От Луки 1 глава

Евангелие от Луки благовествование
Еврейский Новый Завет → Толкования Августина

Еврейский Новый Завет

1 Дорогой Феофил*, многие взялись за составление описаний событий, произошедших среди нас.
2 Они основаны на фактах, переданных нам теми, кто с самого начала были очевидцами и глашатаями вести.
3 И потому, Ваше Превосходительство, после тщательного исследования всего с самого начала, я посчитал правильным изложить для Вас всё точно и последовательно,
4 чтобы Вы знали прочное основание того, чему были научены.
5 Во времена Ирода, Царя Иуды*, был священник* по имени Захария*, входивший в смену Авия. Его жена была из рода Аарона*, звали её Елисавета*.
6 Оба они были праведны перед Богом и безукоризненно следовали всем заповедям* и постановлениям Господа*.
7 Однако у них не было детей, потому что Елисавета* была бесплодна; а оба были уже в летах.
8 Однажды Захария* выполнял обязанности священника*, когда его смена совершала служение перед Богом,
9 и ему выпал жребий (согласно традиции священников*) войти в Храм и совершить всесожжение.
10 Все находились снаружи и молились, пока совершалось всесожжение,
11 как вдруг справа от жертвенника перед Захарией* предстал ангел Господа*.
12 Увидев его, Захария* пришёл в ужас.
13 Но ангел сказал ему: "Не бойся, Захария*, потому что молитва твоя была услышана. Жена твоя Елисавета* родит тебе сына, а ты назови его Иоанн*.
14 Он станет радостью и утешением для вас, и многие будут радоваться его рождению,
15 так как он будет велик в глазах Господа*. Он не будет пить вина и других крепких напитков и ещё в чреве матери будет исполнен Святого Духа*.
16 Многих из народа Израиля обратит он к Господу*, Богу их.
17 Он выйдет перед Господом* в духе и силе Илии*, чтобы возвратить сердца отцов к детям (Малахия 3:23-24(4:5-6), и непокорных — к мудрости праведных, чтобы приготовить для Господа* народ".
18 Захария* сказал ангелу: "Как я могу быть уверен в этом? Ведь я старый человек, жена моя тоже в летах".
19Гавриил*, — ответил ему ангел, — и стою в присутствии Бога. Я был послан говорить с тобой и сообщить тебе эту радостную весть.
20 Теперь же, поскольку ты не поверил сказанному мной, и что оно исполнится в должное время, ты будешь молчать и не сможешь говорить до того дня, как всё это произойдёт".
21 Между тем люди ждали Захарию*, удивляясь тому, что он так долго находится в Храме.
22 Когда же он вышел и не мог говорить, они поняли, что он видел в Храме видение. Не говоря ни слова, он объяснялся с ними жестами.
23 Когда время его служения в Храме подошло к концу, он вернулся домой.
24 Вслед за тем его жена Елисавета* зачала и в течение пяти месяцев жила в уединении, говоря:
25 "Господь* сделал это для меня; проявил ко мне благосклонность в эти дни, сняв с меня позор".
26 На шестой месяц ангел Гавриил* был послан Богом в город в Галилеи* под названием Назарет*
27 к девушке, обручённой с человеком по имени Иосиф*, из дома Давида; девушку ту звали Мария*.
28 Приблизившись к ней, ангел сказал: "Мир вам*, госпожа, снискавшая расположение! Господь* с тобой!"
29 Она была сильно взволнована его словами и не могла понять, что это за приветствие.
30 Ангел сказал ей: "Не бойся, Мария*, ибо ты снискала расположение у Бога.
31 Вот, ты зачнёшь и родишь сына, и назовёшь его Иисус*.
32 Он будет велик, и назовётся Сыном Всевышнего*. Господь*, Бог, отдаст ему трон его праотца Давида;
33 и он будет править Домом Иакова* вечно, и его Царству не будет конца".
34 "Как это может произойти, если я девственница?" — спросила Мария* у ангела.
35 Ангел сказал ей в ответ: "Святой Дух* сойдёт на тебя, сила Всевышнего* покроет тебя. Поэтому святое дитя, рождённое тобой, будет названо Божьим Сыном.
36 У тебя есть родственница, Елисавета*, которая уже стара, и все считают её бесплодной. Однако она зачала сына и беременна уже шесть месяцев!
37 Потому что у Бога нет ничего невозможного".
38 Мария* сказала: "Я слуга Господа*, пусть со мной всё будет так, как ты сказал".
39 Тотчас же Мария* отправилась в дорогу и поспешила в город, находившийся в горах Иудеи*,
40 где жил Захария*, вошла в его дом и поздоровалась с Елисаветой*.
41 Когда Елисавета* услышала приветствие Марии*, ребёнок в её чреве зашевелился. Елисавета* наполнилась Святым Духом*
42 и громко сказала: "Благословенна ты среди женщин! И благословен ребёнок в твоём чреве!
43 Но кто я такая, чтобы мать моего Господа пришла ко мне?
44 Ведь как только звук твоего приветствия достиг моих ушей, ребёнок в моём чреве заиграл от радости!
45 В самом деле, благословенна ты, потому что поверила, что обещанное тебе Господом*, исполнится".
46 Тогда Мария* сказала: "Душа моя превозносит Господа*,
47 и дух мой радуется в Боге, Спасителе моём,
48 который заметил свою рабу в смирении её. (1 Царств 2:1, 1:11) Ибо впредь — подумать только! — все поколения будут называть меня благословенной!
49 Могущественный сделал для меня великое! Да, свято Его имя;
50 и в каждом поколении Он проявляет милость к боящимся Его . (Псалом 110:9, 102:17)
51 Он сотворил великие дела Своей рукой, обратил в бегство гордых сердцем,
52 свергнул с тронов правителей, возвысил смиренных,
53 дал блага голодным, а богатых отпустил ни с чем.
54 Он стал на сторону Своего слуги Израиля, помня о милости,
55 которую обещал нашим отцам, Аврааму* и его семени навеки".
56 Мария* оставалась у Елисаветы* около трёх месяцев, и затем вернулась домой.
57 Елисавете* настало время рожать, и она родила сына.
58 Её соседи и родственники узнали о том, как добр был к ней Господь*, и радовались вместе с ней.
59 На восьмой день они пришли сделать ребёнку ритуал обрезания*. Они уже собирались назвать его Захарией*, в честь отца,
60 но мать его громко сказала: "Нет, нужно назвать его Иоанном*".
61 Они сказали ей: "У вас в роду никого так не звали",
62 и спрашивали у отца жестами, как бы он хотел его назвать.
63 Тот подал знак, чтобы ему принесли дощечку, и ко всеобщему удивлению написал на ней: "Его имя — Иоанн*".
64 И в этот момент к нему вернулся дар речи, и первыми его словами было благословение* Богу.
65 Все соседи были охвачены благоговейным страхом; и по всей горной области Иудеи* люди говорили о том, что произошло.
66 Все, кто слышали об этом, задавались вопросом: "Кем же будет этот ребёнок?" Так как несомненно рука Господа* была с ним.
67 Отец ребёнка, Захария*, наполнился Святым Духом* и произнёс пророчество:
68 "Да будет возвеличен Господь*, Бог Израиля", (Псалом 40:14, 71:18, 105:48) потому что Он посетил Свой народ и сотворил для него искупление
69 воздвигнув для нас могущественного Спасителя, потомка слуги Его Давида.
70 Как говорил устами пророков от самого начала —
71 что мы будем освобождены от врагов и от власти всех ненавидящих нас.
72 Это случилось для того, чтобы Он мог проявить милость, обещанную нашим отцам, вспомнить Свой святой договор,
73 клятву, которой клялся отцу нашему Аврааму*
74 дать нам, по избавлении от наших врагов, служить Ему без страха;
75 в святости и праведности перед Ним все дни нашей жизни.
76 Ты, дитя, назовёшься пророком Всевышнего*, Ты выйдешь перед Господом, чтобы приготовить Ему путь, (Малахия 3:1, Исайя 40:3)
77 возвещая среди Его народа о том, что спасение — в прощении грехов
78 по любви и милосердию Бога, благодаря которым Утренняя Заря посетит нас с Небес,
79 чтобы осветить находящихся во тьме, живущих в тени смертной (Исайя 9:1(2) и направить наши стопы на путь мира".
80 Ребёнок рос и становился сильным в духе, и жил в пустыне до тех пор, пока не пришло время появиться открыто перед Израилем.

Толкования Августина

Стих 8−10

Захария молился о Мессии

Но почему это было сказано? Поскольку Захария приносил жертву за народ; священник приносил жертву за народ, народ этот ожидал Христа, а Иоанн возвестил Христа. И тот же самый ангел говорит Деве Марии: Радуйся, благодатная, Господь с тобою (Лк 1:28), — то есть уже с тобой Тот, Кто будет в тебе.

Источник: Проповеди 291.3.

Стих 11−12

Ангел приходит к Захарии

Пришел ангел Гавриил к Захарии, а не к Елисавете, жене его, матери Иоанна; пришел, говорю я, ангел Гавриил к Захарии, а не к Елисавете. Почему же так? Потому что Иоанну предстояло быть зачатым в Елисавете Захарией. Поэтому ангел, возвещая грядущее рождение Иоанна, пришел не к вмещающей утробе, но к источнику семени. Он возвестил, что у них обоих будет сын, но возвестил отцу. Ибо Иоанну предстояло произойти от сожительства мужчины и женщины. Вот, тот же самый Гавриил пришел в другой раз к Марии, а не к Иосифу: откуда предстояло начаться рождающейся плоти, откуда было начало рождения, к той и пришел ангел.

Источник: Проповеди 291.3.

Стих 17

Когда Иоанн был зачат или, точнее, когда он родился, Святой Дух пророчество­вал о том, что надлежало исполниться в этом человеке: «И будет он Предтечей Всевышнего, в духе и силе Илии» (ср. Лк 1:17). Так что он «не Илия», но в духе и силе Илии. Что значит: в духе и силе Илии? Значит в том же Святом Духе под видом Илии. Почему под видом Илии? Потому что кем будет Илия во втором пришествии, тем Иоанн был в первом.

Стало быть, Иоанн, говоря в буквальном смыс­ле, дал ответ правильный. Господь же говорил образно: «Илия есть Иоанн», а тот, как я уже сказал, говорил буквально: «Я не Илия». Если ты будешь иметь в виду образ Предтечи, то Иоанн и есть Илия. Ибо он в первом пришествии был тем, кем будет во втором Илия. Если же ты спрашиваешь о конкретной личности, то Иоанн — это Иоанн, а Илия — это Илия.

Источник: Рассуждение на Евангелие от Иоанна 4.5

Стих 18

Бесплодие и девственность

Церковь соблюдает рождество Иоанна Предтечи как некий священный день; нет никого среди праотцов, чье рождение мы праздновали бы с торжеством; празднуем мы рождество Иоанна и празднуем Христово Рождество; нельзя умолчать здесь о последнем, и даже если недостаточно в сравнении с достоинством этой вещи объясняется нами это, все равно мыслится более плодоносным и высоким. Иоанн рождается от неплодной старицы, Христос рождается от юной девы. Иоанна рождает бесплодие, Христа — непорочность. При рождении Иоанна необычен был возраст рождающей, при рождении Христа не было супружеских объятий. Первый возвещается предсказывающим ангелом, второй зачинается по возвещению ангела. Не поверил тот, у кого должен был родиться Иоанн, и сделался немым отец; поверила Мария, что должен родиться Христос, и по вере зачался Он. Сперва возникла вера в сердце Девы, и последовала за ней плодовитость во чреве матери. И, однако, почти одни и те же слова произносит Захария, когда ангел возвестил об Иоанне: По чему я узнаю это ? Ибо я стар и жена моя уже влетах преклонных (Лк 1:18); и святая Мария, когда ангел возвестил о грядущем рождении Христа: Как будет это, когда я мужа не знаю? (Лк 1:34) — почти одинаковые слова... Наконец, Иоанн рождается, когда уже уменьшается свет и начинает расти ночь, а Христос рождается, когда ночь уменьшается, а день возрастает.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 293.

Стих 34

Девственное рождение

И само девство Марии приятнее и привлекательнее, поскольку зачатый Христос Сам не отнял у Нее того девства, которое сохранил от насилия мужа, но, прежде чем зачаться, уже избрал посвященную Богу, от Которой вознамерился родиться.

Источник: Августин Иппонский, О святом девстве 4.

Стих 35

Очищающее рождение

Первый грешник и первый преступник родил повинных смертигрешников. А Спаситель пришел от Девы к требующим исцеления. Вот, пришел Он к тебе не так, как произошел ты сам, ведь Он не от похоти мужа и жены, не от этих уз похоти. Дух Святой, — говорит ангел, — найдет на тебя. Сказано это было Деве, сказано было пламенеющей верою, а не распаляемой похотью плоти:

Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя (Лк 1:35). Если она будет иметь такое осенение, разве загорится она жаром вожделения? Итак, поскольку Он пришел к тебе не так, как ты сам произошел, Он освобождает тебя.

Источник: Проповеди 153.14.

Стих 41

Взыграние Иоанна — знак веры

Елисавета, чтобы ответить Марии, как выше указывает евангелист, исполнилась Духа Святого (Лк 1:41); так что несомненно по Его откровению узнала, что означает это радостное взыграние младенца, а означало оно, что пришла Матерь Того, Чьим предтечей и предвозвестителем предстояло стать этому младенцу. Итак, это могло быть обозначением предстоящей великой вещи, чтобы поняли ее взрослые, но это не означает, будто понял ее младенец. Ведь когда выше шел рассказ об этом в Евангелии, не было сказано: «уверовал младенец во чреве ее», но: взыграл; и сама Елисавета не сказала: «Взыграл с верою младенец во чреве моем», но говорит: Взыграл радостно (Лк 1:44).

Мы можем наблюдать взыграние от радости не только у младенцев, но и у животных, и понятно, что эта радость происходит не от веры, религии, или какой-либо разумной мысли; но совершенно необычным и новым было то, что младенец взыграл во чреве и притом во время прихода Той, Которой предстояло родить Спасителя человеков. Потому это удивительно, потому считается великим чудом, потому что это взыграние и как бы возданное Матери Господа приветствие, как обычно и происходят всякие чудеса, совершилось во младенце по божественному изволению, а не самим младенцем было совершено по человеческой воле.

Источник: Послания 187.23.

Стих 44

Взыграние Иоанна — знак веры

Елисавета, чтобы ответить Марии, как выше указывает евангелист, исполнилась Духа Святого (Лк 1:41); так что несомненно по Его откровению узнала, что означает это радостное взыграние младенца, а означало оно, что пришла Матерь Того, Чьим предтечей и предвозвестителем предстояло стать этому младенцу. Итак, это могло быть обозначением предстоящей великой вещи, чтобы поняли ее взрослые, но это не означает, будто понял ее младенец. Ведь когда выше шел рассказ об этом в Евангелии, не было сказано: «уверовал младенец во чреве ее», но: взыграл; и сама Елисавета не сказала: «Взыграл с верою младенец во чреве моем», но говорит: Взыграл радостно (Лк 1:44).

Мы можем наблюдать взыграние от радости не только у младенцев, но и у животных, и понятно, что эта радость происходит не от веры, религии, или какой-либо разумной мысли; но совершенно необычным и новым было то, что младенец взыграл во чреве и притом во время прихода Той, Которой предстояло родить Спасителя человеков. Потому это удивительно, потому считается великим чудом, потому что это взыграние и как бы возданное Матери Господа приветствие, как обычно и происходят всякие чудеса, совершилось во младенце по божественному изволению, а не самим младенцем было совершено по человеческой воле.

Источник: Послания 187.23.

Стих 53

Кто такие алчущие (Лк 1:53)? Смиренные, бедные. Кто такие богатящиеся (Лк 1:53)? Гордые и надменные.

Не стану я отсылать вас далеко: тотчас покажу вам в одном храме бога- тящегося из тех богатых, которые отпускаются ни с чем, и бедного из тех бедных, которые исполняются благ. Два человека вошли в храм помолиться; один фарисей, а другой мытарь <...> (Лк 18:9-12). Посмотри на богатящегося, изрыгающего непереваренное, выдыхающего пресыщение, но пресыщение гордостью, а не праведностью. Боже, — говорит он, — благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, — грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк 18:11). Иди, подойди бедный, алчущий мытарь; а лучше стой там, где ты встал. Ибо мытарь стоял вдали. Но Господь приближается к смиренному. Мытарь не смел поднять глаз на небо, но куда не поднимал он глаз, там уже было его сердце.

Источник: Проповеди 290.6.

Стих 56

Итак, слова Матфея о Марии: Она имеет во чреве от Духа Святого — не противоречат Луке, но Лука рассказал то, что Матфей опустил. И тот и другой свидетельствуют, что Мария зачала от Духа Святого, и нет никакого противоречия в том, что Матфей рассказывает пропущенное у Луки. Он продолжает: Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их? А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою. Ине знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода? — и далее.

Источник: О согласии Евангелистов, книга 2.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.