Титу 3 глава

Послание к Титу апостола Павла
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 Напоминай им, чтобы подчинялись начальству и властям, были послушны и готовы ко всякому доброму делу,
2 обходились без оскорблений и ссор, были сдержаны и кротки со всеми людьми.
3 Ведь и мы когда-то были безрассудны и неверны Богу, заблуждались, следуя собственным желаниям и разным наслаждениям, вели себя злобно и завистливо. Мы сами были отвратительны и друг друга ненавидели.
4 Но Спаситель наш Бог проявил к нам, людям, Свою доброту и любовь.
5 Не совершили мы праведных дел, и не по нашим заслугам, а лишь по Собственной милости Он нас спас и в крещении возродил к новой жизни действием Духа Святого —
6 Его Он щедро излил на нас через Иисуса Христа, Спасителя нашего.
7 Его благодать и нам обещает наследство среди праведников, дает нам надежду на вечную жизнь.
8 Достоверна эта весть, и я хочу, чтобы ты постоянно ее подтверждал, а те, кто поверили Богу, стремились участвовать в добрых делах — это прекрасно и полезно людям.
9 А от глупых споров о родословиях, от раздоров и ссор по поводу толкований закона держись подальше — всё это пустое, не приносит пользы.
10 Человека, который затевает расколы, предупреди один раз, и другой — а потом отвернись от него.
11 Теперь ты знаешь, что он испорчен и собственными грехами подписал себе приговор.
12 Когда пошлю к тебе Артема или Тихика, постарайся прийти ко мне в Никополь, где я решил зимовать*.
13 Отправь в путь знатока законов Зену и Аполлоса*, постарайся, чтобы они ни в чем не нуждались.
14 Пусть и члены нашей общины учатся творить добрые дела, смотря по необходимости, а иначе окажется, что они не принесли добрых плодов.
15 Приветствуют тебя все, кто со мной. Приветствуй тех, кто верен и любит нас. Благодать со всеми вами!

Новый Библейский Комментарий

3:1−2 Христиане в обществе

Надо полагать, что Тит уже объяснял местному населению их обязанности по отношению к властям, поскольку Павел советует ему напоминать об этом. Но, возможно, критяне были склонны забывать, что христиане должны подчиняться властям. Павел понимает, что гражданское неповиновение (за исключением вопросов совести) может навлечь на христианскую церковь дурную славу. Смысл ст. 2 в том, что поведение христиан должно служить лучшей рекомендацией их учению. На посторонних они должны производить впечатление законопослушных граждан. Обратите внимание на такие качества, как кротость и покорность, далеко не всегда выступающие на первый план в социальных отношениях.

3:3−8 Христианство и язычество

В своих посланиях Павел часто сравнивает состояние, в котором христиане пребывали до обращения, с их новыми возможностями во Христе. Ст. 3 отсылает в прошлое. Перечень пороков, представленных здесь в качестве типичных для дохристианского существования, может показаться несколько преувеличенным. Но достоверно известно, что эти недостатки присущи до обращения всем христианам, а их следы дают о себе знать и после обращения. «Несмысленность» указывает на бездуховность и невежество; непокорность и заблуждение проявляются в отношениях человека с Богом, а весь уклад жизни охарактеризован как рабское подчинение похотям и удовольствиям. Чтобы почувствовать, какие разительные перемены произошли с появлением христианства, необходимо признать естественность дохристианского образа жизни. Эту неприглядную картину венчает многообразие злобы и ненависти, на фоне которых изображается Божественная любовь.

В богословской декларации в ст. 4−7 Павел показывает, каким образом благодать и человеколюбие Бога нейтрализовали возрастающую ненависть мира, пребывающего в естественном состоянии. Средоточием Божественной любви является пришествие и служение Христа, но в данном контексте смысловой акцент падает на воздействие этой любви на христиан. Возможно, называя Бога Спасителем нашим, Павел противопоставляет Бога римскому императору, которому в те времена иногда давали титул «спасителя». Однако в свете 2:11−14 более вероятно предположение, что Павел целиком поглощен мыслями о христианском спасении. В ст. 5 он показывает, что источником спасения является милость Бога, а не усилия человека (дела праведности символизируют здесь соблюдение иудейского закона), что согласуется с его учением в других произведениях (особенно в Послании к Римлянам).

Выражение банею возрождения и обновления Святым Духом (5) вызывает много споров, так как в нем объединены два аспекта христианского спасения. Возрождение — это вступление в новую жизнь, а обновление — это сама новая жизнь. Первое можно истолковать в связи с обращением, а второе — с дарованием Святого Духа. Многое говорит в пользу толкования возрождения в том смысле, какой придавал ему в Своем учении Иисус (Ин 3:5). По поводу толкования выражения баня возрождения мнения расходятся, поскольку не все усматривают в нем связь с обращением. Возможно, оно относится только к крещению, в таком случае оба понятия указывают на то, что совершается при крещении Святым Духом. Не исключено, что это выражение символизирует духовное очищение.

Ст. 6 — несомненная аллюзия на излияние Святого Духа в день Пятидесятницы. Поскольку Павел описывает то, что ему и его соратникам довелось испытать на собственном опыте (обращают на себя внимание слова на нас), он не может не упомянуть щедрость этого дара. Дух никогда не даруется в ограниченном количестве. Этот стих проливает свет на совместное проявление Бога, Иисуса Христа, нашего Спасителя, и Святого Духа.

Павел завершает свой краткий богословский экскурс упоминанием оправдания. Ему свойственно подчеркивать, что оправдание совершается по благодати, ибо это его излюбленная тема. Она связана главным образом с нашим новым положением приближенных к Богу и указывает на наше будущее. Еще одна постоянная тема Павла — наше наследие, и здесь он сосредоточивает внимание на вечной жизни. Он говорит об уповании на это наследие как о чем-то несомненном.

Фрагмент заканчивается формулой слово это верно (8), которая, должно быть, относится к богословскому высказыванию, рассмотренному выше. Но далее Павел обращается непосредственно к Титу с просьбой подтверждать о сем, что логичее истолковывать по отношению ко всему, что написал Павел в своем послании. Больше всего его заботит практический результат — приверженность добрым делам. Это означает, что для совершения правильных поступков жизненно необходима здоровая религиозная основа.

3:9−11 Дополнительные предостережения

Содержание этого фрагмента перекликается с замечанием в 1:10. Павел не может завершить послание, не сделав дополнительных предупреждений. Судя по тому, что он подчеркивает бесполезность и суетность ложного учения, можно предположить, что Павел видит в нем полную противоположность истинному учению, которое он только что изложил. Титу, как и Тимофею, он советует избегать бесполезной траты времени на споры и распри. Но Павел проводит различие между ложным учением и людьми, которые им увлекаются. Каждый пастырь должен заботиться о людях, особенно о тех, которые причиняют неприятности общине и нуждаются во вразумлении. Но Павел считает, что двух предупреждений достаточно. Тот, кто склонен сеять разногласия, крайне редко изменяется к лучшему после третьего предупреждения. По мнению Павла, такой человек обречен на духовную деградацию.

3:12−15 Заключительные замечания

Очевидно, Артема и Тихик должны были заменить Тита на Крите. Павел упоминает о своем намерении перезимовать в Никополе, который, согласно общему мнению, располагался на западном побережье Греции. Никаких объяснений избрания столь отдаленного города не приводится. Зина в Новом Завете нигде больше не упоминается. Аполлос известен по Книге Деяний и 1 Посланию к Коринфянам как сотрудник апостола. Очевидно, Тит был в состоянии оказать этим людям определенную материальную поддержку во время их путешествия. Затем Павел обращается ко всем критским христианам, чтобы еще раз подчеркнуть значение добрых дел. Не совсем ясно, о чьих необходимых нуждах идет речь. Возможно, Павел имеет в виду нищих, и тогда его наставление следует понимать как призыв к благотворительности. Такое толкование помогает прояснить смысл последней строки этого стиха (дабы не были бесплодны). Заключительные приветствия носят самый общий характер, а пожелание благодати необычайно кратко.

Donald Guthrie



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.