Евреям 11 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новый русский перевод

 
 

А вера кладет твердым основанием надежду и являет незримое.
 
Вера — это уверенность в том, чего мы с надеждой ожидаем, подтверждение того, чего мы не видим.

И об этом свидетельствуют герои древности.
 
Древние жили такой верой и заслужили одобрение.

Вера дает нам познать, как одним Божьим словом сотворены миры, и всё наблюдаемое возникло из незримого.
 
Именно верой мы понимаем, что вселенная была создана словом Бога и что всё видимое было создано из невидимого.

Это вера позволила Авелю принести Богу жертву лучше, чем у Каина — и вера свидетельствует о его праведности. Сам Бог дал это свидетельство, приняв его дары — и благодаря вере Авель говорит даже после смерти.
 
Верой Авель принес Богу жертву лучшую, чем Каин. Верой он заслужил одобрение как праведник, когда Бог похвалил его жертву.[99] И, хотя Авель умер, он, благодаря своей вере,[100] всё ещё говорит.

Это вера дала Еноху покинуть этот мир прежде, чем он встретил смерть, — его не стало, потому что его взял Бог. И еще прежде того было дано свидетельство, что он угоден Богу.
 
Благодаря вере, Енох был взят из этого мира, не увидев смерти. Его нигде не могли найти, потому что Бог взял его. Но до того, как он был взят, он заслужил одобрение как человек, угодивший Богу[101].

А без веры невозможно Ему угодить: кто прибегает к Нему, должен верить, что Он существует и вознаграждает тех, кто ищет Его.
 
Без веры же Богу угодить невозможно, потому что каждый, кто приходит к Нему, должен верить в то, что Он есть и что Он вознаграждает тех, кто Его ищет.

Это вера позволила Ною получить предупреждение о том, что еще не было видно, и потому он с благоговением приготовил ковчег для спасения всей своей семьи. Вера позволила ему осудить весь мир и унаследовать ту праведность, которая приходит от веры.
 
Верой Ной, получив предупреждение о том, чего ещё нельзя было видеть, в благоговении построил ковчег для спасения своей семьи. В результате мир был осужден[102], а Ной стал наследником праведности, которая приходит через веру[103].

Это вера дала Аврааму послушаться Божьего призвания и отправиться туда, где должен был получить удел в наследство — он и вышел в путь, не зная, куда идет.
 
Верой Авраам, призванный идти в землю, которую ему было обещано получить в будущем в наследие, подчинился и пошел, хотя он и сам не знал, куда идет[104].

Благодаря вере, он поселился в обещанной земле, тогда чужой для него, и жил в шатрах вместе с Исааком и Иаковом, наследниками того же обещания —
 
Верой он поселился в обещанной земле как чужеземец, живя в палатках, как и Исаак и Иаков, которые вместе с ним были наследниками согласно тому же обещанию,

он ожидал, когда Бог как создатель и архитектор построит на твердом основании город.
 
потому что он ожидал города, стоящего на прочных основаниях, архитектор и строитель которого Сам Бог[105].

Это вера позволила принять его семя Сарре, которая прежде была бесплодна и вышла из детородного возраста — ведь она знала, что обещание дал Тот, Кто верен Своему слову.
 
Верой Авраам стал отцом, хотя и сама Сарра была бесплодна, и он был уже стар, — ведь он полагался на Того, Кто обещал ему[106].

И потому от одного Авраама, хоть и умерла его мужская сила, произошло несчетное множество потомков, как звезд на небе или песчинок на берегу морском.
 
И таким образом, от одного человека, тело которого состарилось, произошло столько людей, сколько звезд в небе и сколько песчинок на берегу моря[107].

Все они умерли, сохраняя веру, хотя сами еще не получили обещанных благ. Они лишь смотрели на них издали и приветствовали, и так признавали, что по этой земле они странствуют, как бродяги.
 
Все эти люди так и умерли, храня веру, не дождавшись того, что им было обещано. Они лишь издали видели и приветствовали всё это. Они признавали, что на этой земле они всего лишь пришельцы и странники[108].

Кто называет себя странником, показывает, что ищет родину.
 
Те, кто считает себя таковыми, показывают тем самым, что они ищут свою истинную родину.

И если бы они имели в виду страну, из которой вышли, то могли бы в нее вернуться.
 
Если бы они думали лишь о той стране, которую им пришлось покинуть, они могли бы в неё и возвратиться.

Нет, они стремятся к лучшей, небесной родине. Потому Бог не стыдится их, а называет Себя их Богом — ведь Он приготовил для них Город.
 
Но на самом деле они стремятся к лучшей стране — к небесной. Поэтому Бог не стыдится называться их Богом, ведь Он приготовил для них город.

Это вера позволила Аврааму, когда он проходил испытание, принести в жертву Исаака — да, он принес единородного сына, того самого, кто должен был унаследовать Божьи обещания.
 
Верой Авраам, когда Бог испытывал его, принес Исаака в жертву. Ему было дано обещание, и он готов был принести в жертву своего единственного[109] сына,

Ведь это о нем было сказано: «потомством твоим будут называться дети Исаака».
 
и это невзирая на то, что Бог сказал ему: «Через Исаака ты будешь иметь семя, которое Я тебе обещал».[110]

Он считал, что Бог может и из мертвых воскресить — образно говоря, так оно и вышло.
 
Авраам считал, что Бог может даже воскрешать из мертвых, и, образно говоря, Исаак был действительно возвращен ему из мертвых.

Вера дала Исааку благословить Иакова и Исава и так предсказать будущее.
 
Верой Исаак благословил будущее Иакова и Исава[111].

Вера позволила Иакову перед смертью благословить обоих сыновей Иосифа и «поклониться, опершись на жезл».
 
Верой Иаков, находясь при смерти, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, оперевшись на свой посох[112].

Вера позволила Иосифу в конце жизни рассказать сынам Израиля об Исходе и распорядиться, как поступить с его костями.
 
Верой Иосиф в конце своей жизни говорил о выходе израильтян из Египта и сделал распоряжение о своих собственных останках[113].

Вера заставила родителей Моисея скрывать его три месяца после рождения: они заметили его красоту и не испугались повеления фараона.
 
Верой родители Моисея прятали его три месяца после того, как он родился, потому что они видели, что он был прекрасным ребенком, и их не напугал царский указ[114].

Вера не позволила Моисею, когда он вырос, называться сыном фараоновой дочери:
 
Верой Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона.

он предпочел страдать вместе с Божьим народом, а не наслаждаться греховной временной жизнью.
 
Он предпочел лучше быть притесняемым вместе с народом Божьим, чем наслаждаться кратковременными греховными удовольствиями.

Быть униженным, как Христос, он считал бо́льшим богатством, чем все сокровища Египта — ведь он смотрел на конечное воздаяние.
 
Он видел, какая награда ждет его впереди, и поэтому унижение ради Христа для него было ценнее богатств Египта.

Вера дала ему оставить Египет, не боясь царского гнева — он все терпел, словно бы видя Незримого.
 
Верой он вышел из Египта, не боясь гнева царя. Он вытерпел всё, как человек, который видел бы перед собой Невидимого[115].

Вера позволила ему совершить Пасху и пролить кровь, чтобы ангел-губитель не коснулся израильских первенцев.
 
Верой он совершил Пасху с окроплением дверных косяков кровью, чтобы губитель первенцев не прикоснулся к семьям[116] израильтян.

Вера дала им перейти Красное море словно посуху, а когда то же попытались сделать египтяне, они утонули.
 
Верой народ перешел Красное море[117], как по суше; когда же египтяне попытались сделать то же самое, они утонули[118].

Вера призвала их семь дней обходить стены Иерихона — и стены рухнули.
 
Верой упали стены Иерихона после того, как семь дней подряд израильтяне обходили город[119].

Вера побудила блудницу Раав принять с миром лазутчиков — и поэтому она не погибла вместе с неверными.
 
Верой блудница Раав, с миром приняв израильских лазутчиков, не была убита вместе с неверующими[120].

Что мне к этому добавить? Не хватит времени рассказывать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде и Самуиле, и о пророках.
 
Есть ли нужда говорить больше? Время не позволяет мне рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и пророках.

Своей верой они покоряли царства, вершили справедливость, шли навстречу обещанному, закрывали пасти львам,
 
Они верой покоряли царства, восстанавливали праведность, получали обещанное, закрывали пасти львам[121],

гасили мощное пламя, спасались от хищного меча, в слабости обретали силу, на войне становились крепки и обращали вражьи воинства вспять,
 
гасили яростное пламя, спасались от острия меча. Их слабость становилась силой, они были крепкими в битве и обращали в бегство чужеземные армии.

а женщины получали своих умерших близких воскресшими. Некоторые из них не согласились на освобождение от плена и были замучены — они предпочли земной жизни лучшую, после воскресения.
 
К женщинам возвращались их умершие[122] близкие, воскрешенные к жизни. Другие были замучены до смерти, отказавшись от предложенной им свободы. Они ожидали воскресения к лучшей жизни.

Другие испытали насмешки и побои, даже цепи и тюрьмы,
 
Иные терпели насмешки и побои, а также цепи и темницу.

их побивали камнями, перепиливали или убивали мечом, они бродили в овечьих и козьих шкурах, среди лишений, бедствий и страданий.
 
Их побивали камнями, распиливали надвое, убивали мечом, им приходилось скитаться в овечьих и козьих шкурах, они были в нужде, их преследовали и над ними издевались.

Те, кого весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земным!
 
Те, кого весь мир не был достоин, скитались по пустыням, горам, пещерам и ущельям.

Да, есть свидетельство об их вере — но обещанного все они так и не получили.
 
Все они получили одобрение Бога за свою веру, но ни один из них при жизни не получил того, что было обещано,

Дело в том, что Бог и нам предназначил лучшую долю: они должны достигнуть вместе с нами совершенства!
 
потому что и для нас Бог предусмотрел нечто лучшее, чтобы только вместе с нами они достигли совершенства.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
4 [99] — См. Быт 4:2-5.
4 [100] — Букв.: он, благодаря ей.
5 [101]Быт 5:18-24.
7 [102] — Букв.: ею он осудил мир.
7 [103] — См. Быт 6:9-22.
8 [104] — См. Быт 12:1-4; Деян 7:2-4.
10 [105] — См. Евр 12:22; Откр 21.
11 [106] — Или: « Верой и сама Сарра, несмотря на то, что была бесплодна, смогла зачать ребенка в столь преклонном возрасте, — ведь она полагалась на Того, Кто обещал ей». См. Быт 21:1-2.
12 [107] — См. Быт 15:5-6; Быт 22:17; Быт 32:12; Ис 51:2.
13 [108] — См. Быт 23:4; 1Пар 29:15; Пс 38:13; 1Пет 2:11.
17 [109] — На языке оригинала это слово можно перевести и как «уникальный», и как «единственный». В данном контексте его нужно понимать как уникальный, в том смысле, что Исаак был обещан Аврааму Богом.
18 [110]Быт 21:12.
20 [111] — См. Быт 27.
21 [112] — См. Быт 47:31; Быт 48:1-20.
22 [113] — См. Быт 50:24-25.
23 [114] — См. Исх 1:22; Исх 2:2; Деян 7:20.
27 [115] — См. Исх. 2-3; Деян 7:23-29.
28 [116] — Букв.: к ним. См. Исх 12:21-23.
29 [117] — Местоположение Красного моря указано в таких отрывках как 3Цар 9:26 (Элат на побережье Красного моря), Чис 14:25 (Акабский залив к югу от Кадеш-Барнеа).
29 [118] — См. Исх 14:10-28; Иуд 5.
30 [119] — См. Нав 6.
31 [120] — См. Нав 2; Нав 6:22-25; Иак 2:25.
33 [121] — См. Дан 6:16-23.
35 [122] — См. напр., 3Цар 17:17-24; 4Цар 4:8-36.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.