Sprüche 1 глава

Sprüche
Elberfelder Bibel 2006 → Толкования Августина

Elberfelder Bibel 2006

1 Sprüche Salomos, des Sohnes Davids, des Königs von Israel,
2 um zu erkennen Weisheit und Zucht, um zu verstehen verständige Worte,
3 um anzunehmen Zucht ‹mit› Einsicht[1], ‹dazu› Gerechtigkeit, Recht und Aufrichtigkeit,
4 um Einfältigen[2] Klugheit zu geben, dem jungen Mann Erkenntnis und Besonnenheit.
5 Der Weise höre und mehre die Kenntnis, und der Verständige erwerbe[3] weisen Rat[4],
6 um zu verstehen Spruch und Bildrede, Worte von Weisen und ihre Rätsel! —
7 Die Furcht des HERRN ist der Anfang der Erkenntnis. Weisheit und Zucht verachten ‹nur› die Narren.
8 Gehorche, mein Sohn, der Zucht deines Vaters und verwirf nicht die Weisung[5] deiner Mutter!
9 Denn ein anmutiger Kranz für dein Haupt sind sie und eine Kette für deinen Hals. —
10 Mein Sohn, wenn Sünder dich locken, so folge ‹ihnen› nicht!
11 Wenn sie sagen: Geh mit uns! Wir wollen auf Blut lauern, wollen ohne Grund dem Rechtschaffenen[6] nachstellen.
12 Wir wollen sie wie der Scheol lebendig verschlingen und vollständig wie solche, die ‹im Nu› in die Grube hinabfahren.
13 Allerlei kostbaren Besitz werden wir finden, werden unsere Häuser mit Beute füllen.
14 Dein Los wirf nur in unserer Mitte; ein Beutel soll uns allen sein! —
15 Mein Sohn, geh nicht mit ihnen auf dem Weg, halte deinen Fuß zurück von ihrem Pfad!
16 Denn ihre Füße laufen zum Bösen und eilen, Blut zu vergießen.
17 In den Augen aller Vögel[7] ist das Fangnetz ja ‹auch› ohne Absicht bestreut[8];
18 doch jene lauern auf ihr Blut, sie stellen ihrem Leben nach[9].
19 So sind[10] die Pfade eines jeden, der unrechten Gewinn macht: Der nimmt seinem Besitzer das Leben.
20 Die Weisheit schreit draußen; auf den Plätzen lässt sie ihre Stimme erschallen.
21 Wo man am lautesten lärmt[11], ruft sie. An den Eingängen der Tore, in der Stadt, spricht sie ihre Worte:
22 Bis wann, ihr Einfältigen[12], wollt ihr Einfalt[13] lieben und haben Spötter ihre Lust an Spott und hassen die Toren Erkenntnis?
23 Wendet ihr euch meiner Mahnung zu, siehe[14], so will ich meinen Geist euch sprudeln lassen, will euch kundtun meine Worte. —
24 Weil ich rief und ihr euch weigertet, ‹weil› ich meine Hand ausstreckte und niemand aufmerkte
25 und ihr fahren ließet all meinen Rat und meine Mahnung[15] nicht wolltet,
26 so will auch ich bei eurem Unglück lachen, will spotten, wenn der Schrecken über euch kommt,
27 wenn wie ein Unwetter der Schrecken euch naht, euer Unglück hereinbricht wie ein Sturm, wenn Bedrängnis und Angst über euch kommen.
28 Dann rufen sie mich, doch ich antworte nicht, ‹dann› suchen sie mich, doch sie finden mich nicht.
29 Weil sie Erkenntnis gehasst und die Furcht des HERRN nicht erwählt haben,
30 meinen Rat nicht gewollt, verschmäht haben all meine Mahnung[16],
31 sollen sie essen von der Frucht ihres Weges, von ihren Ratschlägen sich sättigen.
32 Ja, die Abkehr der Einfältigen[17] tötet sie, und die Sorglosigkeit der Toren vernichtet sie.
33 Doch wer auf mich hört, wird sicher wohnen, kann ruhig sein vor des Unglücks Schrecken.

Толкования Августина

Стих 1

Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление .

Источник: Толкование Псалмов 72.3,Сl. 0283, SL39.71.3.2.

Стих 2

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление (1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; Притч 1:1−2).

Толкование Псалмов.

Стих 3

Как ты знаешь, бывают некоторые пороки, которые, по очевидному различию, противоположны добродетели, как, например, неблагоразумие по отношению к благоразумию. Бывают же такие, которые, поскольку они пороки, постольку противоположны добродетелям, но, тем не менее, и сходны неким обманным образом с ними: например, когда мы благоразумию противопоставляем не безрассудство, но хитроумие. Ибо теперь я говорю о том хитроумии, под которым обыкновенно больше понимают и обозначают нечто лукавое, а не о том, как обычно это слово выражено в нашем Писании, каковое зачастую вкладывает в него положительный смысл, отчего встречаются такие места: будьте мудры, как змии (16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мф 10:16), а также когда говорится, чтобы простым дать смышленость. Точно так же и неправедность противится праведности по явному несходству, тогда как обыкновенно страсть отмщения рядится в праведность, но остается пороком.

Источник: Письма 167,Сl.0262,167.44/2.593.7

Стих 7

По предписаниям Божиим, которые мы принимаем, дабы вести себя благо, да обустроишь ты жизнь свою и нравы, исходя из благоговейного страха; ибо начало мудрости — страх Господень, которым ломается и хиреет человеческая гордыня. Потом же, как в благоговении умягчишься и станешь кротким, не будешь ретивой страстностью подвергать сомнению также то, что и ты до сего дня не понимаешь, и что невеждам представляется нелепым и противоречащим себе в Священном Писании. И не будешь пытаться затмевать собственным разумением смысл божественных книг, но более умалишься и в кротости свой разум попытаешься расширить, нежели безудержно будешь производить нападки на сокровенное.

Письма 171 А, Сl. 0262, 171А.44/1.632.5

Стих 11

Приводимые в Притчах слова нечестивых: подстережем непорочного без вины... наберем всякого драгоценного имущества , — не до такой степени темны, чтобы их нельзя было без особого и старательного толкования применять к Христу и Его имуществу — Церкви. Нечто подобное и сам Господь Иисус влагает в евангельской притче в уста злых делателей: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Мф 21:38).

Источник: О Гpaдe Божьем 17.20,Cl.0313,SL48.17.20.51

Стих 24

Что значит то, что во многих местах гласит Писание:воззовут, и не послушаю их. О них сказано: не призывающие Бога (5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, [как] едят хлеб, и не призывающие Бога? Пс 52:5). Призывают, но не Бога. Ведь можно взывать к тому, кого любишь; можно взывать к тому, кого к себе приглашаешь, к тому, чьего прихода к себе желаешь. В свой черед, если взывать к Богу, дабы имел место денежный доход, дабы выпало наследство, дабы сподобиться мирских почестей, то и призовешь то, чьего появления добиваешься; но установишь, что Бог — пособитель твоей алчности, а не Тот, Кто внемлет прошению. Бог благ, если дает, что желаешь. Но если желаешь ты дурного, не большей ли милостью будет не воздать тебе? Но тогда, если не даст, то и Богом для тебя не будет; и ты вопиешь: сколько я молился, сколь часто я испрашивал, и не послушал меня! А что же ты просил? Вот бы недруга твоего постигла смерть! А если и он попросит для тебя? Тот же, Кто сотворил тебя, сотворил и его; ты человек, и он человек, а Бог — судия, слушает обоих и не послушает обоих. Ты печалишься, поскольку не послушали тебя против него; радуйся же, что не послушали его против тебя.

Источник: Толкование Псалмов 85.8, Сl. 0283, SL39.85.8.4.

***

Между надеждой и отчаянием мечется дух. Следует бояться, чтобы не сразила тебя надежда, ибо коль скоро много ты надеешься на милосердие, то будешь подлежать суду. Должно бояться, с другой стороны, чтобы не сразило тебя отчаяние, ибо коль скоро ты полага-ешь, что не будет тебе прощена тяжесть совершенного тобой, то не будет у тебя раскаяния и попадешь ты под суд мудрости, которая говорит: За то и я посмеюсь вашей погибели .

Что же, стало быть, делать Господу с теми, кто объят обоими недугами? Тем, которые испытуемы надеждой, говорит следующее: Не медли обратиться к Господу,, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения (8 Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: 9 ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения. Сир 5:8−9). Тем, которые испытуемы отчаянием, что Он говорит? В какой бы день беззаконник ни обратился, забуду все беззакония его . Значит, ради тех, кто отягощен отчаянием, Он предусмотрел гавань прощения, а ради тех, кого развращает надежда и на кого воздействует соблазн попусканий, сделал так, что день кончины неизвестен. Когда придет последний день, тебе неведомо. Не будет ли с твоей стороны неблагодарным откладывать, раз ты располагаешь днем нынешним, в который можешь исправиться?

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 33.3−4,Сl. 0278,33.8.14

Примечания:

 
Elberfelder Bibel 2006
1 ⓐ – Kap. 10,1; 25,1; 1Kö 5,12
2 ⓒ – Kap. 4,1; 19,20
3 [1] – o. Zucht, <die> kluges Handeln <bewirkt>
3 ⓓ – Kap. 2,9; 22,21; Pred 12,10
4 [2] – o. Unerfahrenen; o. Unverständigen
4 ⓔ – Ps 119,9; Tit 2,6
5 [3] – o. Es hört darauf der Weise und nimmt zu an Einsicht, und der Verständige erwirbt
5 [4] – w. Steuerungen; d. h. Verhaltensregeln; o. weise Lenkung
5 ⓕ – Kap. 8,33; 9,8.9; 18,15; 19,25; 21,11; 5Mo 4,6; Hi 34,2; Mt 13,12
7 ⓖ – Kap. 9,10; 15,33; Hi 28,28
7 ⓗ – Kap. 15,5; 18,2
8 [5] – o. das Gesetz
8 ⓘ – Kap. 6,20; 23,22; 31,1; Eph 6,1
9 ⓙ – Kap. 3,22
10 ⓚ – Kap. 24,2; Eph 5,11
11 ⓛ – Kap. 12,6
11 [6] – o. dem Unschuldigen
11 ⓜ – Ps 10,8; Jer 5,26
12 ⓝ – Ps 124,3
13 ⓞ – Am 3,10
15 ⓟ – Kap. 3,31; 4,14.15; Ps 1,1; 119,101; Jes 33,15
16 ⓠ – Kap. 6,18; 1Mo 37,20; Jes 59,7
17 [7] – w. jedes Herrn der Schwinge
17 [8] – d. h. mit Köder; andere üs. mit Textänderung: ausgespannt
18 [9] – o. und <jene> lauern auf ihr eigenes Blut, stellen ihrem eigenen Leben nach
18 ⓡ – Kap. 5,22; 11,5.6
19 [10] – d. h. wie das Schicksal der Vögel, die sich auf den Köder stürzen
19 ⓢ – Kap. 15,27; 29,24; Jos 7,21.25; Ps 7,16.17; 1Tim 6,9.10
20 ⓣ – Kap. 8,1; 9,1.3
21 [11] – w. Auf dem Gipfel der lärmenden <Orte>
21 ⓤ – Kap. 8,3
22 [12] – o. Unerfahrenen; o. Unverständigen
22 [13] – o. Unerfahrenheit; o. Unverstand
22 ⓥ – Kap. 15,12
22 ⓦ – Ps 94,8
23 [14] – o. Kehrt auf meine Rüge hin um! Siehe
23 ⓧ – Joe 3,1
25 [15] – o. Rüge
26 ⓐ – Kap. 3,34; 19,29; 5Mo 28,63; Ps 37,13
27 ⓑ – Kap. 10,25; Jer 23,19; 1Thes 5,3
28 ⓓ – Hos 5,6
29 ⓔ – Hi 21,14
29 ⓕ – 2Thes 2,10
30 [16] – o. Rüge
30 ⓖ – Kap. 5,12; 2Chr 25,16
31 ⓗ – Kap. 14,14; Jer 6,19; Hes 22,31
32 [17] – o. Unerfahrenen; o. Unverständigen
32 ⓘ – Kap. 2,18; 8,36; 9,18; 10,21; 14,16; Am 6,1
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.