Sprüche 1 глава

Sprüche
Elberfelder Bibel 2006 → Новой Женевской Библии

Elberfelder Bibel 2006

1 Sprüche Salomos, des Sohnes Davids, des Königs von Israel,
2 um zu erkennen Weisheit und Zucht, um zu verstehen verständige Worte,
3 um anzunehmen Zucht ‹mit› Einsicht[1], ‹dazu› Gerechtigkeit, Recht und Aufrichtigkeit,
4 um Einfältigen[2] Klugheit zu geben, dem jungen Mann Erkenntnis und Besonnenheit.
5 Der Weise höre und mehre die Kenntnis, und der Verständige erwerbe[3] weisen Rat[4],
6 um zu verstehen Spruch und Bildrede, Worte von Weisen und ihre Rätsel! —
7 Die Furcht des HERRN ist der Anfang der Erkenntnis. Weisheit und Zucht verachten ‹nur› die Narren.
8 Gehorche, mein Sohn, der Zucht deines Vaters und verwirf nicht die Weisung[5] deiner Mutter!
9 Denn ein anmutiger Kranz für dein Haupt sind sie und eine Kette für deinen Hals. —
10 Mein Sohn, wenn Sünder dich locken, so folge ‹ihnen› nicht!
11 Wenn sie sagen: Geh mit uns! Wir wollen auf Blut lauern, wollen ohne Grund dem Rechtschaffenen[6] nachstellen.
12 Wir wollen sie wie der Scheol lebendig verschlingen und vollständig wie solche, die ‹im Nu› in die Grube hinabfahren.
13 Allerlei kostbaren Besitz werden wir finden, werden unsere Häuser mit Beute füllen.
14 Dein Los wirf nur in unserer Mitte; ein Beutel soll uns allen sein! —
15 Mein Sohn, geh nicht mit ihnen auf dem Weg, halte deinen Fuß zurück von ihrem Pfad!
16 Denn ihre Füße laufen zum Bösen und eilen, Blut zu vergießen.
17 In den Augen aller Vögel[7] ist das Fangnetz ja ‹auch› ohne Absicht bestreut[8];
18 doch jene lauern auf ihr Blut, sie stellen ihrem Leben nach[9].
19 So sind[10] die Pfade eines jeden, der unrechten Gewinn macht: Der nimmt seinem Besitzer das Leben.
20 Die Weisheit schreit draußen; auf den Plätzen lässt sie ihre Stimme erschallen.
21 Wo man am lautesten lärmt[11], ruft sie. An den Eingängen der Tore, in der Stadt, spricht sie ihre Worte:
22 Bis wann, ihr Einfältigen[12], wollt ihr Einfalt[13] lieben und haben Spötter ihre Lust an Spott und hassen die Toren Erkenntnis?
23 Wendet ihr euch meiner Mahnung zu, siehe[14], so will ich meinen Geist euch sprudeln lassen, will euch kundtun meine Worte. —
24 Weil ich rief und ihr euch weigertet, ‹weil› ich meine Hand ausstreckte und niemand aufmerkte
25 und ihr fahren ließet all meinen Rat und meine Mahnung[15] nicht wolltet,
26 so will auch ich bei eurem Unglück lachen, will spotten, wenn der Schrecken über euch kommt,
27 wenn wie ein Unwetter der Schrecken euch naht, euer Unglück hereinbricht wie ein Sturm, wenn Bedrängnis und Angst über euch kommen.
28 Dann rufen sie mich, doch ich antworte nicht, ‹dann› suchen sie mich, doch sie finden mich nicht.
29 Weil sie Erkenntnis gehasst und die Furcht des HERRN nicht erwählt haben,
30 meinen Rat nicht gewollt, verschmäht haben all meine Mahnung[16],
31 sollen sie essen von der Frucht ihres Weges, von ihren Ratschlägen sich sättigen.
32 Ja, die Abkehr der Einfältigen[17] tötet sie, und die Sorglosigkeit der Toren vernichtet sie.
33 Doch wer auf mich hört, wird sicher wohnen, kann ruhig sein vor des Unglücks Schrecken.

Новой Женевской Библии

1:1 Притчи. Соответствующее древнееврейское слово имеет несколько значений и обычно относится к пословице или афоризму. Словом «притчи», с которого начинается пролог, могут быть названы поучения и наставления, содержащиеся в данной книге.

Соломона. Судя по прологу (1:1−7), автором книги является Соломон, перед изречениями других мудрецов указано, кому они принадлежат — Агуру (30:1) или Лемуилу (31:1). О Соломоне, как об авторе множества притчей, говорится и в 3Цар 4:32 (см. Введение: Автор).

1:2−6 В данных стихах указана цель и назначение всей книги — дать познание мудрости путем научения и наставления.

1:2 мудрость. Евр: «хокма» — высшее, сущностное понимание жизни, всех вещей и явлений; умение сообразовывать свою жизнь с этим пониманием, для чего необходимо «наставление».

наставление. Учение. Способ овладения мудростью.

понять. Евр: «бина» — по значению гораздо шире русского слова «понимание» и включает в себя момент различения — напр., между добром и злом. Взаимосвязь понятий мудрость, наставление, понимание яснее всего, пожалуй, представлена у Павла (Евр 5:14): «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла».

изречения разума. Иносказания; изречения со скрытым смыслом.

1:3 благоразумия, правосудия, суда и правоты. Эти слова употребляются и в религиозно-этическом, и в секулярном контекстах. Иногда библейская мудрость кажется сугубо житейской, но она всегда понимается в рамках порядка и законов, установленных Богом.

1:4 простым. Т.е. не искушенным в мудрости.

рассудительность. Проницательность. Умение рассуждать лежит в основе различения доброго и худого.

1:5 советы. Соответствующее древнееврейское слово встречается только в книге Притчей и в книге Иова. Вероятно, оно образовано от слова, которое переводится как «привязь», и его буквальное значение — «то, что ведет, направляет». Таким образом, «разумный найдет правильное направление».

1:6 притчу... загадки. У Аввакума (2:6) эти слова употребляются как синонимы, очевидно, в данном случае так же: общей для них характерной чертой является присутствие элемента загадочности, обращенного к интеллекту человека.

1:7 Начало мудрости. Слово «начало» можно понимать и как отправную точку, и как первоначальный принцип всякого знания.

страх Господень. Понятие «страха Господнего» — наиболее существенный элемент ветхозаветных представлений о том, как человек обретает знание и истину. Мысль, что только страх Господень может быть основой подлинного знания, выступает в книге Притчей как ее основополагающая идея. При этом имеется в виду не безотчетный ужас, а благоговейный трепет перед Богом, когда верующий с почтением внимает Его откровению. Господь (евр.: Яхве, Иегова) — имя Божие, с которым Он открылся Моисею (Исх 3:15) во исполнение завета, обещая ему избавить евреев от египетского ига. Когда обетованное избавление наступило, израильтяне познали страх Господень, ибо тогда им открылось величие Божие (Исх 14:31). Сознание того, что завет устанавливает неразрывную связь между Богом и народом израилевым, нашло позднее свое воплощение в возведении храма (3Цар 8:40, 43). Во Второзаконии страх Господень мыслится как исполненное благодарности соблюдение Израилем завета за данное по милости Божией избавление. Таким образом, храм Соломона оказывается тем звеном, которое в богословском смысле связывает мудрость и завет.

1:8−9 В древневосточной литературе мудрости наставление традиционно начинается с обращения, причем как от имени отца, так и от имени матери, поскольку семейный уклад предполагал равное участие родителей в воспитании ребенка.

1:8 наставление. См. ком. к 3:1.

1:9 венок... украшение для шеи. Данное сравнение представляет мудрость как украшение человеческой жизни.

1:10−19 Данные стихи представляют собой еще одну разновидность жанра наставлений. Возможно, она предназначалась для более формального, недомашнего обучения, и с ее помощью мудрецы наставляли своих учеников. Стихи 10:11 указывают на житейские ситуации, в которых необходимо проявлять мудрость.

1:12 в могилу. Евр: «шеол» — преисподняя. Образ могилы (преисподней) часто встречается в поэтических сравнениях Ветхого Завета. Могила изображается как место, где гроб становится человеку отцом, а червь — матерью (Иов 17:13−14), как врата преисподней (Ис 38:10), как край, откуда нет возврата (Иов 7:9), как страна молчания (Пс 93:17), как область тьмы (Пс 142:3) и забвения (Пс 87:11−13).

1:13 драгоценного имущества. Книга Притчей не порицает владения имуществом как таковым, но осуждает его приобретение порочным путем. При этом остается очевидным, что мудрость сама по себе является наилучшим достоянием (2:4; 3:13−16; Иов 28:12−19).

1:16 Данный стих, во многом сходный с Ис 59:7 и цитируемый апостолом Павлом (Рим 3:15), отсутствует в Септуагинте — греческом переводе ВЗ.

1:17−18 Эти стихи, напоминающие пословицу, служат подкреплением сказанного ранее.

1:19 кто алчет чужого добра. Идти таким путем безрассудно уже потому, что это противоречит справедливому миропорядку, подвластному не грешной человеческой природе, а всемогущему Богу.

1:20 Мудрость в данном стихе сравнивается с уличным проповедником (ср. Ис 55). Представленная в образе женщины мудрость призывает невежд покаяться в своем безрассудстве и искать мудрости, пока не поздно. Персонификация мудрости встречается также в ст. 3:14−18; 8:1−36; 9:1−12.

1:21 при входах в городские ворота. У городских ворот жители собирались для суда и совета (Втор 22:15; Втор 25:7; Руфь 4:1, 11; 2Цар 19:8), здесь же они могли услышать слова мудрейших.

1:22 невежды. Ср. ком. к ст. 4. Высказанная ранее мысль (ст. 18−19) получает свое дальнейшее развитие. Речь идет уже не только о приобретении больших знаний, но о сознательном выборе между мудростью и безрассудством, праведностью и порочностью. В книге Притчей эти качества постоянно противопоставляются и подчеркивается, что предпочтение одного из них равносильно выбору жизненного пути и ни один человек не может от этого уклониться (ср. Мф 7:24−27).

буйные. Очевидно, здесь подразумевается человек, поступающий вопреки тем правилам, которые установлены мудрыми людьми (9:7−8; 13:1; 14:6; 21:11).

глупцы. Отвергающие мудрость.

знание. См. ст. 7. В литературе мудрости слово «знание» часто является синонимом слова «мудрость».

1:23 дух мой. В книге Притчей мудрость предстает и как дар Божий, и как результат усилий самого человека. Подобным образом понимается страх Господень (ст. 7), который, по милосердию Божиему, дан людям для их спасения. Спасение же включает в себя обновление не только души, но и разума человека (Рим 12:1−2; 1Кор 1:18 — 2:26).

1:25 советы. Соответствующее древнееврейское слово переводится также как «указание». Премудрость предстает здесь полномочной владычицей, чьи советы и указания, так же как и повеления Божии, не подлежат обсуждению (2:6; 8:14).

1:28 я не услышу. Мудрость, как и благодать, следует с благодарностью принимать тогда, когда Бог предлагает, ибо то и другое — Его дар.

1:29 знание. Данное слово следует понимать как синоним понятия «мудрость».

страха Господня. См. ком. к ст. 7. Мудрость — даже если человек приобретает ее ценой собственных усилий — дарует Бог в Своем искупительном откровении.

1:30 не приняли совета моего. См. ст. 25. Смысл данных слов находится в тесной связи с понятием страха Господня, ибо человек, отвергнувший премудрость, лишен страха Господнего.

1:31 плодов. Имеются в виду последствия деяний.

1:32 упорство. Букв.: «уклончивость», «безразличие».

беспечность глупцов. Или, иными словами, равнодушное самодовольство ограниченных людей, не видящих нужды в том, чтобы научиться чему-нибудь.

1:33 Премудрость предстает в данном стихе хранительницей жизни.

Примечания:

 
Elberfelder Bibel 2006
1 ⓐ – Kap. 10,1; 25,1; 1Kö 5,12
2 ⓒ – Kap. 4,1; 19,20
3 [1] – o. Zucht, <die> kluges Handeln <bewirkt>
3 ⓓ – Kap. 2,9; 22,21; Pred 12,10
4 [2] – o. Unerfahrenen; o. Unverständigen
4 ⓔ – Ps 119,9; Tit 2,6
5 [3] – o. Es hört darauf der Weise und nimmt zu an Einsicht, und der Verständige erwirbt
5 [4] – w. Steuerungen; d. h. Verhaltensregeln; o. weise Lenkung
5 ⓕ – Kap. 8,33; 9,8.9; 18,15; 19,25; 21,11; 5Mo 4,6; Hi 34,2; Mt 13,12
7 ⓖ – Kap. 9,10; 15,33; Hi 28,28
7 ⓗ – Kap. 15,5; 18,2
8 [5] – o. das Gesetz
8 ⓘ – Kap. 6,20; 23,22; 31,1; Eph 6,1
9 ⓙ – Kap. 3,22
10 ⓚ – Kap. 24,2; Eph 5,11
11 ⓛ – Kap. 12,6
11 [6] – o. dem Unschuldigen
11 ⓜ – Ps 10,8; Jer 5,26
12 ⓝ – Ps 124,3
13 ⓞ – Am 3,10
15 ⓟ – Kap. 3,31; 4,14.15; Ps 1,1; 119,101; Jes 33,15
16 ⓠ – Kap. 6,18; 1Mo 37,20; Jes 59,7
17 [7] – w. jedes Herrn der Schwinge
17 [8] – d. h. mit Köder; andere üs. mit Textänderung: ausgespannt
18 [9] – o. und <jene> lauern auf ihr eigenes Blut, stellen ihrem eigenen Leben nach
18 ⓡ – Kap. 5,22; 11,5.6
19 [10] – d. h. wie das Schicksal der Vögel, die sich auf den Köder stürzen
19 ⓢ – Kap. 15,27; 29,24; Jos 7,21.25; Ps 7,16.17; 1Tim 6,9.10
20 ⓣ – Kap. 8,1; 9,1.3
21 [11] – w. Auf dem Gipfel der lärmenden <Orte>
21 ⓤ – Kap. 8,3
22 [12] – o. Unerfahrenen; o. Unverständigen
22 [13] – o. Unerfahrenheit; o. Unverstand
22 ⓥ – Kap. 15,12
22 ⓦ – Ps 94,8
23 [14] – o. Kehrt auf meine Rüge hin um! Siehe
23 ⓧ – Joe 3,1
25 [15] – o. Rüge
26 ⓐ – Kap. 3,34; 19,29; 5Mo 28,63; Ps 37,13
27 ⓑ – Kap. 10,25; Jer 23,19; 1Thes 5,3
28 ⓓ – Hos 5,6
29 ⓔ – Hi 21,14
29 ⓕ – 2Thes 2,10
30 [16] – o. Rüge
30 ⓖ – Kap. 5,12; 2Chr 25,16
31 ⓗ – Kap. 14,14; Jer 6,19; Hes 22,31
32 [17] – o. Unerfahrenen; o. Unverständigen
32 ⓘ – Kap. 2,18; 8,36; 9,18; 10,21; 14,16; Am 6,1
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.