Jeremia 1 глава

Jeremia
Elberfelder Bibel 2006 → Толкование Далласской семинарии

Elberfelder Bibel 2006

1 Worte Jeremias, des Sohnes Hilkijas, von den Priestern in Anatot im Land Benjamin,
2 zu dem das Wort des HERRN geschah in den Tagen Josias, des Sohnes Amons, des Königs von Juda, im dreizehnten Jahr seiner Regierung.
3 Und es geschah ‹auch› in den Tagen Jojakims, des Sohnes Josias, des Königs von Juda, bis zum Ende des elften Jahres Zedekias, des Sohnes Josias, des Königs von Juda, bis zur Wegführung Jerusalems[1] im fünften Monat.
4 Und das Wort des HERRN geschah zu mir so:
5 Ehe ich dich im Mutterleib bildete, habe ich dich erkannt, und ehe du aus dem Mutterschoß hervorkamst, habe ich dich geheiligt; zum Propheten für die Nationen habe ich dich eingesetzt.
6 Da sagte ich: Ach, Herr, HERR! Siehe, ich verstehe nicht zu reden, denn ich bin ‹zu› jung.
7 Der HERR aber sprach zu mir: Sage nicht: Ich bin ‹zu› jung. Denn zu allen, zu denen ich dich sende, sollst du gehen, und alles, was ich dir gebiete, sollst du reden.
8 Fürchte dich nicht vor ihnen! Denn ich bin mit dir, um dich zu retten, spricht der HERR[2].
9 Und der HERR streckte seine Hand aus und rührte meinen Mund an, und der HERR sprach zu mir: Siehe, ich lege meine Worte in deinen Mund.
10 Siehe, ich habe dich an diesem Tag über die Nationen und über die Königreiche bestellt, um auszureißen und niederzureißen, zugrunde zu richten und abzubrechen, um zu bauen und zu pflanzen.
11 Und das Wort des HERRN geschah zu mir: Was siehst du, Jeremia? Und ich sagte: Ich sehe einen Mandelzweig[3].
12 Und der HERR sprach zu mir: Du hast recht gesehen; denn ich werde über meinem Wort wachen, es auszuführen.
13 Und das Wort des HERRN geschah zu mir zum zweiten Mal: Was siehst du? Und ich sagte: Ich sehe einen siedenden Topf[4], dessen Oberfläche von Norden her ‹geneigt› ist.[5]
14 Da sprach der HERR zu mir: Von Norden her wird das Unglück losbrechen über alle Bewohner des Landes.
15 Denn siehe, ich bin im Begriff, alle Stammesgruppen der Königreiche des Nordens herbeizurufen, spricht der HERR[6], dass sie kommen, und jeder seinen Thron aufstellt am Eingang der Tore Jerusalems und gegen all seine Mauern ringsum und gegen alle Städte Judas.
16 Und ich werde meine Urteile über sie sprechen wegen all ihrer Bosheit, dass sie mich verlassen und anderen Göttern Rauchopfer dargebracht und sich vor den Werken ihrer Hände niedergeworfen haben.
17 Du aber gürte deine Hüften, mach dich auf und rede zu ihnen alles, was ich dir gebieten werde! Erschrick nicht vor ihnen, damit ich dich nicht vor ihnen in Schrecken setze[7]!
18 Und ich, siehe, ich mache dich heute zu einer befestigten Stadt und zu einer eisernen Säule und zu einer ehernen Mauer[8] gegen das ganze Land, für die Könige von Juda, für seine Obersten, seine Priester und das Volk des Landes.
19 Und sie werden gegen dich kämpfen, dich aber nicht überwältigen, denn ich bin mit dir, spricht der HERR[9], um dich zu retten.

Толкование Далласской семинарии

1. Вступление (глава 1)

Книга Пророка Иеремии начинается с краткого представления пророка читателям: кто он, от кого и откуда произошел, как и когда был призван на служение…

А. О времени служения пророка (1:1−3)

Иер 1:1. Иеремия был из священнического рода, т. е. происходил от первосвященника Аарона. Едва ли отец его — Хелкия и первосвященник времени царя Иосии, обнаруживший в храме свиток закона (4Цар 22:2−14), — одно и то же лицо. Имя «Хелкия» было, очевидно, весьма распространенным в левитской среде (1Пар 6:45−46; 26:10−11; 2Пар 34:9−22; Неем 12:7).

Родным городом Иеремии был Анафоф, располагавшийся в земле Вениаминовой, километрах в четырех на северо-восток от Иерусалима. Территория Вениамина граничила с наделом Иудиным, и «граница» между ними проходила с востока на запад близ Иерусалима (Нав 18:15−16). Городок, или селение, Анафоф был из числа назначенных священникам Иисусом Навином (Нав 21:15−19). Сюда царь Соломон сослал Авиафара-священника за то, что тот поддержал брата его Адонию, претендовавшего на трон отца их Давида (3Цар 1:7; 2:26−27).

Иер 1:2−3. Происходивший из рода священников, Иеремия никогда, однако, не исполнял священнического служения, но, призванный Богом, стал служить Ему как пророк. Напомним, что пророком назывался человек, через которого Господь говорил к Своему народу. Иеремию Он призвал в тринадцатый год царствования Иосии, вступившего на трон в 640 г. до Р. Х., т. е. в 627 году. Иосия был последним благочестивым царем Иудеи. Все ее цари после безвременной смерти Иосии в 609 году не были достойны звания своего и назначения.

Между тем, Иеремия оставался «устами Божиими», говоря к иудеям от имени их Господа до пятого месяца одиннадцатого года правления царя Седекии (именно так надо понимать сказанное в стихе 3), т. е. до июля-августа 586 г. до Р. Х. Таким образом служение Иеремии продолжалось, по крайней мере, 41 год. Однако речь тут, по всей видимости, идет о служении пророка иудейскому народу и стране Иудее, пока та существовала, т. е. до переселения Иерусалима Навуходоносором. Ведь в Иер 39:11 — 44:30 говорится о том, что происходило с иудеями и с самим Иеремией, продолжавшим свое пророческое служение после августа 586 года до Р. Х.

Б. Призыв Иеремии на служение (1:4−10)

Иер 1:4−5. Обращение Бога к Иеремии, как это изложено им, обращает на себя внимание краткостью своей и как бы отсутствием патетичности (в сравнении с тем, как происходило оно, к примеру, с Исаией, Амосом или Михеем). Вероятно, что связано было с особенностями его натуры: Иеремия был человеком скорее углубленным внутрь чем «устремленным» вовне, он не был по природе своей бойцом, увереным в собственных силах, в том, что великое дело, которое ему предстоит, «по плечу» ему (стих 6). Но Бог, знающий каждое сердце в глубинах его, обращается к Иеремии с особенными словами побуждения и ободрения.

Он открывает ему, что избрал его как пророка Прежде нежели… образовал его во чреве матери. Еврейское познал (йада) подразумевает нечто большее чем познание посредством ума: это синоним особой близости, интимного, так сказать, знания; характерно, что именно этим словом передается всесторонний опыт супружеских взаимоотношений.

Бог говорит Иеремии, что освятил его, т. е. отделил для предстоявшего ему служения, до того еще, как он вышел из материнской утробы. Освящение людей и предметов есть «отделение» их Богом для Его особых целей (Исх 29:44; 40:9; 29:1; 30:30). Иегова ставит Иеремию в известность, что поставил его пророком, т. е. вестником слова Своего, не только для иудеев, к которым он преимущественно станет обращаться (главы 2−45), но и для языческих народов (главы 46−51).

Иер 1:6. В согласии с его натурой — реакция Иеремии на услышанный им голос Божий. В ней звучит сомнение: я не умею говорить (т. е. не обладаю достаточным красноречием для общественного служении), я слишком (так в оригинале) молод. В этой последней фразе (полагают, что в год его «призвания» Иеремии было не более 20 лет) тоже выражено сомнение, страх неподготовленности к великой миссии.

Иер 1:7−10. Господь не принимает возражения Иеремии: его «неумение» и «молодость» не имеют значения, потому что он будет выполнять волю Его с Его же помощью. Глаголы в стихе 7 (при более правильном прочтении его) произносятся в повелительном наклонении: не пойдешь и скажешь, а «иди» и «говори». Не в красноречии Иеремии нуждался Бог, а в том, чтобы он стал послушным вестником Его на земле. Предваряя оправданный страх Иеремии перед будущими его противниками и ненавистниками (11:18−23; 12:6; 20:1−2; 26:11; 37:15−16; 38:4−6), Господь говорит ему: Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя (стих 8).

В момент своего призвания на служение Иеремия имел, вероятно, видение (стих 9), из коего он познал, что не свои слова, но Господни станут произносить уста его, куда бы ни пошел он по повелению Господа и что бы ни говорил (стих 7). сравните с Ис 6:5; Иез 2:9; 3:1.

В стихе 10 Иеремия выступает как «полномочный представитель» верховного Судии и Созидателя. Тут надо сказать, что древнееврейские пророки воспринимали слово Божие как некую реальную силу, действующую в мире как в плане карающего истребления, так и последующего воссоздания (о чем они не раз говорили на языке метафор; Ис 9:7; Ос 6:5; Иер 5:14; 23:29). Так что Иеремии, уполномоченному на то Богом, предстояло не только возвещать народам их будущее, но посредством слова Божьего, вложенного в его уста, содействовать направлению этого будущего в ту или иную сторону.

В. О видениях пророка (1:11−16)

Тут речь пойдет о двух видениях пророка, данных ему в подтверждение его призвания. В первом (стихи 11−12) метафорически выражена действенная сила слова Божьего, которое предстоит нести Иеремии, а во втором (стихи 13−16), тоже посредством метафоры, передано содержание будущей пророческой вести.

1. ВИДЕНИЕ ЦВЕТУЩЕЙ ВЕТВИ МИНДАЛЯ (1:11−12)

Иер 1:11−12. Иеремия видит цветущую ветвь миндального дерева. Слово жезл соответствует еврейскому оригиналу, и объясняется это «игрой слов и понятий» в контексте стихов 11−12. Дело в том, что по-еврейски миндальное дерево называется «деревом неспящим» (со смысловым оттенком — «пребывающим начеку»); отсюда, вероятно, «жезл» (посох) как символ «бдящего пастыря», царя, которому не до сна. Название свое дерево миндаля получило, очевидно, потому, что первым в Палестине зацветает (в январе-феврале, когда все в природе еще сковано зимним сном), причем цветы появляются на нем прежде листьев; первым приносит оно и плоды.

Ветвь цветущего миндаля символизирует Бога, Который бодрствует над словом Своим, чтоб оно скоро исполнилось. И вот как, по-видимому, раскрывается этот образ: все кажется спокойным в человеческом сообществе с установившимся в нем порядком вещей, люди спят… Но не спит Бог, и определение Его в отношении царств и народов (слово Его), которое Он поручил возвестить пророку, в час свой будет осуществлено, несмотря на кажущееся спокойствие. Содержание этого определения раскрывается в стихе 14 и далее.

2. ВИДЕНИЕ КИПЯЩЕГО КОТЛА (1:13−16)

Иер 1:13. Второе символическое видение Иеремии — кипящий котел, содержимое которого как бы изливается в южном направлении со стороны севера.

Иер 1:14−16. Вот как расшифровывается эта символика. В котле «кипят» (готовятся) бедствия, которым предстоит обрушиться на Южное царство с севера — со стороны Вавилона. Племенами царств северных (стих 15) названы, очевидно, все те народы, которые, находясь в вассальной зависимости от Навуходоносора, примут участие в его походе на Иудею (25:8−9).

Хотя географически Вавилон находился на востоке от Иудеи, наступавшие армии, пользовавшиеся торговыми путями, шли к ней вдоль реки Евфрата с севера (отсюда это постоянно звучащее в книге определение: северный, с севера и т. п.; 4:6; 6:1, 22; 10:22; 13:20; 15:12; 16:15; 23:8; 25:9, 26; 31:8; 46:24; 47:2; 50:3, 9, 41).

Метафора «престолов северных народов, которые будут установлены повсеместно на земле Иудеи», означает полное крушение Южного царства. Об исполнении этого пророчества у Иеремии записано в 39:2−3. Грядущее наказание последует за упорное идолопоклонство иудеев (стих 16).

Г. Бог призывает пророка к смелости и дерзновению (1:17−19)

Иер 1:17−19. Носившие свободные одежды жители Ближнего Востока препоясывались перед тем, как приняться за какое-либо дело. Это стало образом, символом готовности. В стихе 17 Бог призывает Иеремию «препоясать чресла» перед началом его духовной работы (сравните Лк 12:35; Еф 6:14; 1Пет 1:13). Зная мягкий, отнюдь не бойцовский характер Иеремии, Господь призывает его «не малодушествовать» пред теми (власть и авторитет имущими в земле иудейской; стих 18б), к которым Он его пошлет, но говорить и действовать смело, памятуя о том, что его поставил на это Сам Иегова. В стихе 18 — уподобление Иеремии (в только что упомянутом смысле) «укрепленному городу» («железному столбу» и «медной стене»). Да, многие сильные будут ратовать против него, предупреждает пророка Господь, но они не превозмогут тебя; ибо Я с тобою…

II. Пророчества об Иудее (главы 2−45)

В первой половине этого раздела записаны 13 пророчеств Иеремии относительно Божьего суда, грядущего на народ Иудеи (главы 2−25). В следующих 4-х главах (главы 26−29) рассказывается о столкновениях Иеремии с людьми, отвергавшими его пророческую весть. Итак, суд состоится! Но прежде чем записать, как осуществился он, автор предлагает читатателям пророчество о будущем утешении Израиля и Иуды (главы 30−33). Да, иудеи будут уведены в плен, но это не означает, что Бог оставит Свой народ. После «вести об утешении» записано о падении Иудеи (главы 34−45), которое действительно совершилось.

Примечания:

 
Elberfelder Bibel 2006
1 ⓐ – Kap. 32,7; Jos 21,18; Esr 2,23
1 ⓑ – Kap. 37,12
2 ⓒ – Kap. 25,3; 2Chr 34,1; Zef 1,1
3 ⓓ – 2Kö 23,34
3 ⓔ – Hos 14,6
3 ⓕ – Kap. 39,2
3 [1] – d. i. die Umsiedlung eines Teiles der Bevölkerung von Jerusalem nach Babylon
3 ⓖ – Kap. 52,12-15
5 ⓗ – Ps 139,15.16
5 ⓘ – Joh 10,36
6 ⓙ – 2Mo 4,10
7 ⓚ – Kap. 26,2; 43,1; 2Mo 6,29; Hes 3,17; Apg 26,17
8 ⓛ – Hes 2,6; Mt 10,28
8 [2] – w. ist der Ausspruch des HERRN
9 ⓝ – 2Mo 4,15; Jes 6,6.7
9 ⓞ – Kap. 15,19; 34,6; 5Mo 18,18; Jes 59,21
10 ⓟ – Offb 10,11
10 ⓠ – Kap. 18,7.9; 31,28; Pred 3,3; Hos 6,5
11 ⓡ – Kap. 24,3; Jes 55,11; Hes 12,28; Am 8,2
11 [3] – w. Zweig eines Mandelbaums; das Wort für »Mandelbaum« (der als Erster von allen Bäumen im Frühjahr zu blühen beginnt) klingt im Hebr. ähnlich wie das Wort für »wachsam sein«.
12 ⓢ – Kap. 24,3; Jes 55,11; Hes 12,28; Am 8,2
13 ⓣ – Kap. 24,3; Jes 55,11; Hes 12,28; Am 8,2
13 [4] – w. einen Topf, <unter dem das Feuer> angeblasen <ist>
13 ⓤ – Hes 11,3.7; 24,3
13 [5] – Mit geringfügiger Änderung lässt sich üs.: Ich sehe einen angefachten Schmelzofen, dessen Vorderseite von Norden her <droht>; gemeint ist wahrscheinlich ein an einer Kette hängender Kochtopf.
14 ⓥ – Kap. 4,6; 6,1.22; Joe 2,20
15 [6] – w. ist der Ausspruch des HERRN
15 ⓦ – Kap. 25,9; 34,1
16 ⓧ – Kap. 4,12
16 ⓨ – Kap. 2,13.19; 5Mo 28,20
16 ⓩ – Kap. 7,17.18; 18,15; Hes 16,18
16 ⓐ – Kap. 2,28; 2Chr 28,2; Jes 2,8
17 ⓑ – Lk 12,35
17 ⓒ – Jon 3,2
17 [7] – w. Sei nicht niedergeschlagen vor ihnen, damit ich dich nicht vor ihnen zerschmettere
18 [8] – w. zu bronzenen Mauern
18 ⓓ – Kap. 6,27; Hes 3,8.9
19 ⓔ – Kap. 11,19.21; 15,10; 18,18; 20,10.11; 26,8; 30,11
19 [9] – w. ist der Ausspruch des HERRN
19 ⓕ – Kap. 15,20; 42,11
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.