Обратитесь ко мне! — пророчество Господа Воинств,
и Я тогда обращусь к вам, говорит Господь Воинств.
к которым взывали прежние пророки,
передавали им слова Господа:
«сверните со злых ваших путей,
отвратитесь от злых ваших дел» —
но не послушали они, Мне не вняли.
Таково пророчество Господа!
Да и пророкам — жить ли вечно?
что заповедал пророкам, Моим слугам —
разве не постигло все это отцов ваших?
Тогда раскаялись они и сказали:
«Как судил Господь Воинств с нами поступить —
за наши пути, за дела наши —
так Он и поступил с нами».
— Кто это, Владыка?
Мне ответил ангел, говоривший со мной:
— Я покажу тебе, кто это.
— Это те, кого Господь послал обойти землю.
— Мы обошли всю землю, она пребывает в покое.
— Господи Воинств! Доколе же милость Твоя будет далека от Иерусалима и городов Иудеи, на которые Ты негодуешь вот уже семьдесят лет?
— Возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великой!
— Города Мои преисполнятся благом; вновь Господь помилует Сион, вновь изберет Иерусалим!
— Что это?
Он ответил:
— Это рога, которые разбросали Иуду, Израиль и Иерусалим.
— Что они станут делать?
Он ответил:
— Те рога разбросали Иуду так, что никто и головы поднять не смеет. А эти пришли, чтобы заставить их содрогнуться, сокрушить рога, которые другие народы подняли на землю Иуды, чтобы рассеять ее народ.
8 «Муж» (ст. 8), «господин мой», «Ангел, говоривший со мною» (ст. 9) и «Ангел Господень» (ст. 10 и 11); «Муж», который «стоял между миртами» (ст. 8) — одно и то же лицо. Пророк обращается к нему: «господин мой» (ср. с Быт 19:2), но когда «муж» отвечает, пророк вдруг видит, что с ним говорит Ангел — «Ангел, говоривший со мною» (ст. 9). В ст. 10 существо в видении снова «муж, который стоял между миртами». В ст. 11 он назван «Ангелом Господним» и ему незримые всадники на рыжих, пегих и белых конях говорят: «обошли мы землю» и т. д. (ст, 11). Затем (ст. 12) «Ангел Господень» (то есть «муж» и «господин мой» и «Ангел, говоривший со мною») ходатайствует перед Господом за Иерусалим и города Иудеи. Время ходатайства очевидно относится к концу 70-го года пленения Иудеи.
Взятое в целом первое видение Захарии (ст. 8−17) посвящено Иудее, которая пребывает в рассеянии; Иерусалим находится в руках противника, а языческие народы вокруг чувствуют себя спокойно и уверенно. Эта ситуация продолжается без перемен и ответ Иеговы на ходатайство Ангела должен быть отнесен не к временам Захарии, а к концу языческой власти, когда «утешит Господь Сион», (ст. 16−17; Ис 40:1−5). См, «Царство» (В. З.), Быт 1:26; Зах 12:8, примечание.
18 «Рог» — символизирует языческого царя (Дан 7:24; Откр 17:12); видение касается четырех мировых держав (Дан 2:36−44; 7:3−7), которые «разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим» (ст. 19).
20 Слово чараш, переведенное здесь словом «рабочий», означает на самом деле «резчик» или «гравировщик». Ст 21 уясняет, что кем бы эти четыре рабочих ни были, они пришли, чтобы «сбить», срезать (по-еврейски чарад) рога, то есть им поручено укоротить, обессилить великие мировые державы. За образами четырех рабочих скрываются четыре тяжких казни, посланные от Иеговы: «меч, голод, лютые звери и моровая язва» (Иез 14:21) или четырьмя всадниками Отк. 6.