Sacharja 1 глава

Sacharja
Elberfelder Bibel 2006 → Толкование Далласской семинарии

Elberfelder Bibel 2006

1 Im achten Monat, im zweiten Jahr des Darius, geschah das Wort des HERRN zum Propheten Sacharja, dem Sohn Berechjas, des Sohnes Iddos:
2 Der HERR ist heftig erzürnt[1] gewesen über eure Väter.
3 Und du sollst zu ihnen sagen: So spricht der HERR der Heerscharen: Kehrt um zu mir!, spricht der HERR[2] der Heerscharen, und ich werde mich zu euch umkehren, spricht der HERR der Heerscharen.
4 Seid nicht wie eure Väter, denen die früheren Propheten zuriefen: «So spricht der HERR der Heerscharen: Kehrt doch um von euren bösen Wegen und von euren bösen Taten!» Aber sie hörten nicht und merkten nicht auf mich, spricht der HERR[3].
5 Eure Väter, wo sind sie? Und die Propheten, leben sie ewig?
6 Doch meine Worte und meine Vorhaben, die ich meinen Knechten, den Propheten, gebot, haben sie eure Väter nicht erreicht? Und sie kehrten um und sagten: Wie der HERR der Heerscharen vorhatte, nach unseren Wegen und nach unseren Taten an uns zu handeln, so hat er mit uns gehandelt.
7 Am 24. Tag, im elften Monat, das ist der Monat Schebat[4], im zweiten Jahr des Darius, geschah das Wort des HERRN zum Propheten Sacharja, dem Sohn Berechjas, des Sohnes Iddos:
8 Ich schaute des Nachts, und siehe, ein Mann, der auf einem roten Pferd ritt! Und er hielt[5] zwischen den Myrten, die im Talgrund waren, und hinter ihm waren rote, hellrote und weiße[6] Pferde.
9 Und ich sagte: Was ‹bedeuten› diese, mein Herr? Und der Engel, der mit mir redete, sprach zu mir: Ich selbst will dir zeigen, wer diese sind.
10 Und der Mann, der zwischen den Myrten hielt, antwortete und sprach: Das sind die, welche der HERR ausgesandt hat, auf Erden umherzuziehen.
11 Und sie antworteten dem Engel des HERRN, der zwischen den Myrten hielt, und sprachen: Wir sind auf Erden umhergezogen, und siehe, die ganze Erde sitzt still und verhält sich ruhig.
12 Aber der Engel des HERRN antwortete und sprach: HERR der Heerscharen, wie lange willst du dich nicht über Jerusalem und die Städte Judas erbarmen, die du verwünscht hast diese siebzig Jahre?
13 Und der HERR antwortete dem Engel, der mit mir redete, gütige Worte, tröstliche Worte[7].
14 Und der Engel, der mit mir redete, sprach zu mir: Rufe aus: So spricht der HERR der Heerscharen: Ich eifere[8] mit großem Eifer für Jerusalem und für Zion,
15 und mit großem Zorn zürne ich über die sicheren[9] Nationen. Sie, nämlich als ich ‹nur› wenig[10] zürnte, ‹da› haben sie zum Unheil geholfen.
16 Darum, so spricht der HERR: Ich habe mich Jerusalem in Erbarmen wieder zugewandt. Mein Haus soll darin gebaut werden, spricht der HERR[11] der Heerscharen, und die Messschnur soll über Jerusalem ausgespannt werden.
17 Rufe weiter aus: So spricht der HERR der Heerscharen: Meine Städte sollen noch überfließen von Gutem; und der HERR wird Zion noch trösten[12] und Jerusalem noch erwählen.

Толкование Далласской семинарии

I. Восемь символических видений (главы 1−6)

А. Вступительная часть (1:1−6)

Вступление к книге образует и вступительную часть к серии апокалиптических видений Захарии, числом 8. Трубным гласом звучит из уст пророка призыв к покаянию, без которого тем духовным благословениям, что обещаны Израилю в видениях Захарии, осуществиться невозможно. Нераскаянным сердцам Бог утешения не дарует.

Заветы, которые Он заключил с Авраамом (Быт 12:2−3; 15:5−21) и Давидом (2Цар 7:8−16), не оставляют сомнения в том, что цели Свои в отношении Израиля Господь выполнит. Но то обстоятельство, что Он вступал в заветы с ним и остается верен им, не освобождает ни одно из поколений израильтян от необходимости повиноваться Господу. Без этого им не дано будет познавать в их повседневной жизни обещанные им благословения.

1. ВВОДНЫЙ СТИХ (1:1)

Зах 1:1. Согласно сказанному здесь это был 520-ый год до Р. Х. Восьмой месяц начинался 27 октября; день, когда слово Господне впервые прозвучало для Захарии, не назван. Важнее то, что еврейский пророк датирует откровения, которые получал свыше, в соответствии с месяцами и годами царствования языческого монарха.

Это вновь и вновь должно было напоминать слушателям Захарии, что живут они во «времена язычников» (Лк 21:24; Дан 2; 7), и что нет того потомка Давида, который сидел бы на троне в Иерусалиме, как нет и самого этого трона (Ос 3:4−5). Относительно сказанного в стихе 1 о родословии Захарии во Вступлении, в разделе «Захария как пророк».

2. ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО (1:2−6)

Это грозное и вместе торжественное предостережение не повторять ошибок отцов (сравните с аналогичным предостережением апостола Павла в 1Кор 10:1) имело целью подорвать в современниках Захарии то ложное чувство безопасности, которое могло жить в них, «питаясь» обещаниями Бога даровать Израилю великое будущее. Предостережение, делавшееся им в настоящем, обращало, однако, их внимание как на силу Божиего гнева (1:2), так и на то, что нет пределов милости Его (1:3).

Зах 1:2−3. Великий гнев Господа, которым прогневался Он на отцов и дедов тех, которые слушали теперь Захарию, выразился в попущении Господом гибели Иерусалима и изгнания иудеев на чужбину. Особенную ярость вызвало у Иеговы то поколение, которое предшествовало уведенному в Вавилонию (4Цар 21:14−15). Но если грехи предков явились причиной опустошения страны и уничтожения храма, следовало из слов Захарии, то теперь по собственным своим грехам медлят иудеи с восстановлением храма. И все-таки Бог любит их. И, любя, вновь и вновь призывает их раскаяться в упрямстве их и апатии.

Да поверят они, что слова пророка действительно исходят от Господа! И Захария трижды повторяет, что Сам Господь всемогущий (Саваоф) говорит к ним: повеление покаяться — это Его повеление. В стихе 3 подразумевается, что условием получения ими благословений свыше является не только возобновление строительных работ, но и обращение иудеев к Богу всем сердцем.

Очевидно, тот покаянный порыв, который охватил иерусалимлян за два месяца до того (Агг 1:12−15) и выразился в продолжении ими строительства храма, в какой-то мере иссяк. Обратитесь же к Господу всемогущему и милостивому во всей полноте, убеждает сограждан Захария. Обратитесь ко Мне, призывает Господь Саваоф устами Своего пророка, и Я обращусь к вам.

Зах 1:4−5. Да послужат вам уроком горькая участь отцов ваших, которые не слушались и не внимали Мне, когда Я говорил к ним через пророков, «бывших прежде» продолжает Господь. Подразумевается, до изгнания иудеев в Вавилонию. В риторических вопросах стиха 5 содержится напоминание о краткости человеческого бытия и о подвластности его Богу. Да уразумеют это люди, склонные пренебрегать волей Его! Да не упустят — на беду себе — шанса для покаяния, тем более, что и пророки, призывающие их к нему, живут недолго. Внимайте же им, пока Бог посылает их, не дающих вам уснуть духовно, подразумевается тут.

Зах 1:6. Да, пророки приходили и уходили, следует из стиха 6, но предостережения их и предсказания не были произносимы впустую. Они исполнялись после их жизни, ибо все это были слова… в определения (решения) Самого Господа. Кары, которые постигли отцов ваших, постигли их в соответствии с ними, заявляет Захария.

И они в конце-концов сами уразумели это. Может быть, не все «отцы», пусть лишь некоторые. Они обращались и говорили… Кто-то действительно обращался (в значении искреннего раскаяния в «злых путях и делах» своих) в условиях того же вавилонского плена, кто-то, по крайней мере, признавал заслуженностъ постигшего народ наказания.

Б. Захария пересказывает свои видения (1:7 — 6:8)

На протяжении одной ночи ниспослана была Захарии целая серия видений, числом восемь; каждое из них говорило о будущем израильского народа, о духовных благословениях, грядущих на него, и каждое было истолковано пророку Ангелом. Этими видениями «перекидывался мостик» от времени восстановления храма в дни Захарии до времени восстановления Израилю Царства под управлением Мессии. (Об этом говорится в Деян 15:16, все еще в будущем времени, как о том, чему осуществиться предстоит во второе пришествие Христа.) Богослов Джойс Болдвин, изучавшая книгу Захарии, проследила «повторяющуюся схему» в записи пророком восьми его видений: а) вводные слова, б) описание увиденного, в) обращение Захарии к Ангелу за объяснением и г) объяснение Ангела.

1. ВИДЕНИЕ ВСАДНИКА НА РЫЖЕМ КОНЕ МЕЖДУ МИРТАМИ (1:7−17)

В этом видении возникает тема надежды для рассеянного и, казалось бы, «растоптанного в прах» Израиля. Владеющее им, угнетенным язычниками, тягостное чувство облегчается обетованиями Божиих благословений в будущем.

Зах 1:7а. Дата, названная в начале стиха 7, соответствовала 15 февраля 519 года до Р. Х. В еврейском календаре это был одиннадцатый месяц (второго года правления Дария Гистаспа); Шеват — название этого месяца у вавилонян, которое воспринято было и евреями после возвращения их из плена. Откровение свыше — в серии из восьми видений было дано Захарии через 5 месяцев после того, как было продолжено строительство храма (Агг 1:14−15; 2:15), 3 месяца спустя после первого пророчества Захарии (Зах 1:1) и через 2 месяца после произнесения последнего его пророчества Аггеем (Агг 2:20 — пророчество об уничтожении в мире богоборческих сил — перед тем, как начнется в нем тысячелетнее правление Мессии; 2:21−23).

Зах 1:7б−8а. Своего рода пророческая формула — было слово Господне, указывающая на Божественный характер источника откровения, предшествует описанию того, что было явлено пророку. Видениям, воспринимавшимся в духе, сопутствовали частичные, по крайней мере, объяснения и дополнительные слова Господни, так что визуальные откровения не уступали по своему значению откровениям устным. Их, подчеркнем, не следует принимать за сновидения.

В одном из богословских исследований они названы «экстатическими созерцаниями в бодрствующем состоянии», каковое скорее можно уподобить пробуждению пророка от обычного для человека состояния; примечательно, что сам Захария сравнивает со сном именно такое «обычное состояние» (Зах 4:1). Можно предположить, что в состояние, напротив, «пророческого бодрствования» привели Захарию напряженные размышления о судьбах избранного народа, как происходило это и с другими пророками.

Зах 1:8б. В «центре» первого видения Захарии — муж на рыжем коне; в стихе 11 он назван Ангелом Господним. Предполагамые всадники на конях, стоящих позади его, отдают ему отчет, как своему предводителю, в исполнении ими миссии, порученной Господом. Такая деталь, как миртовые деревья в углублении, возможно, указывает на то, что сцена видения разворачивалась на фоне Кедронской долины, «богатой миртами», которая лежит на юго-востоке от Иерусалима.

По всей вероятности, важное символическое значение тут, однако, не раскрытое, имели цвета коней (олицетворявших вместе со своими всадниками ангельские силы, подчинявшиеся, как уже было сказано, Ангелу Господню; впрочем, по мнению некоторых, силы эти могли быть воплощены и в самих конях, и всадников на них могло и не быть).

Зах 1:9−11. Захария спрашивает у Ангела о конях или о всадниках на них: кто они? И слышит в ответ: это те, которых Господь послал обойти землю. В мыслях невольно возникает своего рода военный разведывательный патруль. Такие, вероятно, рассылались персидскими царями по всей их империи. Но в видении пророка Ангел Господень, Который есть предвоплощение Иисуса Христа (блаженный Иероним прямо писал, что «муж… на рыжем коне есть Господь Спаситель») — посылает с разведывательной миссией по всей земле подчиненные Ему небесные силы. Это Он назван Господом в главе 3, где Он, однако, обращается как к Господу к другому Лицу (Зах 3:2). Это о Нем говорится как об обладающем Божественной прерогативой прощать грехи (3:4). (толкование на «Ангела Господня» в Быт 16:7.)

Итак, исполнив порученную ему Богом миссию, ангельский «патруль» сообщает Пославшему его, что вся земля… спокойна, население ее пребывает в состоянии мира. Хорошее на первый взгляд известие не было таковым, ибо спокойствие и благоденствие языческих народов (подразумеваемое тут) не означало мира и благоденствия для Божиего народа, над которым язычники господствовали. Заметим, что «вся земля» в этом контексте, возможно, означала лишь Персидскую империю. Но, с другой стороны, не исключается здесь и эсхатологический подтекст (предвиденье тех мира и спокойствия, которые воцарятся на земле в правление Мессии).

Зах 1:12. В этом стихе Ангел Господень выступает в необычной роли, ибо обычно Он представляет Иегову народу, тут же — ходатайствует за народ, как бы представляя его Иегове. Слова Ангела в стихе 12 звучат как молитва Богу. И самое это молитвенное обращение подразумевает разделение Лиц в едином Божестве, а, значит, свидетельствует в пользу того, что уже в ветхозаветное время представление о Троице существовало в еврейской среде.

Пронизанным глубоким чувством Доколе выражена настоятельная нужда Израиля в том, чтобы Бог действовал (или продолжал действовать) на его стороне. Семьдесят лет плена, о которых евреи были предупреждены, истекли (Иер 25:12; 29:10), но Иерусалим и другие города Иуды все еще не были отстроены.

Зах 1:13−15. Бог «контролирует» земные дела — это следовало из видения Захарии. И это обстоятельство само по себе не могло не служить утешением. Теперь видение дополняется устным сообщением, радостным для Израиля, которое Господь передает через Своего Ангела, «говорящего» с Захарией. Бог всемогущий (Господь Саваоф) ревностно любит народ Свой. Он был и остается ревнивым Защитником Своего завета с Израилем.

Именно этой ревностью вызван был Его гнев, изливавшийся на иудеев на протяжении 70 лет, однако, теперь гнев этот будет обращен на языческие народы, живущие в покое (толкование на стих 11). Объяснение этому находим во фразе ибо когда Я мало прогневался, они усилили зло. Она означает, что язычники «усилили» — по собственной инициативе — наказание, назначенное Израилю Богом. По своей воле, движимые безнравственностью своей и бездуховностью и вытекавшими из них завистью и бессердечием, они «малый гнев» Господа обрушили с великим злом на иудеев, попавших под их власть (сравните со сказанным об этом пророком Исаией; Ис 47:6).

Зах 1:16−17. Теперь Господь обещает вновь обратиться с милосердием к Иерусалиму и к другим еврейским городам, которые Он называет «Своими» (стих 17). Бедствиям Его народа наступает конец, в Иерусалиме будет сооружен храм, и это станет знаком того, что обитающий в нем Иегова опять приблизится к Своему народу.

Вновь отстроится столица Иудеи (землемерная вервь протянется по ней), и города ее переполнятся добром. Забудутся горькие дни плена, потому что благоволение Иеговы будет возвращено истинным почитателям Его, которым Он, в лице Иерусалима, «возвратит избранность» их. В Библии множество параллельных мест говорящих о том же (Втор 13:17; 30:3; Ис 14:1; 49:15; Зах 2:12; 3:2).

Согласно новозаветному виденью полное осуществление этих благословений совершится, когда на землю вернется Иисус Христос. В полноте своей они таким образом, относятся к Тысячелетнему царству и его храму. Хотя восстановление второго храма завершено было примерно через четыре года после произнесения Захарией этого пророчества (Езд 6:15), а частичное восстановление Иерусалима еще приблизительно через 80 лет (Неем 6:15), из некоторых видений пророка Иезекииля следует, что слава Божия не возвратится в храм до начала тысячелетнего правления Христа. Тем не менее, современниками Захарии обетования, полученные им свыше, могли быть восприняты как подлежавшие скорому осуществлению, и это, очевидно, придало им силы физические и душевные, в которых они так нуждались для продолжения строительных работ.

2. ВИДЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ РОГОВ И ЧЕТЫРЕХ РАБОЧИХ (1:18−21)

Второе видение Захарии как бы продолжает и раскрывает «тему» первого видения в той его части, которая касается судеб языческих народов.

Зах 1:18−20. «Подняв глаза», пророк увидел… четыре рога и, вероятно, чуть позже — четырех рабочих (скорее мастеров; соответствующим евр. словом обозначались люди, работавшие по дереву, камню или металлу). Снова спрашивает Захария пояснения у Ангела. Услышанное им в ответ станет более понятным, если вспомнить, что рог символизировал на древнем Востоке непобедимую силу (сравните с Мих 4:13) и часто — царя из язычников как представителя своего царства (Дан 7:24; Откр 17:12).

Здесь четыре рога являются образом языческих сил, дерзких и самонадеянных (в стихе 21 они прямо названы «роги народов»), которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим (подразумеваются все те враждебные евреям народы, которые изгоняли из земли, дарованной ему Богом, избранный Им народ). Авторы некоторых толкований на книгу Захарии склонны видеть в этих четырех рогах образ тех четырех языческих царств, которые были явлены в его видениях Даниилу (Дан 2 и 7), т. е. Вавилонию, Мидо-Персию, Грецию и Рим. В свете такого толкования четверо «рабочих» должны символизировать царства, «пришедшие» после них, и, следовательно, четвертый «рабочий» — представлять мессианское Царство (Дан 2:44). Вот еще две точки зрения по поводу рогов и рабочих, которые представляются более вероятными. 1. Четыре здесь число полноты, символизирующее всех вообще врагов Израиля на протяжении истории. 2. Четыре рога символизируют те четыре державы древности, которые воевали с еврейским народом и изгоняли его из его земли прежде, чем его видение явлено было Захарии. Под «рогами» могут следовательно подразумеваться Ассирия, Египет, Вавилония и Мидо-Персия.

Зах 1:21. Итак, выяснение того, кто понимался (или что понималось) под «рабочими», зависит от того, что означали «роги». И если последние действительно символизировали царства, сменявшие друг друга в видении Даниила (Дан 2, 7), то под «рабочими» понимались Мидо-Персия, Греция, Рим и мессианское Царство соответственно. Иначе говоря, в образе рабочих Захарии явлены были народы, включая Персию, которые Бог использовал для того, чтобы покончить с прежними угнетателями Его народа. Так или иначе, Захарии открыто было во втором его видении, что у Господа всегда уготованы орудия избавления Израиля от всех его врагов.

Примечания:

 
Elberfelder Bibel 2006
1 ⓐ – Kap. 7,1; Hag 1,1
1 ⓑ – Esr 5,1
1 ⓒ – Neh 12,16
2 [1] – w. erzürnt mit Zorn
2 ⓓ – Kap. 7,12; 8,14; 2Kö 22,17
3 [2] – w. ist der Ausspruch des HERRN
4 ⓕ – Kap. 7,7
4 ⓗ – Kap. 7,11; 2Chr 30,6-9; Hes 33,4; Dan 9,6
4 [3] – w. ist der Ausspruch des HERRN
6 ⓙ – Offb 10,7
7 [4] – d. i. vom Neumond des Februar bis zum Neumond des März
8 ⓜ – 1Mo 46,2; 4Mo 12,6
8 ⓝ – Kap. 6,2; Offb 6,4
8 [5] – w. war stehen bleibend
8 [6] – LXX ergänzt: und starke; vgl. 6,3.7
9 ⓞ – Dan 8,15.16
10 ⓟ – Kap. 5,7
11 ⓠ – Hi 1,7
12 ⓡ – Ps 79,5; Jes 64,11
12 ⓢ – Kap. 7,5; Jer 25,11
13 [7] – w. Worte von Tröstungen
13 ⓣ – Jes 40,1.2; 2Kor 1,3.4
14 [8] – d. h. hier: Ich verteidige das Recht; so auch Kap. 8,2
14 ⓤ – Kap. 8,2; Jes 59,17; Hes 36,5; Joe 2,18
15 [9] – o. selbstsicheren; o. sorglosen; o. stolzen
15 ⓥ – Hab 3,12
15 [10] – o. eine kleine Weile
15 ⓦ – Jes 47,6; Jer 30,16; 50,33
16 ⓧ – Kap. 8,3; Jes 12,1; Jer 30,18
16 ⓨ – Esr 6,14
16 [11] – w. ist der Ausspruch des HERRN
16 ⓩ – Kap. 2,5.6
17 ⓐ – Jer 33,9
17 [12] – LXX: wird sich noch erbarmen über Zion
17 ⓑ – Jes 40,1.2; 2Kor 1,3.4
17 ⓒ – Kap. 2,16; 3,2; Jes 14,1
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.