1 Timotheus 1 глава

1 Timotheus
Elberfelder Bibel 2006 → Новый Библейский Комментарий

Elberfelder Bibel 2006

1 Paulus, Apostel[1] Christi Jesu nach Befehl Gottes, unseres Retters, und Christi Jesu, unserer Hoffnung,
2 Timotheus, ‹meinem› echten Kind im Glauben: Gnade, Barmherzigkeit, Friede von Gott, dem Vater, und von Christus Jesus, unserem Herrn!
3 So wie ich dich bat, als ich nach Mazedonien abreiste, in Ephesus zu bleiben, damit du einigen Weisung erteilen solltest, nichts anderes zu lehren
4 noch mit Fabeln und endlosen Geschlechtsregistern sich abzugeben, die mehr Streitfragen hervorbringen, als ‹sie den› Verwalterdienst[2] Gottes ‹fördern›, der im Glauben ‹geschieht›. —
5 Das Endziel der Weisung[3] aber ist Liebe aus reinem Herzen und gutem Gewissen und ungeheucheltem Glauben.
6 Davon sind einige abgeirrt und haben sich leerem Geschwätz zugewandt.
7 Sie wollen Gesetzeslehrer sein und verstehen nichts, weder was sie sagen noch was sie fest behaupten. —
8 Wir wissen aber, dass das Gesetz gut ist, wenn jemand es gesetzmäßig gebraucht,
9 indem er dies weiß, dass für einen Gerechten das Gesetz nicht bestimmt ist, sondern für Gesetzlose und Widerspenstige, für Gottlose und Sünder, für Heillose und Unheilige, Vatermörder und Muttermörder, Mörder,
10 Unzüchtige[4], Knabenschänder, Menschenhändler, Lügner, Meineidige, und wenn etwas anderes der gesunden Lehre entgegensteht,
11 nach dem Evangelium der Herrlichkeit des seligen[5] Gottes, das mir anvertraut worden ist.
12 Ich danke[6] Christus Jesus, unserem Herrn, der mir Kraft verliehen, dass er mich treu erachtet und in den Dienst gestellt hat,
13 der ich früher ein Lästerer und Verfolger und Gewalttäter war; aber mir ist Barmherzigkeit zuteilgeworden, weil ich es unwissend im Unglauben getan hatte;
14 überströmend aber war die Gnade unseres Herrn mit Glauben und Liebe, die in Christus Jesus ‹sind›.
15 Das Wort ist gewiss[7] und aller Annahme wert, dass Christus Jesus in die Welt gekommen ist, Sünder zu retten, von welchen ich der erste bin.
16 Aber darum ist mir Barmherzigkeit zuteilgeworden, damit Jesus Christus an mir als dem Ersten die ganze Langmut beweise, zum Vorbild für die, welche an ihn glauben werden zum ewigen Leben.
17 Dem König der Zeitalter[8] aber, dem unvergänglichen, unsichtbaren, alleinigen Gott, sei Ehre und Herrlichkeit von Ewigkeit zu Ewigkeit[9]! Amen[10].
18 Dieses Gebot vertraue ich dir an, ‹mein› Kind Timotheus, nach den vorangegangenen Weissagungen über dich, damit du durch sie den guten Kampf kämpfst,
19 indem du den Glauben bewahrst und ein gutes Gewissen, das einige von sich gestoßen und ‹so› im Hinblick auf den Glauben Schiffbruch erlitten haben;
20 unter ihnen sind Hymenäus und Alexander, die ich dem Satan übergeben habe, damit sie zurechtgewiesen[11] werden, nicht zu lästern.

Новый Библейский Комментарий

1:1−20 Павел и Тимофей

1:1−2 Приветствие

Как и в других посланиях, Павел начинает с упоминания о своем апостольстве. Он утверждает свой авторитет, указывая на то, что призван Богом. Павел не назначал себя на этот пост и, следовательно, говорил не только от своего имени. Он ощущал себя Апостолом Иисуса Христа, подчеркивая, что Иисус был Христом, то есть Мессией. Роль Бога обозначена выразительной формулировкой по повелению Бога, которая показывает, что Павел был лицом подчиненным. Заметьте, что Бог назван Спасителем — мысль, неоднократно встречающаяся в этих личных посланиях.

Обращение к Тимофею как к истинному сыну в вере указывает на дружеские отношения между этими людьми, а также намекает на то, что именно благодаря Павлу Тимофей стал христианином. Пожелание благодати и мира в начале посланий типично для Павла, но здесь оно дополнено пожеланием милости (как и в 2 Тим.). Павел говорит о Боге как об Отце (столь знакомом по другим его посланиям), а об Иисусе — как о Господе, что в точности повторяет язык первоначального исповедания христианской веры (ср.: Рим 10:9).

1:3−11 Евангелие и подделки

Ст. 3−7 Прежде всего Павел напоминает, что он поручил оставшемуся в Эфесе Тимофею увещевать остальных не проповедовать ложные учения, которые имели хождение уже на раннем этапе истории церкви. Это служит напоминанием о том, что во все времена истина подвергается испытанию в борьбе с подделками. Как и в Послании к Титу, ложным учениям уделено здесь большое внимание. Несмотря на то что эти послания отражают реалии своего времени, они проливают свет на определенные принципы, которыми следует руководствоваться при подходе к некоторым видам ложных учений нашего времени. Что бы ни подразумевалось под баснями и родословиями (4), ясно, что Павел рассматривает их как нечто совершенно противоположное содержанию Евангелия. Учитывая, что в Тит 1:14 Павел упоминает «Иудейские басни», можно предположить, что он имел в виду мифические истории вроде иудейской книги Юбилеев. Примечательно, что споры, производимые этими «баснями», противопоставлены Божьему назиданию. Именно непродуктивность ложных учений отличала их от истинной веры. Павел заостряет внимание на таких особенностях распространителей ложных учений, как пустословие и непригодность к роли учителей (6−7). Бесполезность их деятельности просто поразительна. Изложенная в середине этого фрагмента суть поручения, данного Павлом Тимофею, состоит в том, чтобы проявлять любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (5). Мерилом благотворности спора является не удовольствие от словесного состязания, а то, что он содействует возрастанию взаимопонимания и искренней любви, основанной на вере.

Ст. 8−11 В ст. 7 Павел говорит о стремлении некоторых быть законоучителями, и это побуждает его обсудить природу и цель закона. Павел признает (как и в Рим 7:12), что закон добр, хотя в других местах он дает понять, что закон не может привести к спасению. Главное назначение закона состоит в осуждении нечестивых (9−11). Негативный аспект является в законе наиболее важным. Упомянутые здесь разнообразные нарушители — это все те, к кому можно применить закон при совершении ими конкретных преступлений. Павел отбирает крайние случаи, но главное, что он хочет сказать, едва ли может вызвать возражения: все эти преступления противны здравому учению.

Павел не отрицает, что, хотя закон был оттеснен Евангелием на второй план, он по-прежнему остается в силе. Здравое учение Павел определяет как учение, соответствующее славному благовестию блаженного Бога (11). Это указывает либо на священное содержание благовестия, либо на то, что оно ниспослано Богом. По-видимому, здесь смысловой акцент падает на содержание, хотя Божественное происхождение Евангелия неоспоримо. Это полностью согласуется с выраженным в других посланиях отношением Павла к Евангелию.

1:12−17 Личный опыт Павла в познании Христа

Павел хочет, чтобы Тимофей знал, как трепетно относится к своему призванию на служение Христу его учитель. Это должно воодушевить Тимофея. Послания Павла изобилуют внезапными порывами восхваления Бога, и всякий раз изъявление благодарности поражает своей непосредственностью. Здесь оно обусловлено осознанием безмерности Божьего милосердия в свете зловещего прошлого Павла. Бывший прежде хулителем и гонителем, Павел радуется, что Бог избрал его на служение (12−13). Комментарием может послужить Книга Деяний святых Апостолов, ибо в ней описано, как жестоко Павел преследовал христиан до своего драматического обращения (Деян. 8−9). Он никогда не забывал о чуде своего избрания Богом. Использованное здесь понятие служение имеет самое широкое значение и охватывает многие аспекты апостольской деятельности. Замечание Павла, что он поступал так по неведению, в неверии, подчеркивает его уверенность в Божьем милосердии и благодати. Но обилие благодати не переставало его удивлять. Это напоминает нам о том, что Бог не гневается на нас за прошлые грехи, если мы пребываем во Христе Иисусе.

Некоторые исследователи находят затруднительным толкование выражения верно... слово (15), поскольку нигде, кроме пастырских посланий, Павел его не употребляет. Тем не менее в нем нет ничего такого, что расходится с учением Павла в целом. То, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, составляет самую сердцевину Евангелия. Но не преувеличивает ли Павел, называя себя первым из грешников? В свете предыдущего упоминания о жестоком преследовании им христиан такое утверждение не кажется безосновательным. Павел осознал милосердие Бога во всей полноте именно потому, что сам был гонителем Божьего народа. Тот, кто лучше других знает о своем прежнем противодействии Богу, обычно особо красноречиво может выразить свое понимание Божьего долготерпения. Такие люди становятся «вещественным доказательством» возможностей Бога. Едва ли апостол осознавал в полной мере масштаб того, что Божья милость к нему приведет других людей к вере во Христа. Но некоторое представление об этом он дал. Верное слово, кратко излагающее главную истину Евангелия, по-прежнему всякого принятия достойно.

Неожиданное славословие в ст. 17 заслуживает внимания, поскольку оно обладает некоторыми важными особенностями. Только здесь Павел называет Бога Царем веков. Возможно, это выражение восходит к иудейскому представлению о двух веках — веке нынешнем и веке грядущем. Эпитеты нетленный и невидимый указывают на неземную природу Бога, а определение единый — на Его исключительность.

1:18−20 Завещание Тимофею

Затем Павел обращается лично к Тимофею, называя свое обращение завещанием. Это слово, помещенное в контекст военной метафоры, заставляет почувствовать всю безотлагательность сообщения. Но о каких бывших о Тимофее пророчествах идет речь? Вероятно, это намек на предсказания, предшествовавшие призванию Тимофея на служение. Надо полагать, что поддержку Тимофею в его служении оказывал не только Павел, но и другие христиане. Метафора чтобы ты воинствовал... как добрый воин встречается и в других посланиях Павла (ср.: Еф 6:10−18), приобретая новый оттенок в 2Тим 4:7. Павел был убежден, что жизнь христианина — это духовная борьба. О вере и доброй совести (19) см. ст. 5.

Переход к метафоре кораблекрушения кажется неожиданным (19−20). Участь упомянутых Павлом мужей печальна, ибо «кораблекрушение» было вызвано сознательным неприятием веры. Но что подразумевал Павел, говоря о предании их сатане? По общему признанию, это действительно трудное место, но правильное решение, по-видимому, заключается в том, чтобы рассматривать церковь как владение Бога, а мир неверующих — как владение сатаны. Упорствующие в неверии лишаются права на пребывание в христианской общине. Но Павел оставляет им надежду на возвращение, если они научатся не богохульствовать. Некоторые исследователи, по аналогии с Деян 5:1−11 и 1Кор 11:30, усматривают здесь намек на причинение физических страданий. Но правильнее считать, что речь идет о моральном воздействии. Подобные вопросы Павел поднимает и в 1Кор 15. В наше время церковная дисциплина представляет собой все что угодно, только не единую систему. Одни церковные лидеры чрезмерно авторитарны, другие не уделяют дисциплине никакого внимания. По мысли Павла, настойчиво звучащей в его посланиях, церковь несет ответственность за своих заблудших членов и за общее благо всех верующих.

Примечания:

 
Elberfelder Bibel 2006
1 [1] – d. h. Gesandter, o. Bote
1 ⓐ – Kap. 2,3; Tit 1,3; 3,4; Jud 25
1 ⓑ – Kol 1,27
2 ⓒ – Apg 16,1
2 ⓓ – 1Kor 4,17; Tit 1,4
2 ⓔ – 2Jo 3
2 ⓕ – Röm 1,7
3 ⓖ – Apg 20,1
3 ⓗ – 2Jo 9
4 ⓘ – Kap. 4,7; 2Tim 4,4; Tit 1,14
4 ⓙ – Tit 3,9
4 [2] – o. <den> Plan; w. <die> Verwaltung
5 [3] – o. des Gebotes
5 ⓚ – Röm 13,10
5 ⓛ – Röm 12,9
5 ⓜ – V. 19; Kap. 3,9
5 ⓝ – 2Tim 1,5
6 ⓞ – Kap. 6,21
8 ⓟ – Röm 7,12
9 ⓠ – Gal 5,23
10 [4] – o. Hurer
10 ⓡ – Kap. 6,3; 2Tim 1,13; 4,3; Tit 1,9; 2,1
11 [5] – o. glückseligen
11 ⓢ – 2Kor 4,4
11 ⓣ – 1Thes 2,4
12 [6] – o. bin dankbar
12 ⓤ – 2Kor 3,5.6
12 ⓥ – 1Kor 7,25
12 ⓦ – Apg 13,2
13 ⓧ – Apg 8,3
13 ⓨ – Lk 23,34
14 ⓩ – Röm 5,20; 1Kor 15,10
14 ⓐ – 2Tim 1,13
15 [7] – o. zuverlässig; o. treu
15 ⓑ – Kap. 3,1; 2Tim 2,11; Tit 3,8; Offb 19,9
15 ⓒ – Kap. 4,9
15 ⓔ – 1Kor 15,9
16 ⓕ – Joh 3,16
17 [8] – griech. Äonen
17 ⓖ – Ps 145,13
17 ⓗ – Kap. 6,15.16
17 ⓘ – Kap. 2,5; 1Kor 8,6
17 [9] – w. in die Zeitalter der Zeitalter
17 [10] – Beteuerungsformel für die Wahrhaftigkeit des Gesagten; in den Evangelien am Anfang feierlicher Erklärungen Jesu mit »Wahrlich!« übersetzt; vgl. Offb 22,20
17 ⓙ – Röm 16,27
18 ⓚ – Kap. 4,14
18 ⓛ – Kap. 6,12; Jud 3
19 ⓜ – V. 5; Apg 24,16
20 ⓝ – 2Tim 2,17
20 ⓞ – Apg 19,33
20 ⓟ – 1Kor 5,5
20 [11] – o. unterwiesen; o. erzogen
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.