Hebräer 1 глава

Hebräer
Elberfelder Bibel 2006 → Новый Библейский Комментарий

Elberfelder Bibel 2006

1 Nachdem Gott vielfältig und auf vielerlei Weise ehemals zu den Vätern geredet hat in den[1] Propheten,
2 hat er am Ende dieser Tage zu uns geredet im Sohn[2], den er zum Erben aller Dinge eingesetzt hat, durch den er auch die Welten[3] gemacht hat;
3 er, der Ausstrahlung seiner Herrlichkeit und Abdruck seines Wesens ist und alle Dinge durch das Wort seiner[4] Macht trägt, hat sich, nachdem er die Reinigung von den Sünden bewirkt hat, zur Rechten der Majestät in der Höhe gesetzt;
4 und er ist um so viel erhabener geworden als die Engel, wie er einen vorzüglicheren Namen vor ihnen ererbt hat.
5 Denn zu welchem der Engel hat er jemals gesagt: «Mein Sohn bist du, ich habe dich heute gezeugt»?, und wiederum: «Ich werde ihm Vater und er wird mir Sohn sein»?
6 Wenn er aber den Erstgeborenen wieder in den Erdkreis[5] einführt, spricht er: «Und alle Engel Gottes sollen ihn anbeten!»
7 Und von den Engeln zwar spricht er: «Der seine Engel zu Winden[6] macht und seine Diener[7] zu einer Feuerflamme»,
8 von dem Sohn aber: «Dein Thron, Gott, ist von Ewigkeit zu Ewigkeit[8], und das Zepter der Aufrichtigkeit ist Zepter deines Reiches[9];
9 du hast Gerechtigkeit geliebt und Gesetzlosigkeit gehasst; darum hat dich, Gott, dein Gott gesalbt[10] mit Freudenöl[11] vor deinen Gefährten.»
10 Und: «Du, Herr, hast im Anfang die Erde gegründet, und die Himmel sind Werke deiner Hände;
11 sie werden untergehen, du aber bleibst; und sie alle werden veralten wie ein Gewand,
12 und wie einen Mantel wirst du sie zusammenrollen, wie ein Gewand, und sie werden verwandelt werden. Du aber bist derselbe[12], und deine Jahre werden nicht aufhören.»
13 Zu welchem der Engel aber hat er jemals gesagt: «Setze dich zu meiner Rechten, bis ich deine Feinde hinlege als Schemel deiner Füße»?
14 Sind sie nicht alle dienstbare Geister, ausgesandt zum Dienst um derer willen, die das Heil[13] erben sollen?

Новый Библейский Комментарий

1:1−4 Введение: полное откровение Бога

Мы живем в мире, где многие люди сомневаются в том, что Бога можно познать, и где существует множество противоборствующих философских учений и религиозных конфессий. Даже в среде исповедующих христианскую веру иногда высказываются о новом откровении, хотя это явно вступает в противоречие со Священным Писанием, или претендуют на откровения, выходящие за рамки Писания. Однако Послание к Евреям не оставляет сомнения в том, что Бог убедительно говорил Израилю в пророках и что Он раскрылся нам во всей полноте и окончательно в Сыне (1−2). Бог открывался израильтянам в Ветхом Завете многократно и многообразно в снах, видениях и через ангелов. Но завершительное откровение наступило в последние дни сии, то есть на закате истории человечества, через Иисуса Христа. Автор далее развивает мысль, что Ветхий Завет был преддверием и фундаментом, на котором было построено это завершающее откровение (напр.: 8:5; 10:1). Действительно, Бог продолжает говорить к христианам через ветхозаветные Писания по поводу самых разнообразных обстоятельств (напр.: 3:7−11; 12:5−6). Однако, стремясь подчеркнуть завершающий характер откровения, данного в Иисусе Христе, автор Послания к Евреям указывает на Его превосходящее все величие, высшую природу как Сына Божьего.

Христос был с Богом от начала, через Него Бог сотворил Вселенную (веки сотворил; греч. aionas — «века» или «миры» — используется также для обозначения космического пространства и времени в 11:3). Более того, Сыну было предназначено владеть и управлять всем сущим, Бог поставил Его наследником всего (2, ср.: Пс 2:7−8). Хотя многие отрицают власть Сына и продолжают отвергать Его, Христос должен одержать окончательную победу. Как сияние славы и образ ипостаси Бога, Сын раскрывает в Своей Личности, а не только в Своих словах, истинную суть Бога (3). Он продолжает поддерживать творение и контролировать ход исторических событий, держа все словом силы Своей, которым сотворил все сущее (3).

Поскольку сутью Божественного откровения всегда были взаимоотношения между Богом и людьми, в Послании к Евреям незамедлительно проясняется, что роль Сына заключается в том, чтобы совершить очищение грехов (3). Это предвосхищает развитие темы в 2:14−18 и последующих отрывках, где речь идет о том, что Сыну надлежало полностью воспринять нашу человеческую природу, пройти через страдания и умереть во имя исполнения Своего назначения как первосвященника, призванного искупить наши грехи. Бог обращается к нам с заключительным словом не просто ради совершенного раскрытия Своего характера через Иисуса Христа, но и ради Его спасительной миссии, которая дает нам возможность радоваться всему, что обещано Богом Его народу в последние дни сии.

В завершение Своей искупительной деятельности Он воссел одесную [престола] величия на высоте (ср.: Пс 109:1). Восшествие Сына Божьего на небесный престол представляется столь значительным событием, что поэтому здесь не упоминается ни о воскресении, ни о вознесении Христа, сделавших возможной эту интронизацию. В заключительной части вступления автор при этом указывает на величие этого воцарения. Бог установит абсолютную власть и превосходство Сына перед ангелами, которых израильтяне считали наиболее близкими к Богу сверхъестественными существами (4).

1:5 — 2:18 Сын и ангелы

Прежде чем углубиться в детали, полезно прочитать весь фрагмент, чтобы увидеть, как сочетаются друг с другом отдельные его части. Те, к кому обращено послание, вероятно, плохо понимали, в чем состоят различия между Христом и ангелами, однако в чем именно заключалась их проблема, не совсем ясно. Судя по текстам 2:5−9, факт, что Сын в момент Своего рождения стал тем, кого Бог не много унизил пред Ангелами, требовал определенного разъяснения. Как Он мог быть выше ангелов и одновременно облечься в человеческую плоть? Почему Тот, Кто больше ангелов, должен страдать и умереть, согласно возвещенному в евангельской вести? Природа, смысл и назначение явления, которое передается словом «воплощение», продолжает занимать умы и в наше время, а Послание к Евреям предлагает глубокое проникновение в суть этой проблемы.

Фрагмент 2:1−4 позволяет сделать вывод о том, что первые читатели послания придерживались популярного иудейского представления, что ангелы принимали участие в передаче закона Божьего Моисею (ср.: Деян 7:53; Гал 3:19). Поэтому они должны были удостовериться в высочайшем статусе и величии характера того, через кого передавалось новое откровение. Точно так же и сегодня многим хотелось бы убедиться в том, что Иисус Христос больше, чем пророк или ангел, несущий весть. Но Бог никогда не раскрывался больше, чем во Христе, и большего нельзя и ожидать. Следовательно, возникала опасность игнорировать весть о спасении, которая исходила от Него.

В 2:5−18 нам показано, что миссия Сына на земле состояла в том, чтобы достичь спасения от греха и его последствий, что позволило бы верующим разделить с Ним Его славу и честь в грядущем мире. Здесь подчеркивается наша великая нужда и непостижимая благодать Божья, которая удовлетворяет ее. Мысль о небесном правлении Христа снова выходит на передний план, придавая нам уверенность, что в итоге все будет покорено Ему («все покорил под ноги его», 2:8) и что невзирая ни на какие препятствия истинные Его ученики будут царствовать вместе с Ним.

1:5−14 Христос — превыше ангелов

Тексты Писания, которые цитируются в данном фрагменте, призваны подкрепить и рассмотреть поднятые во введении важные темы (1−4) в более широком контексте. Так, небесное воцарение Сына (3) естественным образом объясняет Его положение по отношению к миру ангелов. Пс 109:1 составляет основу, которая позволяет понять разные ветхозаветные тексты. В ст. 3 содержится ссылка на этот текст («седи одесную Меня», т. е. рядом с Величием в вышних, на небесах), который полностью цитируется в ст. 13.

Таким образом, в фокусе данного отрывка восшествие на престол и небесное правление Христа. Иисус использовал Пс 109:1 как оставленное в ветхозаветных пророчествах указание на возвышенный, небесный статус Мессии, или Христа (напр.: Мк 12:35−37; 14:61−62). Это утверждение постоянно использовалось и первыми христианами по отношению к воскресшему Христу (напр.: 10:12−14; Деян 2:34−36; 1Кор 15:25). На этот ключевой текст есть также аллюзии в 8:1 и 12:2.

Ст. 5 Пс 2:7 цитируется здесь потому, что это пророчество, относящееся к Мессии как Сыну Давидову и Сыну Божьему. Богословская основа этого экстраординарного заявления состоит в особом обетовании Божьем Давиду и его потомкам на царском престоле (Цар 7:14), которое тоже цитируется здесь. Когда сыновья Давида были возведены на престол в Иерусалиме как представители Бога на земле, они получили особый статус сыновства, право на особые отношения с Богом. Иисус — один из них, Тот, Кто окончательно воплотит в себе исполнение этих пророчеств, потому что Он - вечный Сын Божий (как в 1:2−3), воскресение и вознесение Которого дало Ему предназначенное для Него место, где Он был явлен во всей славе и могуществе, воссев «одесную Бога» (ср.: использование Пс 2:7 в Деян 13:33).

Ст. 6 Подобные обетования никогда не давались ангелам. Их главное предназначение — поклонение и служение Богу (ср.: Втор 32:43; Пс 95:7). Следовательно, они должны поклоняться Сыну, Который восседает по правую руку от Бога, «унижен пред Ангелами», но ныне «увенчан славою и честью» (2:9). Полностью восприняв человеческую природу, Он стал не много... унижен пред Ангелами. Введение Первородного во вселенную (греч. oikoumere, как в 2:5) лучше всего можно понять в контексте фрагмента 2:5, где речь идет о вступлении Христа «в будущую вселенную», то есть для нас — в грядущий мир (2:5). Это произошло с момента Его вознесения в сферу небесного.

Ст. 7−9 Греческий текст Пс. 103:4 позволяет полагать, что ангелы были сотворены для выполнения повелений Бога со скоростью ветра и силой огня. Они составляют часть сотворенного мира и должны подчиняться Сыну, потому что Он участвует вместе с Отцом в Божественном правлении миром (престол), которое длится вечно (в век века). Текст Пс. 44:7−8, где воспевается помазание царя, относят к Христу, царю Израиля, Который в самой превосходной степени воплощает идеал праведности (возлюбил правду) и помазан елеем радости в вечном царстве Божьем.

Ст. 10−12 Вечность Христа и Его правления снова подчеркивается в Пс 101:26−28. Она противостоит преходящей природе тварного мира, который создан Ими который однажды погибнет и обветшает, как риза. В Послании к Евреям миспользуется греческий текст двух указанных выше псалмов, чтобы подчеркнуть, что Отец обращается к Своему Сыну как к Богу и Господу. Такое толкование, вероятно, подсказано Пс. 109:1, поскольку Господь там относит этот титул к другой личности («сказал Господь Господу моему») и приглашает Еговоссесть по правую руку от Него.

Ст. 13−14 Возвращаясь к тексту, который, по-видимому, был отправной точкой его размышлений, автор использует Пс. 109:1, стремясь подчеркнуть, что ангелы не имели власти и не осуществляли контроль над Сыном. Как служебные духи, они были предназначены для исполнения Его повелений. Действительно, они служили Богу через служение тем, которые имеют наследовать спасение. Ангелы занимают более высокое положение в иерархии сотворенных существ (Пс. 8:4−6), но их миссия состоит в том, чтобы помочь нам в вещах, не доступных нашему разумению, во имя достижения нами небесного наследия (ср.: 13:2).

Примечания:

 
Elberfelder Bibel 2006
1 [1] – o. durch die
1 ⓐ – Jer 7,25; 2Petr 3,2
2 [2] – d. h. in der Person des Sohnes, für dessen Einzigartigkeit der fehlende Artikel im Griech. bezeichnend ist
2 ⓑ – Mt 14,33
2 ⓒ – Ps 2,8; Mt 21,37.38
2 [3] – o. die Zeitalter; o. die Ewigkeiten; griech. Äonen
2 ⓓ – V. 10; Joh 1,3
3 ⓔ – Joh 1,14
3 [4] – d. h. seiner eigenen
3 ⓖ – Kol 1,17
3 ⓗ – Kap. 9,12-14.26; 2Petr 1,9
3 ⓘ – V. 13; Kap. 8,1; 10,12; 12,2; Mk 16,19
4 ⓙ – Phil 2,9
5 ⓚ – Kap. 7,28
5 ⓛ – Kap. 5,5; Ps 2,7; Lk 1,35; Apg 13,33
6 ⓝ – Ps 89,28; Kol 1,15.18
6 [5] – o. die bewohnte <Erde>; so auch Kap. 2,5
6 ⓞ – Ps 97,7; Mt 4,11
7 [6] – o. zu Geistern; vgl. Anm. zu Joh 3,8
7 [7] – griech. leitourgos; das Wort wurde auch für geistliche und weltliche Amtsträger verwendet
7 ⓟ – Ps 104,4
8 [8] – w. in das Zeitalter des Zeitalters (griech. Äon)
8 ⓠ – Lk 1,33
8 [9] – o. deiner Königsherrschaft
8 ⓡ – Jer 23,5
9 [10] – o. darum hat Gott, dein Gott, dich gesalbt
9 [11] – w. Öl des Jubels
9 ⓢ – Ps 45,7.8
10 ⓣ – V. 2
11 ⓤ – Mt 24,35
11 ⓥ – Jes 51,6
12 ⓦ – Offb 6,14
12 [12] – d. h. der ewig Unveränderliche
12 ⓧ – Ps 102,26-28
13 ⓨ – V. 3
13 ⓩ – Kap. 10,12.13; Ps 110,1; Mt 22,44
14 ⓐ – Ps 103,20.21
14 [13] – o. die Rettung
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.