внимайте, все жители этой земли!
Бывало ли такое во дни ваши
или во дни отцов ваших?
ваши дети пусть поведают вашим внукам,
ваши внуки — следующим поколениям:
что оставила саранча — доели ее детеныши,
что оставила молодая саранча — доела взрослая*.
все, кто любит вино, рыдайте —
виноградного сока вам не досталось.
могучий, неисчислимый,
зубы у него, как у льва,
клыки у него, как у львицы*.
смоковницу Мою* ободрал,
донага ее обнажил и бросил,
ветви ее побелели.
рыдает о юном женихе.
хлебные приношения и возлияния,
в трауре священники, служители Господа.
истреблен хлеб, засох виноград, увяла маслина.
о пшенице и ячмене: погиб на поле урожай!
и гранат, и пальма, и яблоня,
и все садовые деревья засохли —
так иссякла и радость у сынов человеческих.
рыдайте, служители алтаря,
в рубищах проводите ночи, служители Бога:
прекратились в доме Божьем
хлебные приношения и возлияния.
созовите собрание,
соберите старцев, всех жителей страны*
в Дом Господа, вашего Бога
и взывайте ко Господу.
Близок День Господень,
как нашествие, он от Крепкого придет!
а в доме Божьем иссякли
радость и ликование.
опустошены амбары,
развалились житницы,
потому хлеба исчез.
Разбрелись стада коров,
ибо не стало пастбищ для них,
заброшены* даже овцы и козы.
Огонь пожрал пастбища в степи,
садовые деревья опалил жар*.
потому что пересохли потоки вод
и огонь пожрал пастбища в степи.
4 Гусеницы и саранча являются одним и тем же насекомым в разных стадиях своего развития. Обычно Дух побуждает пророка на пророчество в связи с какими-то местными обстоятельствами, имеющими важное духовное значение. Сравним, например, с Ис 7:1−14, где вторжение сирийцев и неверие Ахаза послужили поводом для великого пророчества в ст. 14. Опустошение полей и виноградников прожорливыми насекомыми, как показано у Иоиля, имело также немалое духовное значение для евреев (Иоиль 1:13−14), и послужило поводом для пророчества о дне Господнем, которому предстоит исполниться (Ис 2:12). Эта тема разворачивается в Иоил. 2, где реальное нападение саранчи отступает на задний план, а картина грядущего дня Иеговы заполняет всю сцену.
Она изображает конец нынешнего времени, то есть «времени язычников» (Лк 21:24; Откр 16:14); Армагеддонскую битву (Откр 16:14; 19:11−21); возвращение Израиля в свой дом (Рим 11:26, примеч.) и благословение в царстве его. Замечательно то, что Иоиль, выступивший в самом начале периода письменных пророчеств (836 до Р. Х.) дает уже полную картину будущего в том же виде, в каком оно позднее появилось в других письменных пророчествах.
Порядок сообщаемых им событий таков:
1) Вторжение в Палестину с севера под водительством Зверя и лжепророка (Иоиль 2:1−10; «Армагеддон», Откр 16:14);
2) войско Господне и уничтожение захватчиков (Иоиль 2:11; Откр 19:11−21);
3) покаяние жителей Иудеи (Иоиль 2:12−17; Втор 30:1−9, примеч.);
4) обещание Иеговы (Иоиль 2:28−29);
5) излияние Духа в «последние дни» (еврейские) (Иоиль 2:28−29);
6) Второе пришествие Господа во славе и учреждение царства (Иоиль 2:30−32; Деян 15:15−17), то есть воссоединение Израильского народа и суд над другими народами (Иоиль 3:1−16);
7) полное и постоянное благословение народа в царстве (Иоиль 3:17−21; Зах 14:1−21; Мф 25:32, примечание).