1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новый русский перевод

 
 

Напоминаю вам, братья, о Евангелии, которое я возвестил вам, а вы приняли и укрепились в нем.
 
Братья, хочу ещё раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились.

От него к вам и приходит спасение, если держитесь моей Благой Вести, если не зря уверовали.
 
Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна.

Прежде всего, я передал вам то, что и сам принял: Христос умер за наши грехи по Писаниям,
 
Самое важное, что я получил, я передал вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям.

был погребен и воскрес в третий день по Писаниям,
 
Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям[67].

явился Кифе, а затем и всем двенадцати апостолам,
 
Он явился Кифе и потом Двенадцати.

а потом явился более чем пятистам братьям сразу. Большинство из них и поныне остаются с нами, а некоторые скончались.
 
После этого Он явился ещё более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них ещё живы, а некоторые уже умерли[68].

Потом Он явился Иакову, затем и всем апостолам.
 
Затем Он явился Иакову[69], потом всем апостолам,

А после всех явился и мне, недостойному последышу.
 
и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску.

Я ведь самый меньший из апостолов и не достоин даже называться апостолом, поскольку преследовал Церковь Божью.
 
Ведь я самый наименьший[70] из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью.

Но благодать Божья сделала меня тем, кто я теперь, и Его благодать действовала во мне: я потрудился более всех остальных, впрочем, не сам я, но благодать Божья со мной.
 
Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной.

Но кто бы ни проповедовал так — я или они, — именно так вы и уверовали.
 
Не имеет значения, кто возвещает: я или они. Главное — вы поверили в то, что мы возвещаем.

И если звучит весть о воскресении Христа из мертвых, как же некоторые из вас говорят, что мертвые не воскресают?
 
Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых?

Ведь если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес,
 
Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен.

а если Христос не воскрес, напрасна тогда наша проповедь, напрасна и вера ваша.
 
А если Христос не воскрес, то и всё, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера.

И окажется, что мы принесли ложное свидетельство о Боге: мы засвидетельствовали, что Бог воскресил Христа, а ведь Он Его не воскрешал, если мертвые не воскресают.
 
Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, конечно, мертвых вообще нельзя воскресить.

Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес!
 
Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен.

Если же Христос не воскрес, ни к чему ваша вера, вы всё еще во грехах своих,
 
А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас.

да и те, кто скончались с верой во Христа, погибли.
 
Тогда и те, кто умер во Христе, погибли.

И если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы самыми несчастными из людей!
 
Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.

Но Христос воскрес из мертвых — первенец из всех почивших!
 
Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он — первый плод среди тех, кто умер.[71]

Через одного человека пришла смерть, и воскресение мертвых — через другого человека:
 
И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых.

как Адам, все умирают, как Христос, все оживут.
 
Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены во Христе.

Каждый на своем месте: первенец — Христос, а когда Он придет — те, кто со Христом.
 
Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а затем, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему.

Затем настанет конец этому миру, когда Христос передаст царство Богу и Отцу, упразднив всякое начальство, и власть, и силу.
 
И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.

Ему предстоит царствовать, «пока не повергнет врагов к ногам Своим»,
 
Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам.[72]

и последний враг, который будет уничтожен — это смерть.
 
Последний враг, который будет уничтожен, — это смерть.

Ведь Бог «всё покорил Ему под ноги», и если сказано «всё покорил» — ясно, что Сам Покоритель подчинен не был.
 
Ведь Бог «всё подчинил под ноги Его».[73] Когда говорится, что «всё подчинил», то, конечно же, это «всё» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему всё.

И когда Бог всё подчинит Своему Сыну, тогда и Сам Сын покорится Богу, Который отдал под Его начало весь мир. И так Бог станет всем и во всех.
 
Когда же всё будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто всё подчинил Ему, чтобы Бог был всё во всем.

И что же тогда делают те, кто крестится за мертвых? Если мертвые вообще не воскресают, зачем и креститься за них?
 
Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых?[74] Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них?

А мы зачем постоянно терпим опасности?
 
Зачем и нам ежечасно рисковать своей жизнью?

Я ежедневно умираю — клянусь моей гордостью за вас, братья, ведь я могу вами похвалиться во Христе Иисусе, Господе нашем.
 
Я каждый день стою перед лицом смерти. Это верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами перед Иисусом Христом, нашим Господом!

Если в Эфесе я сражался со зверями ради человеческой выгоды — в чем тут она для меня? Если мертвые не воскресают, что остается? «Станем есть и пить, ибо завтра умрем».
 
Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями[75] в Эфесе, то что я этим приобрел? Если мертвые не воскресают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»[76]?

Но не обманывайтесь: «речи дурные портят добрые нравы».
 
Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы».[77]

Мыслите по-настоящему трезво и не грешите, а то ведь некоторым Бог неведом — говорю это, чтобы вас пристыдить.
 
Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, — я говорю это к вашему стыду.

Но кто-нибудь спросит: как же мертвые воскресают? В каком теле они вернутся к жизни?
 
Может, кто-то спросит: «Как воскреснут мертвые? Какое у них тогда будет тело?»

Неразумный! Семя, которое ты бросаешь в почву, не оживет, если не умрет.
 
Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть!

И при посеве ты бросаешь в землю не то, что вырастет, а лишь голое семечко, пшеничное или какое еще может там оказаться.
 
Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.

А Бог придаст растению такое тело, какое пожелал — свое растение из каждого семени.
 
А Бог по Своему усмотрению дает ему тело — каждому семени свое.

И тела у разных живых существ различны: одни у людей, другие у зверей, третьи у птиц, четвертые у рыб.
 
Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.

Так бывают тела небесные и тела земные, и своя слава у небесных, и у земных своя.
 
Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя.

Своя слава у солнца, своя слава у луны и своя слава у звезд, и звезда от звезды отличается славой.
 
У солнца тоже свое сияние[78], у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.

Так и с воскресением мертвых: сеется тело умирающее, вырастает тело бессмертное;
 
Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное.

сеется униженное, вырастает славное; сеется слабое, вырастает могучее;
 
Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе,

сеется тело душевное, вырастает тело духовное. Ведь если есть тело душевное, то есть и духовное.
 
сеется физическое тело, а воскресает — духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.

Так и написано: «стал первый человек, Адам, душой живой», а Христос как Последний Адам стал духом животворящим.
 
Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом[79], но последний Адам — духом животворящим.

Но первым возникло не духовное тело, а душевное, духовное уже потом.
 
Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом — духовное.

Первый человек взят от земли, он из праха, а другой человек, Христос, сошел с неба.
 
Первый человек был сотворен из праха земного[80], а второй Человек — это Человек с небес.

Каков земной, таковы и земные, каков небесный — таковы и небесные,
 
Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес.

и как мы носили образ земного, так будем носить и образ небесного.
 
И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.

Вот что скажу вам, братья: плоть и кровь не способны получить долю в Царстве Божием, и не смертное тело обретет бессмертие.
 
Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.

Открою вам тайну: не все мы скончаемся, но все мы изменимся
 
Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены,

в один миг, во мгновение ока в конце времен под звук трубы: она затрубит, и мертвые воскреснут в нетленных телах, а наши тела изменятся.
 
внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены.

Нынешнему тленному телу предстоит стать нетленным, смертному — стать бессмертным.
 
Всё тленное должно облачиться в нетленное, и всё смертное — в бессмертное.

И когда нынешнее тленное тело станет нетленным, и смертное станет бессмертным, тогда сбудется написанное слово: «Смерть поглощена победой!»
 
Когда тленное облечется в нетленное и смертное — в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!»[81]

«Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало?»
 
«О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?»[82]

Жало смерти — это грех, а грех берет силу от закона.
 
Жало смерти — грех, а сила греха — Закон.

Благодарение Богу, эта победа для нас добыта Господом нашим Иисусом Христом!
 
Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!

Так что, братья мои возлюбленные, стойте твердо, непоколебимо, умножайте постоянно ваши труды ради Господа и знайте, что ваши старания Господь не оставит без награды.
 
Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
4 [67] — См. Мф 12:40; Иона 2:1; ср. также Ос 6:2.
6 [68] — Букв.: уснули.
7 [69] — Скорее всего, это был единоутробный брат Иисуса Христа (см. Мф 13:55), важнейший лидер церкви в Иерусалиме.
9 [70]Наименьший. Вероятно, здесь игра слов, так как имя Павел (лат. Paulus) переводится как «маленький», «низкий».
20 [71] — О первых плодах см. Лев 23:9-14; Втор 26:1-11.
25 [72]Пс 109:1.
27 [73]Пс 8:7.
29 [74] — Здесь Павел не поддерживает тех, кто принимал этот обряд за мертвых, а просто приводит их в пример как один из аргументов, подтверждающих воскресение.
32 [75] — Многие толкователи видят здесь метафору: Павел сравнивает с дикими зверями людей, противников пути Бога.
32 [76]Ис 22:13; см. также Ис 56:12.
33 [77] — Цитата из комедии ТАИС древнегреч. поэта Менандра (342-292 гг. до н. э.).
41 [78] — Букв.: слава.
45 [79]Быт 2:7.
47 [80] — См. Быт 2:7.
54 [81]Ис 25:8.
55 [82]Ос 13:14.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.