Евреям 11 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 А вера кладет твердым основанием надежду* и являет незримое.
2 И об этом свидетельствуют герои древности.
3 Вера дает нам познать, как одним Божьим словом сотворены миры, и всё наблюдаемое возникло из незримого.
4 Это вера позволила Авелю принести Богу жертву лучше, чем у Каина — и вера свидетельствует о его праведности. Сам Бог дал это свидетельство, приняв его дары — и благодаря вере Авель говорит даже после смерти*.
5 Это вера дала Еноху покинуть этот мир прежде, чем он встретил смерть, — его не стало, потому что его взял Бог. И еще прежде того было дано свидетельство, что он угоден Богу.*
6 А без веры невозможно Ему угодить: кто прибегает к Нему, должен верить, что Он существует и вознаграждает тех, кто ищет Его.
7 Это вера позволила Ною получить предупреждение о том, что еще не было видно, и потому он с благоговением приготовил ковчег для спасения всей своей семьи. Вера позволила ему осудить весь мир и унаследовать ту праведность, которая приходит от веры*.
8 Это вера дала Аврааму послушаться Божьего призвания и отправиться туда, где должен был получить удел в наследство — он и вышел в путь, не зная, куда идет*.
9 Благодаря вере, он поселился в обещанной земле, тогда чужой для него, и жил в шатрах вместе с Исааком и Иаковом, наследниками того же обещания —
10 он ожидал, когда Бог как создатель и архитектор построит на твердом основании город.
11 Это вера позволила принять его семя Сарре, которая прежде была бесплодна и вышла из детородного возраста — ведь она знала, что обещание дал Тот, Кто верен Своему слову*.
12 И потому от одного Авраама, хоть и умерла его мужская сила, произошло несчетное множество потомков, как звезд на небе или песчинок на берегу морском.
13 Все они умерли, сохраняя веру, хотя сами еще не получили обещанных благ. Они лишь смотрели на них издали и приветствовали, и так признавали, что по этой земле они странствуют, как бродяги.
14 Кто называет себя странником, показывает, что ищет родину.
15 И если бы они имели в виду страну, из которой вышли, то могли бы в нее вернуться.
16 Нет, они стремятся к лучшей, небесной родине. Потому Бог не стыдится их, а называет Себя их Богом — ведь Он приготовил для них Город*.
17 Это вера позволила Аврааму, когда он проходил испытание, принести в жертву Исаака — да, он принес единородного* сына, того самого, кто должен был унаследовать Божьи обещания.
18 Ведь это о нем было сказано: «потомством твоим будут называться дети Исаака».
19 Он считал, что Бог может и из мертвых воскресить — образно говоря, так оно и вышло.*
20 Вера дала Исааку благословить Иакова и Исава и так предсказать будущее*.
21 Вера позволила Иакову перед смертью благословить обоих сыновей Иосифа и «поклониться, опершись на жезл».*
22 Вера позволила Иосифу в конце жизни рассказать сынам Израиля об Исходе и распорядиться, как поступить с его костями*.
23 Вера заставила родителей Моисея скрывать его три месяца после рождения: они заметили его красоту и не испугались повеления фараона*.
24 Вера не позволила Моисею, когда он вырос, называться сыном фараоновой дочери:
25 он предпочел страдать вместе с Божьим народом, а не наслаждаться греховной временной жизнью.
26 Быть униженным, как Христос, он считал бо́льшим богатством, чем все сокровища Египта — ведь он смотрел на конечное воздаяние*.
27 Вера дала ему оставить Египет, не боясь царского гнева — он все терпел, словно бы видя Незримого.
28 Вера позволила ему совершить Пасху* и пролить кровь, чтобы ангел-губитель не коснулся израильских первенцев*.
29 Вера дала им перейти Красное море словно посуху, а когда то же попытались сделать египтяне, они утонули*.
30 Вера призвала их семь дней обходить стены Иерихона — и стены рухнули*.
31 Вера побудила блудницу Раав принять с миром лазутчиков — и поэтому она не погибла вместе с неверными*.
32 Что мне к этому добавить? Не хватит времени рассказывать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде и Самуиле, и о пророках*.
33 Своей верой они покоряли царства, вершили справедливость, шли навстречу обещанному, закрывали пасти львам*,
34 гасили мощное пламя, спасались от хищного меча, в слабости обретали силу, на войне становились крепки и обращали вражьи воинства вспять,
35 а женщины получали своих умерших близких воскресшими*. Некоторые из них не согласились на освобождение от плена и были замучены* — они предпочли земной жизни лучшую, после воскресения.
36 Другие испытали насмешки и побои, даже цепи и тюрьмы,
37 их побивали камнями, перепиливали или убивали мечом, они бродили в овечьих и козьих шкурах, среди лишений, бедствий и страданий.
38 Те, кого весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земным!
39 Да, есть свидетельство об их вере — но обещанного все они так и не получили.
40 Дело в том, что Бог и нам предназначил лучшую долю: они должны достигнуть вместе с нами совершенства!

Новый Библейский Комментарий

11:1 — 12:13 Вера и терпение

После предостережений в 6:4−8 автор ободряет своих читателей, призывая их быть стойкими в вере (6:9−12) и подражать тем, «которые верою и долготерпением наследуют обетования» (6:12). Аналогичная модель выявляется в гл. 10. Предостережения о последствиях отвержения Христа сменяются ободрением и призывом к стойкости в вере для получения обетованного (10:26−39). Затем в гл. 11 приводятся разные образцы ветхозаветной веры. Важнейшим звеном в этой веренице является Иисус как «начальник и совершитель веры» (12:2−3). Верующие должны взирать на это «великое облако свидетелей», и особенно на Иисуса, чтобы получить силу выдержать давление и преодолеть любого рода трудности (12:1−13).

Хотя текст 11:1−40 представляет собой четко обособленный и тщательно сконструированный отрывок, следующий фрагмент (12:1−13) тесно связан с ним. Связь между верой и терпением, обозначенная в гл. 11, положена в основу призыва к стойкости в вере в 12:1−13. Как уже отмечалось, крестные страдания Иисуса и позорная смерть, которой Он был предан, являют собой величайший образец веры. В данном фрагменте постоянно подчеркивается сходство ситуаций, в которых находились верующие ветхозаветных времен и христиане, ожидающие исполнения замысла Божьего. Вместе с тем ясно, что служение Христа предоставляет нам большую уверенность в исполнении обетовании Божьих.

11:1−40 Торжество веры

Впервые дается определение веры (1−2), но не в качестве энциклопедического материала, а как тезис, требующий рассмотрения и обоснования, чему и посвящен фрагмент в целом. Учение о том, что вселенная (веки) была сотворена словом Божиим, лежит в основе веры, которую рассматривает автор (3). Продвигаясь последовательно от Книги Бытие до Книги Иисуса Навина, он освещает роль веры в жизни личности, тех библейских героев, на примере которых раскрывается Божественная миссия по спасению человечества (4−31). Особое внимание отводится Аврааму и Сарре (8−19), а также Моисею (23−28). Затем следует краткий обзор священной истории от эпохи судей до восстания Маккавеев во II в. до н. э. (32−38). В центре этого повествования — испытания, выпавшие на долю героев веры. В завершающих стихах этого фрагмента (39−40) ситуация вокруг ветхозаветных верующих сопоставляется с обстановкой, в которой живут христиане, и тем самым перекидывается мост к следующей главе.

В мире, где люди воспринимают веру как способ мышления или просто отождествляют ее с верованиями и традициями конкретной религии, весьма полезно иметь полное представление о вере, к которой действительно благоволит Господь. В послании показана связь между верой, надеждой, послушанием и терпением. Это доказывает, что вера больше, чем просто терпимое отношение к определенным верованиям. Вера, прославляющая Бога, полагается на Его слово и живет чаяниями и повиновением в настоящем, ожидая окончательного исполнения Его обетовании. Такая вера приносит разного рода страдания и обещает преследования своим приверженцам.

Ст. 1, 2 Здесь нам открываются важнейшие характеристики веры с точки зрения автора послания. Вера состоит в твердой убежденности в будущем, на что мы надеемся (осуществление ожидаемого) и уверенности в реальности невидимого. В NIV делается акцент на веру как на выражение нашей убежденности в исполнении обетовании Божьих. Однако другие версии (AV, NEB) подчеркивают роль опыта веры. Это не означает, впрочем, что Благая весть истинна просто потому, что мы верим в нее. Скорее реальность исполнения наших надежд подтверждается для нас в нашем опыте, когда мы живем верой в Божьи обетования. И снова, вера есть уверенность в невидимом. Она испытывается «доказательством» таких невидимых реалий, как существование Бога, Его верность Своему слову и контроль над всем миром и его делами. Такое определение кажется достаточно абстрактным, однако смысл его проясняется на конкретных примерах, которые приводятся далее. В такой вере свидетельствованы древние (ст. 2, emartyrethesan, ср.: ст. 4, 5, 39). В Священном Писании Бог приводит свидетельства их веры, тем самым делая и их самих свидетелями (греч. martyres, 12:1 — «облако свидетелей») истинной веры для нас.

Ст. 3 Автор начинает с того, с чего начинается Книга Бытие, поскольку вера в Бога как в Творца всего сущего — фундаментальная реалия Библии. Верою познаем, что веки [греч. aidnas, как и в 1:2] устроены словом Божиим. Если Бог осуществляет Свой контроль над природой и историей, прошлым и будущим, то каждое поколение верующих может доверять Его обетованиям относительно будущего, независимо от того, чего это может стоить. Когда автор пишет, что из невидимого произошло видимое, он ссылается на определение веры в ст. 1. Верой различают, что вселенная как пространство-время имеет невидимый источник и что она продолжает зависеть от слова Божия. Такая вера зиждется на откровении, данном в Священном Писании.

Ст. 4−6 Продвигаясь по страницам Ветхого Завета, автор отмечает, что вера Авеля проявилась, когда он верою принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Отличие состояло не в качестве жертвы (Быт 4:3−4), но в разнице позиций двух братьев (которая подразумевается в Быт 4:4−7). Каину было сказано, что его приношение будет принято, если содеянное им было правильным (ср.: Прит 15:8). Но Бог по достоинству оценил праведность Авеля и его веру, когда Он оценил жертву Авеля как лучшую, нежели Каина. Авель говорит еще в том смысле, что он свидетельствует о вере, к которой благоволит Бог. Пример Еноха, который переселен был так, что не видел смерти, был знаком того, что он угодил Богу. В Быт 5:22 и 24 говорится, что он «ходил с Богом» (в русской синодальной Библии — «пред Богом»), и для автора Послания к Евреям это образец веры, жизни с верой, ибо без веры угодить Богу невозможно (6). Такой вывод соответствует определению веры в ст. 1 и двум ее составляющим. Ибо необходимо, чтобы приходящий [букв. «приступающий», как в 4:16; 7:25; 10:22; 12:22] к Богу веровал, что Он есть [уверенность в невидимом], и ищущим Его воздает [убежденность в исполнении обетовании].

Ст. 7 Когда Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, ему было сказано о приближении суда в виде потопа (Быт 6:13−22). Он с благоговением и послушанием откликнулся на слово Божье, выразив свою веру тем, что построил ковчег для спасения своего дома и погибавшего мира. Ной сделался наследником праведности по вере в том смысле, что его праведное поведение (Быт 6:9; 7:1) было плодом его веры.

Ст. 8−10 Авраам находится в центре внимания вплоть до ст. 19 отчасти потому, что он являет собой образец совершенной веры, а отчасти из-за его роли в осуществлении замысла Божьего о спасении. Впервые упоминается обетование, данное Аврааму о стране, которую он имел получить в наследие (Быт 12:1). Поверив в это обетование, он пошел, не зная, куда идет. Вера Авраама проявилась в незамедлительном исполнении, отклике на призыв Бога. Причиной такого послушания была надежда на получение в наследство земли обетованной. Потом он жил на земле обетованной, как на чужой, с теми, кто были сонаследниками того же обетования. Когда автор послания говорит об Аврааме как об ожидавшем города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог, он раскрывает Его главную цель — небесную страну или небесный город, о котором говорится в 11:13−16; 12:22−24и 13:14. Ожидая исполнения обетовании о земном наследии, патриархи пришли к осознанию того, что эта жизнь не завершается сама по себе, но представляет собой паломничество в будущее, которое только Бог может построить для Своего народа.

Ст. 11−16 Второе обетование Аврааму состояло в том, что ему было обещано многочисленное потомство, которое заложит основы великой нации (Быт 12:2; ср.: 13:16; 15:5). Хотя Авраам был уже преклонного возраста, а сама Сарра неплодна, через веру она получила силу, а Авраам стал отцом. Его вера опиралась на непреложность слова Божьего, Его верность Своим обетованиям (ср.: 10:23). Таким образом, рождение Исаака ознаменовало собой начало исполнения обетования о бесчисленном потомстве Авраама (ср.: 6:15). Но Авраам, Исаак и Иаков — все умерли, не дождавшись земли обетованной как земного наследства. Они только издали видели оные обетования и радовались им (13). Когда они осознали, что они странники и пришельцы на земле (ср.: Быт 23:4; 47:4, 9), им стало ясно, что они ищут отечества. Если бы они тосковали по Месопотамии, своей родине, то смогли бы еще вернуться туда, устроить там свой дом. Но они стремились к лучшему, то есть к небесному. Как и в ст. 10, автор проводит параллель между верой древних израильтян, израильских патриархов, и верой христиан. Мы все паломники на пути веры, связанные общим наследием, которое Бог подготовил для нас. Научившись доверять Богу во всех обстоятельствах своей жизни, патриархи устремляли свой взор в грядущее, ожидая награды, которая превосходит все, мыслимое на земле. У них не было такого ясного представления о своем небесном доме, какое есть у нас, но Бог был удовлетворен их верой, и Он приготовил им город (т. е. небесный Иерусалим, о котором говорится в 12:22−24).

Ст. 17−19 Вера Авраама была снова испытана, когда Бог попросил его принести в жертву своего единственного сына (Быт 22:1−8). Поскольку Бог объявил о том, что его семя наречется в Исааке (Быт 21:12), то в случае смерти Исаака никакой надежды не оставалось. Однако Авраам посчитал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Он был убежден, что вернется с места жертвоприношения с Исааком (Быт 22:5), поскольку знал, что исполнение замысла Божьего связано с живым Исааком. Он доверил решение этой проблемы Богу. Когда в Послании к Евреям говорится, что Авраам получил Исаака в предзнаменование (греч. en parabole, т. е. иносказательно, символически; ср.: 9:9), то, вероятно, имеется в виду, что это событие было прообразом грядущего воскресения единородного Сына Божьего.

Ст. 20−22 Вера Исаака с особой силой проявилась в старости, когда он благословил двух своих сыновей верою в будущее (Быт 27:27−40). По провидению Божьему и в противовес собственным предпочтениям и намерениям Исаака замысел Бога о спасении должен был воплотиться через потомков Иакова, младшего сына. Вера Иакова выразилась в том, что он, умирая... поклонился на верх жезла своего (Быт 47:31). Иаков благословил двух сыновей Иосифа, даруя большие благословения младшему (Быт 48:8−20). Иосиф при кончине с верой вспоминал об исполнении Божьего обетования при исходе сынов Израилевых из Египта и завещал похоронить свои кости в земле обетованной (Быт 50:24−25). Во всех трех случаях на своем смертном одре патриархи смотрели в грядущее, ожидая исполнения обетовании, дарованных Богом их народу.

Ст. 23−28 В этом фрагменте вера изображается как сила, поддерживавшая народ Божий во времена противостояния Богу и страданий, позволявшая им преодолеть страх и испытания и исполнить Божественный замысел о них. Вначале разъясняется позиция родителей Моисея. Они не устрашились царского повеления об истреблении еврейских младенцев мужского пола и прятали и три месяца скрывали его (23; ср.: Исх 1:22 — 2:2). Вера в Бога несовместима со страхом, боязнью вражеских сил.

Когда Моисей вырос, он продемонстрировал свою собственную веру, отказавшись называться сыном дочери фараоновой (24; ср.: 2:5−12). Как и Авраам, он отказался от комфортных условий и безопасности во имя служения живому и истинному Богу. Он мог иметь временное, греховное наслаждение (25) и все Египетские сокровища (26), но руководствовался другими целями. Фактически, когда он отказался от привилегированного положения высокопоставленного египетского вельможи, он захотел страдать с народом Божиим (25). Для Моисея было большим благословением испытывать страдания и поношение Христово (букв. «позор помазанника»). Причислив себя к помазанному народу Божьему, Моисей принял язвы и позор, которые в большей мере достались Мессии (12:2−3; 13:13; ср.: Пс 88:51−52; 1Пет 4:12−16). Моисей являет собой образец веры по определению, данному в ст. 1, поскольку его секрет в том, что он взирал на воздаяние (26; ср.: ст. 6), как бы видя Невидимого, был тверд (26−27). Моисей боялся Бога, а не египетского фараона. Веря, что страшное истребление первенцев свершится, Моисей повиновался повелению Бога и совершил... пасху и пролитие крови (28; ср.: Исх. 11−12). Кровь на домах израильтян означала, что истребитель первенцев не коснется первенцев Израиля. Вера Моисея была важной составляющей в общем замысле Бога о спасении Его народа.

Ст. 29−31 Вера израильтян, которая перевела их через Чермное море, как по суше, зиждилась на обетованиях Бога, которые Моисей донес до них (напр.: Исх 14:13−14). Египтяне, которые бросились преследовать их, не руководствовались при этом верой, а потому их настиг суд Божий. Далее приводятся два примера веры, которую проявили израильтяне в период завоевания земли обетованной. Верою пали стены Иерихона, потому что израильтяне подчинились странному повелению Бога и семь дней обходили стены Иерихона (Нав 6). Вера блудницы Раав выразилась в ее готовности оказать гостеприимство израильским разведчикам (Нав 2:8−11). Она боялась Бога Израиля, а не царя Иерихона и не погибла с неверными, когда суд Божий разразился (Нав 6:22−25). Будучи женщиной, язычницей, грех которой был у всех на виду, она присоединилась к сообществу тех, кто был спасен по вере.

Ст. 32−38 В этом заключительном отрывке автор особо выделяет четырех судей (Гедеона, Барака, Самсона и Иеффая), одного царя (Давида), Самуила и других пророков как героев веры. Затем он описывает, что было совершено через такую веру в области политики и военного дела (33−34), заостряя внимание, вне сомнения, на Данииле (заграждали уста львов; Дан 6:22−23) и трех его товарищах, которые были брошены в вавилонскую печь (угашали силу огня; Дан 3:25−28). Высшее достижение веры — победа над смертью через воскресение (35). Некоторые женщины в своей жизни получали умерших своих воскресшими (напр.: 3Цар 17:17−24; 4Цар 4:17−37). Некоторые верующие подвергались поруганиям и помещались в темницы, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение — в вечной жизни. Яркие примеры веры запечатлены в апокрифах, написанных после периода, описанного в Ветхом Завете (напр.: 2 Макк. 6:19, 28; 7:9, 11, 14). Многочисленные упоминания о преследованиях и тюремном заключении призваны убедить первых читателей послания, что их опыт не отличается от того, что пришлось испытать верующим прошлых эпох (36−38; ср.: 10:32−34), и призвать их к стойкости в вере.

Ст. 39, 40 Эти стихи представляют собой заключение к гл. 11 и переход к призыву в гл. 12. И все сии, засвидетельствованные в вере, — это те, чью веру Бог засвидетельствовал и самих сделал свидетелями истинной веры для других (ср.: ст. 2; 12:1). Не получили обещанного (см.: ст. 13). Хотя они видели исполнение особых обетовании в своей жизни (напр.: 6:15; 1:1, 11), никто из них не испытал благословений мессианской эры и нового завета. В Своем милосердном провидении Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, то есть радость совершенства во Иисусе Христе будет только с нами (не без нас). Автор стремится подчеркнуть огромные привилегии, дарованные верующим, живущим «в последние дни» (1:2). О совершенстве верующих см. коммент. к 10:14. Заключительный итог миссии Христа — наше участие в Его вечном наследии.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.