2 Коринфянам 11 глава

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 Нужно вам немного потерпеть мою неразумность* — а впрочем, вы и те́рпите.
2 Я вас ревную ревностью Божьей, ведь я вас, как чистую деву, просватал Единому Мужу — Христу.
3 Некогда змей хитростью обольстил Еву, и боюсь, как бы не совратил он и ваше сознание, которое теперь в простоте и чистоте обращено ко Христу.
4 Если кто придет и станет проповедовать иного Христа, чем мы проповедовали, или вместо принятого вами Духа предложит принять иного, или услышите вы иное Евангелие — вы будете к такому вполне терпимы!
5 Полагаю, что ничем не уступаю этим «чрезвычайным апостолам»*.
6 Может быть, в слове я не силен — но силен знанием, и постоянно, разными способами это вам показывал.
7 Может быть, я согрешил, ставя себя ниже вас, когда бесплатно проповедовал вам Евангелие Божье?
8 Другие церкви я обирал, получая от них содержание за то, что служил вам*.
9 А когда был у вас, то даже в тяжелое время никого не обременял: нужду мою восполнили братья, пришедшие из Македонии, а я следил и буду следить, чтобы не быть вам в тягость.
10 Есть истина Христова во мне, она подтвердит, что по всей провинции Ахайе могу этим хвалиться.
11 Отчего же так? От того ли, что не люблю вас? Видит Бог: люблю!
12 Так поступаю и буду поступать. Тем, кто лишь ищет повода похвалиться, не дам повода утверждать, будто они ничем не отличаются от нас.
13 Такие люди лишь притворяются Христовыми апостолами, но на самом деле не таковы, и трудятся они нечестно.
14 Неудивительно, ведь и сам сатана может притвориться светлым Божьим ангелом,
15 так великое ли дело, если его служители притворятся служителями праведности? Но ждет их конец, который они заслужили своими делами.
16 Снова скажу: не считайте меня неразумным, а уж если сочтете, то и примите таким, какой я есть, а я пока немного похвастаюсь.
17 И что стану говорить, скажу не от Господа, но как если бы я неразумно увлекся похвальбой.
18 Раз уж многие по-человечески хвастаются — похвастаюсь и я,
19 ведь вы, разумные люди, охотно те́рпите неразумных:
20 те́рпите, когда кто вас порабощает, объедает, распоряжается вами или, важничая, хлещет по лицу.
21 Со стыдом признаюсь, что тут я бессилен. Но если кто-то дерзает такое делать, то и я — говорю как неразумный — имею к тому не меньше оснований.
22 Они евреи? Я тоже. Израильтяне? Я тоже. Потомки Авраама? Я тоже.
23 Служители Христовы? В безумии скажу: тем более я, я больше трудился, больше бывал в заключении, претерпел куда больше побоев, часто был на краю гибели.
24 От иудеев я пять раз получил по сорок ударов без одного*,
25 трижды бит римскими палками*, единожды — камнями*, трижды я терпел кораблекрушение*, и целые сутки меня носило по открытому морю.
26 Постоянно я в пути, где опасностью грозят реки, опасностью — разбойники, опасностью — свои и опасностью — чужие; опасность в городе и опасность в пустыне, опасность в море и опасность от тех, кто притворяется братьями.
27 А я в трудах и терзаниях, постоянно без сна, без пищи и питья, постоянно пощусь и мерзну, раздетый.
28 А ко всему тому ежедневно приходится мне заботиться обо всех церквях.
29 Если кто обессилел — то и я без сил; но если кто впал в соблазн — я весь в огне!
30 И если уж нужно хвалиться — похвалюсь собственной слабостью.
31 Бог, Отец Господа Иисуса, вовеки благословенный, знает, что я не лгу:
32 в Дамаске наместник царя Ареты* сторожил городские ворота, чтобы меня схватить,
33 но меня посадили в корзину и спустили из окна в городской стене на веревке*, и так я избежал его рук.

Новый Библейский Комментарий

11:1−6 Доверчивость коринфян

Ст. 1, 2а Предвосхищая свою мысль в 11:16 — 12:13, Павел говорит: О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию Он объясняет, что именно «ревность Божия», которую он испытывает по отношению к своим читателям, заставляет его поступать так.

Ст. 2б,3 Он использует метафору из области обручения и брака и рассматривает себя слугой Божьим, через которого его обращенные были обручены с Христом, и он чувствует себя обязанным представить их Христу непорочными, т. е. гарантировать их истинную посвященность и верность Господу до Его пришествия. Но Павел опасается, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и [их] умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Змей соблазнил Еву не в сексуальном смысле, как предполагается в некоторых раввинистических текстах, но скорее заронил в ней сомнение по поводу истинности сказанного Богом. История с Евой ярко живописует ту опасность, с которой столкнулись коринфяне, т. е. они могли в мыслях отклониться от истины.

Ст. 4 Павел четко разъясняет природу прельщения, которого он опасается: готовность коринфян воспринять другого Иисуса, иного Духа и иное благовестие — не то, что они получили через его проповедь. Павел не говорит, в чем же заключается это отличие. Однако мы знаем, что оппоненты высоко ценили проявление силы и власти, а потому, возможно, пытались призвать коринфян принять Иисуса, дух и Благую весть, в которых нет места слабости, уничижению, страданию и смерти. Павел проповедовал распятого Христа как Господа, а такое Евангелие разительно отличалось от их представлений.

Ст. 5, 6 Павел переносит акцент с заботы о коринфянах на личную защиту, утверждая, что он не ниже высших Апостолов (иронический намек на своих оппонентов). Даже если он, в отличие от них, не искусный оратор, он обладает знаниями (тайной Евангелия, которое его оппоненты не смогли понять должным образом), которые стремится сделать достоянием своих читателей (вероятно, это относится к его служению, когда он наставлял коринфян во время своего первого посещения Коринфа, а также к его наставлениям в других посланиях).

11:7−15 Почему Павел отказывается от материальной поддержки

Ст. 7−12 Павел зарабатывал на пропитание собственным трудом, а также пользовался материальной поддержкой других церквей. Все это позволяло ему отказаться от предлагавшегося ему содержания со стороны коринфян. Однако такая позиция Павла вызвала двустороннюю критику. Во-первых, коринфяне считали, что недостойно апостола заниматься «рабским» трудом; Во-вторых, вероятно, были обижены тем, что он отказался принять их помощь, особенно когда он принял ее от македонских верующих в период своего служения в Коринфе. Оппоненты Павла могли представить это как свидетельство нелюбви Павла к коринфянам. Павел же призывает в свидетели Бога, что любит их. Вместе с тем, он и в дальнейшем будет поступать так, потому что не хочет дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы. Оппоненты Павла хотели укрепить свои позиции в Коринфе, осуществляя служение на тех же условиях, что и Павел. Однако в одной важной области эти условия отличались: они хотели получить денежное вознаграждение. Если бы они действительно были апостолами, то им не пришлось бы заботиться о своем особом статусе, потому что большинство апостолов получали денежное вознаграждение (ср.: 1Кор 9:7−14). По-видимому, оппоненты Павла не только получали вознаграждение, но и настоятельно требовали его (ср.: 11:20), а потому были особенно чувствительны к сравнениям не в свою пользу, как в случае с Павлом. Если наше христианское служение сегодня должно вызывать доверие, то нам следует действовать честно в финансовых делах. Евангелие может быть опорочено, если его вестники проявят алчность, стремясь получить большой доход.

Ст. 13−15 Павел обнажает истинный характер своих оппонентов: это лжеапостолы, лукавые делатели; они принимают вид Апостолов Христовых. Он добавляет, что их лукавство не вызывает удивления, потому что сам сатана принимает вид Ангела света... и служители его принимают вид служителей правды. Сатана редко осуществляет прямые атаки на церковь. Чаще всего он действует через своих пособников, которые, находясь в церкви под его контролем, способствуют выполнению его целей. То, чего опасался Павел, могло случиться и в Коринфе (ср.: 11:3, 4). О тех, кто ответственен за это, Павел говорит: ...конец их будет по делам их (т. е. они получат надлежащее воздаяние; ср.: 5:10).

11:16 — 12:13 «Неразумные речи»

Здесь Павел гордится своим иудейским происхождением, а также доставшимися на его долю (как апостола) суровыми испытаниями, видениями и своей деятельностью. Он знает, что такое человеческое хвастовство неразумно, но в сложившихся обстоятельствах, когда обращенные им в веру со всех сторон слышат хвастовство, Павел решил тоже немного похвалиться.

Ст. 16−19 Вначале Павел просит своих читателей, которые, вероятно, сочтут его неразумным, послушать и его хвастовство. При этом он вполне осознает, что скажет не в Господе, но как бы в неразумии; вместе с тем, он надеется, что коринфяне простят его похвальбу и говорит с долей иронии: ...вы, люди разумные, охотно терпите неразумных (намек на то, что они одновременно воспринимают хвастовство оппонентов Павла и гордятся своей мудростью).

Ст. 20 Подчеркивая их неразумие, а именно — тот факт, что они столь терпимо относятся к лжеапостолам, Павел добавляет: Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лице.

Ст. 21а Павел завершает эти рассуждения, используя иронию и по отношению к себе: К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. Коринфяне критиковали Павла за его слабость, как они считали (ср.: 10:10; 11:21). Теперь он возвращает им этот упрек и сообщает, что слишком слаб, чтобы играть в такую презренную игру в авторитаризм, которую позволяют себе лжеапостолы.

Ст. 21б,22 В предложении скажу по неразумию Павел утверждает, что он такой же еврей, как и лжеапостолы.

Ст. 23−29 Он заявляет, что служит Христу больше, чем они, потому что пострадал гораздо больше, нежели они. В подтверждение своих слов Павел перечисляет все, что ему пришлось пережить как апостолу, и эти испытания можно разделить на четыре группы: тюремные заключения, побои, близость к смерти и сопряженные с этим обстоятельства (23б-25); частые странствия с описанием опасностей, которые подстерегали его в пути (26); тяжкий труд и сопряженные с ним сложности (27); постоянная забота обо всех церквах (28, 29).

Ст. 30−32 В конце концов Павел пришел к выводу, что ему должно хвалиться своей немощью. Он вспоминает свой побег из Дамаска, что, вероятно, оставило неизгладимый след в его памяти. В отличие от испытаний, перечисленных в ст. 23б-29, которые можно рассматривать в «триумфалистском» ключе («все эти трудности я преодолел, чтобы выполнить свою миссию»), позорное бегство из Дамаска отнюдь не составляет предмета его гордости.

Рассматривая свидетельства своих слабости и уничижения, а не силы, Павел представляет себя истинным служителем Христа. Иисус сказал, что тех, кто последует за Ним, как и Его, ожидают страдания и преследования, и Павел вносит эту мысль в споры (которые продолжались в Коринфе) о том, что такое истинное апостольство. Павел не только подкрепляет при помощи этих доводов свои заявления, но и опровергает аргументы своих оппонентов.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.