже получали пропитание за Евангелие.
15 Но я этим правом не пользовался, и теперь пишу вам не чтобы потребовать чего-то для себя — нет, я скорее умру! Вот та похвала, которой меня никто не лишит.
16 Что я проповедую Евангелие, в этом для меня похвалы нет, это надлежащий мой долг, и горе мне, если бы не проповедовал.
17 Если бы я делал это по своей воле, была бы мне награда, а если не по своей — я лишь исполняю служение.
18 За что же мне тогда награда? За то, что я проповедую Евангелие безвозмездно и не пользуюсь правами, которые мне дает евангельская проповедь*.
19 Я свободен по отношению ко всем людям, но сам сделал себя рабом для всех, чтобы привлечь как можно больше людей.
20 Для иудеев я был как иудей, чтобы привлечь иудеев; для исполняющих Моисеев закон, хотя сам я ему не подвластен, я был как исполняющий закон, чтобы привлечь тех, кто ему подвластен.
21 Хотя Божий закон мне не чужд и я следую Христову закону, но для язычников, у которых нет Моисеева закона, я был как один из них, чтобы привлечь тех, у кого нет закона.
22 Для слабых я был слаб, чтобы приобрести привлечь слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно.
23 Всё я делаю ради Евангелия, чтобы и мне быть ему причастным.
24 Разве не знаете, что на соревнованиях все бегуны участвуют в забеге, но лишь один получает награду?
25 Всякий, кто вышел на состязание, напрягает все силы. Только атлеты получают венок, который увянет, а мы — неувядаемый.
26 Потому и я бегу не бесцельно, выхожу на поединок не для того, чтобы колотить руками воздух.
27 Я закаляю и подчиняю свое тело, чтобы, принося весть другим, сам не оказался бы никчемным.

Новый Библейский Комментарий

9:1−14 Права и служение

Павел продолжает рассуждать об истинности своего служения (ср.: 2:1, 3). Это дает ему возможность защитить это служение перед теми, кто судит о нем, ссылаясь на то, что Павел не заявил о своих правах апостола (9:3). Свои доводы он преподносит в форме вопросов, которые требуют положительного ответа.

Результаты его апостольского служения в Коринфе очевидны, даже при том, что некоторые теперь спрашивают, должен ли он вернуться сюда и провести определенное время в служении (ср.: 16:12). Он — апостол, т. е. тот, кто видел Господа (ср.: Деян 9:17). Само существование коринфской церкви — неоспоримое свидетельство Божественного признания его служения, т. е. апостольства... в Господе (2).

Ст. 3 Поскольку его служение подверглось придирчивой критике со стороны оппонентов, Павел становится на защиту своего апостольства, о котором заявил в ст. 1, 2, детально рассматривая его с помощью наводящих вопросов.

Его действия были направлены исключительно на распространение Евангелия. Павел был, несомненно, свободным апостолом. Тот, кто посвящает свою жизнь возвещению и восприятию Благой вести, обретает наивысшую свободу, когда видит, как ее могучая сила делает других свободными.

Ст. 4 Павел говорит о естественных правах апостола поддерживать свое физическое состояние (есть и пить);

Ст. 5 жениться (заметьте, на христианке) и путешествовать в сопровождении жены (принцип, который был отвергнут некоторыми выдающимися миссионерами последнего столетия; ср.: 7:3−5). Так поступали жены других апостолов и братьев Господа (последние вначале были настроены скептически, Мк 3:31; Ин 7:2, 3, но позднее стали верующими [Деян 1:14) и важными свидетелями Иисуса). 6 Павел говорит также о праве на всецелую материальную поддержку, он выражает это в форме вопроса: Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

Эти права столь же очевидны, как и право солдата на содержание, право хозяина виноградника на урожай и пастуха — на получение молока от стада.

Ст. 8, 9 Права, упомянутые в ст. 7, отражают не просто обычные гражданские права, но удостоверяются и в Ветхом Завете, о чем записано во Втор 25:4, где говорится, что нельзя заграждать «рта волу, когда он молотит». Еврейские комментаторы трактовали вола как представителя всех трудящихся, будь то человек или животное, и, тем самым, закон был в пользу человека. Закон написан для нас, он подтверждает право тружеников на урожай. Они работали, ожидая получить плоды своих трудов.

Ст. 11 Сеющий духовное (в данном случае Павел в Коринфе; ср.: 3:6) тоже имел право пожинать плоды своей работы.

Ст. 12 Однако Павел не претендовал на вознаграждение. Напротив, он, не жалея сил, трудился день и ночь (ср.: Деян 20:35), дабы устранить любые препятствия на пути распространения Благой вести. Это второй принцип Павла, о котором апостол говорит, продолжая сказанное в 8:13 и расширяя сферу своей деятельности в служении нехристианам.

Хотя ораторы, посещавшие города, высокопарно возвещали о преимуществе гражданских прав и силе образования (ср.: коммент. к 2:1−5), их слушатели прекрасно понимали, что в результате они должны собрать для них как можно больше денег. Слушателей волновало лишь одно — насколько умело оратор может продемонстрировать свое красноречие, и они мало задумывались над содержанием речи, которую часто прерывали вопросами. В отличие от этих ораторов, для Павла самым важным было содержание, желание передать своим слушателям Благую весть. Поэтому он стремился избавиться от любого отождествления себя с этими краснобаями, чтобы сосредоточить внимание слушателей исключительно на своей уникальной вести.

Ст. 13 Обсудив обычные гражданские права, которые Павел отверг из опасения быть неверно понятым, он обращается к ветхозаветным установлениям о поддержании священников и к повелению Господа (в 14) о том, что проповедники должны жить за счет благовествования (ср.: Мф 10:10). Именно это распоряжение Господа не было принято во внимание, поскольку Павел видел, что в атмосфере, которая отличалась от иудейской, любое предъявление своих прав могло бы воздвигнуть барьер между ним и теми самыми людьми, к которым было обращено его Евангелие.

9:15−23 Добровольное возвещение Евангелия Павлом

Ст. 15 Обсуждение денежного вопроса в обществе могло создать впечатление, что Павел просит денег для себя, поэтому он объясняет, что речь об этом не идет, более того, для него лучше умереть, чем востребовать деньги за возвещение Евангелия.

Ст. 16 Далее он спешит разъяснить, что для него благовестие — это священная обязанность, исполнение поручения Господа (см.: 2Кор 5:14), и даже предвещает себе горе в случае неудачи своей миссии.

Ст. 17 Если он по доброй воле проповедует Благую весть, то достоин награды, если же делает это по долженствованию, то просто играет роль предназначенного ему служения (ср.: 4:1).

Ст. 18 Какая же награда ждет Павла за желание возвещать Евангелие? Удовлетворенность тем, что он делает это безвозмездно. В обществе, где личные достижения (даже для пользы общества) всегда воспринимались как побудительный мотив к действию, «достижения» Павла состояли в том, что он безвозмездно проповедовал своим слушателям уникальность Евангелия и благодать Бога. Действия апостола демонстрировали характер его вести, не заостряя внимания на его правах.

Ст. 19 Пользующиеся услугами светских учителей чувствовали себя «обязанными» им, особенно если это были частные учителя в чьем-то доме. Даже при том, что некоторая часть работы была произведена Павлом в условиях домашних церквей, он свидетельствует о себе как о свободном служителе. Однако своей свободой (ср.: 9:1, его вводный вопрос), которой он, несомненно, наделен, апостол не пользуется. Как и его Господь (Флп 2:7, 8), он избрал для себя быть слугой для всех, кого он может завоевать для Христа. Деятельность Павла являет собой пример служения по возможности всем слоям общества, независимо от их конфессиональной принадлежности и без подчинения каким-то особым условиям служения евангелиста. Его умение найти верный тон в благовестовании хорошо видно на примере его общения с иудеями, хотя он и не находится под законом (20); благовествуя язычникам, он учитывал соответствующие культурные особенности в своей миссионерской деятельности как в процессе проповеди (ср.: Деян 17:22−31), так и в евангельских контактах (21; см.: 10:30); он также принимал во внимание их предрассудки и склонность к суеверию, чтобы, как и Господь, не разжигать тлеющие угли злых страстей (22).

Далее Павел раскрывает свой третий принцип — принимать во внимание особенности культуры своих слушателей. Предложение он стал (в русской синодальной Библии — был) указывает на то, что он принял это решение как стратег-миссионер. Он должен учитывать конкретную культуру и обычаи, образ жизни, сделавшись для всех... всем, не вносить нововведений.

9:24 — 10:13 Преодоление поприща

Теперь Павел приступает к теме, раскрывающей опасность потворства своим сексуальным желаниям, особенно, когда речь идет о храмовых трапезах. Вначале он ссылается на собственное воздержание, а затем указывает, что может случиться с теми, кто располагает свое сердце к свершению злых дел. Он стремится предостеречь коринфян от подобного (10:6).

Ст. 24 Павел приводит образное сравнение с атлетическими состязаниями, которые происходили во время Истмских игр вблизи Коринфа. Он призывает приобщаться к Евангелию, отдавая этому все силы, и, как бегущие на ристалище, стремиться к финишу, к награде.

Ст. 25 Он напоминает о необходимости воздержания в пище и поддержания самодисциплины, как у спортсменов, которые стремятся завоевать венок победителя (этот венок во времена Павла плели из сельдерея). В отличие от приза спортсменов, христиане получат нетленный венец.

Ст. 26 Павел сравнивает апостольское служение с преодолением дистанции бегуном, который знает, куда бежит. Он проводит параллель и с боксером, перед которым стоит настоящая цель, а не бой с тенью, не сотрясение воздуха (ср. с ораторами, которые просто упражнялись в красноречии перед толпой, не участвуя в настоящих дебатах, и которых высмеивали, называя «теневыми боксерами»).

Ст. 27 Для Павла противником было собственное тело с его желаниями, которые апостол стремится подавить, в отличие от ораторов, гордящихся, что заработки позволяют им потворствовать своим прихотям и погружаться в безудержный разгул на празднествах. Эти ораторы подвергались критике за то, что, уча добродетелям, сами они вели порочный образ жизни. Павел глубоко осознает необходимость подавлять плотские желания, дабы не подвергаться разного рода соблазнам и не выглядеть недостойным той вести, которую он проповедует другим. Проблемы такого рода были актуальны как в те времена среди евангелистов, так и ныне среди руководителей современной Церкви. Здесь Павел заостряет внимание на опасности преткновения тех, кто не оставил своего греховного поведения (ср.: Евр 12:1).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.